Чувство святости
На Земле Израиля у человека рождается особое чувство святости. Особое небо, особая почва под ногами, особые плоды, особое состояние души… Тот, кто не жил здесь, не поймет. Тот, кто ходил по этой земле, не забудет. Здесь Б-г близок к человеку.
Только на Земле Израиля можно в открытом бою победить ангела – обвинителя, покровительствующего народам мира, только здесь можно защитить достоинство своих братьев и сестер, как Шимон и Леви в Шхеме. И только здесь евреи могут создать свою страну, управляемую царем "из братьев твоих". А в изгнании приходится платить дань правителям и налоги на содержание чужих храмов.
Зачем же Йосеф так уговаривает братьев оставить пределы Земли Кнаан и спуститься в Египет? Ведь он мог бы посылать им зерно и плоды, накопленные им на протяжении благополучных лет, чтобы поддержать во время голода. Он хотел увидеть отца? Но одно лишь желание встретиться с Яаковом не могло заставить его привести все семейство в Египет. Страна, где не знают Б-га и унижают человека, где процветают ложь, лицемерие, колдовство и разврат – это ли место для воспитания детей, от которых должен произойти великий народ?
Б-жественный план
Поведение Йосефа объясняется тем, что он стремился претворить в жизнь сны своей юности. Если в ночном видении снопы братьев склонились перед его снопом – значит, братья должны прийти к нему и попросить хлеба. Йосеф считал, что обещание "и благословятся тобой все народы земли" (Берешит, 12:3), данное Аврааму, осуществилось через него, так как он спас от голодной смерти целые народы; и силы Ицхака, позволившие собрать в голодные годы стократный урожай, перешли к нему, и поэтому земля египетская, отданная ему во владение, наполнилась хлебом.
И как сны Яакова являлись пророчеством, так и его сны – сама истина. Как звезды кланялись ему во сне, так и сыновья Яакова, уподобленные звездам, должны прийти к нему и признать, что его виденье и понимание мира превосходит их мудрость. Йосеф – праведник, и его действия продиктованы не самолюбием, тщеславием или чувством мести – он считает себя соучастником претворения в жизнь Б-жественного плана. Зная о полученном Авраамом предсказании "Знай, что пришельцами будет потомство твое на земле не своей, и будут угнетать их, и мучить четыреста лет. Но так же и народ, который поработит их, судить буду Я, а затем выйдут с большим имуществом" (Берешит, 15:13), он был уверен в том, что Всевышний хочет, чтобы еврейский народ зародился в изгнании, и лишь затем пришел на Святую землю. Йосеф понимал, что это Б-жественное постановление стало наказанием Аврааму за неверие в то, что его потомки смогут жить на Святой земле. Аврааму казалось, что слишком большие требования к человеку предъявляет она. Всевышний обещал, что этот недостаток веры исправят потомки Авраама: в их душе проснется такакя любовь к Земле Израиля, что родившись на чужбине, они будут искать пути возвращения в нее, несмотря на то, что никогда ее не видели.
Но, может быть, нужно было молиться и просить Всевышнего, чтобы Он отменил этот суровый приказ – родиться в изгнании и выбираться из него? Может быть, лучше было бы умолять Вс-вышнего вернуть его к отцу, а не посылать повозки, чтобы привезти Яакова в Египет? Это не путь Йосефа. Для него все происходящее является выражением Б-жественной воли, направленной на то, чтобы в конце концов дать великое благо потомкам Яакова. А если бы его спросили, как можно вырастить сыновей в изгнании, он бы ответил: "Посмотрите на моих сыновей Менаше и Эфраима. Они учатся вместе с детьми египетских царедворцев, одеваются так же, как они, и остаются великими праведниками".
Опасения Яакова
Впоследствии, увидев сыновей Йосефа в одежде слуг фараона, Яаков сделал вид, что не узнает их. Тем самым он показал Йосефу, что пребывание в изгнании катастрофически отражается на потомстве, даже если отец семейства, погрузившись в чужую культуру, сохраняет праведность.
В Яакове жило страстное желание увидеть Йосефа. Но он боялся жизни в Египте. Уже приближаясь к египетской границе, он сомневался, стоит ли ему пересекать ее. И поэтому в Беер Шеве, на стоянке по дороге в Египет, Всевышний обратился к нему, чтобы успокоить его и укрепить его дух: «И говорил Б-г Израилю в видениях ночных, и сказал…: "Я Б-г, Б-г отца твоего, не бойся сойти в Египет, ибо народом великим сделаю тебя там" (Берешит, 46:3).
Наш праотец не хотел, чтобы все его внуки росли подобно Менаше и Эфраиму. Он хотел исключить малейшую вероятность их соприкосновения с окружающей средой. И оборонительную линию он хотел построить сразу – потом будет поздно: "И Йеуду он (Яаков) послал перед собой к Йосефу" (Берешит, 46:28), чтобы он приготовил места для изучения Торы (Берешит раба). Однако, воспитание в условиях полной изоляции от внешнего мира – тоже не выход. Оно порождает много своих проблем.
Не вы послали меня сюда, но Б-г
Сны виночерпия и хлебодара должны были быть снами Йосефа о будущем еврейского народа, но поскольку на чужбине, в темнице, Всевышний не дает пророчество, те видения, которые он должен был увидеть сам, ему пересказали другие. Йосеф отдал предподчение виночерпию потому, что надеялся, что все потомки Яакова станут подобны винограду – людям, получающим основную жизненную силу от солнечных лучей, т.е. живущим духовной жизнью и испытавающим отвращение к разврату, обману, лжи и лицемерию. Он отверг хлебодара потому, что не хотел, чтобы будущие поколения сыновей Израиля в Египте были похожи на хлеб из злаковых, чьи стебли питаются силами земли. Если народ не пустит корни в земле египетской, цель будет достигнута.
Вынесите мои кости из этого
"А сыновья Израиля расплодились и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та" (Шмот, 1:4). А Мидраш раба поясняет: «Вся земля египетская наполнилась евреями, и, в основном, места служения чужим богам».
И когда Йосеф увидел, что происходит, он завещал: "Вспомнит Б-г о вас, тогда вынесите мои кости из (всего) этого" (Берешит, 50:25). "Из всего этого…" – с презрением сказал Йосеф о Египте. Евреи пробыли в Египте 210 лет. И Всевышний с поспешностью вывел их – еще мгновение и некого было бы выводить, так как испорченность проникла бы в глубину души. Оставшиеся 190 лет Вс-вышний заменил на другие испытания: долгую историю, преисполненную других изгнаний.