В нашей главе начинается противостояние двух сыновей Яакова: бастарда Ишмаэля и сына Сары Ицхака. Особенно интересно будет рассмотреть отдельные аспекты этого противостояния в свете участившихся нападений «мирных» арабов и потрясающего цинизма их лидеров, свидетелями которых мы с вами являемся.
Итак, после долгих лет бесплодия Вс-вышний посылает Саре и Аврааму сына, который призван продолжить путь избранничества. Но не все гладко в стане Авраама – служанка Сары Агарь лелеет мечту о том, что именно её сын, Ишмаэль, с детства отличавшийся жестоким и диким нравом, станет наследником Авраама. Её давнишний спор с Сарой, когда она хотела занять место госпожи в силу своей плодовидости, ошибочно принимая её за показатель праведности (см. прошлую главу Торы), окончился не в пользу Агарь. Но она рассчитывает взять реванш в следующем поколении. Всё, что нужно сделать – устроить «несчастный случай», пока Ицхак еще мал. Но в младенчестве Сара неусыпно стерегла своего сына, предвидя такую возможность, но, когда Ицхак подрос и стал играть вне шатра, это стало делать гораздо труднее. Тем более, что одним из его товарищей по играм был Ишмаэль, который, наущеный матерью, вовлекал своего младшего брата в далеко небезопасные забавы. Вот как об этом рассказывает Тора:
И УВИДЕЛА САРА, ЧТО СЫН hАГАР-ЕГИПТЯНКИ, КОТОРОГО ТА РОДИЛА АВРАhАМУ, ПОТЕШАЕТСЯ (21:9). Что значит «потешается» в данном контексте? РаШИ так объясняет это слово: «это означает убийство, подобно "пусть встанут юноши и потешаться (т.е.) сразятся перед нами…" [II Кн. Шемуэля 2,14] .Потому что (Ишмаэль) спорил с Ицхаком из-за наследства, говоря "Я первенец и возьму двойную долю". Они вышли в поле, и (Ишмаэль) стал метать в него стрелы из лука, (а когда его стали упрекать в этом, то он) говорил: Ведь я всего лишь забавляюсь" (т.е. это шутка) [Притчи 26, 18-19].»
Но, как нам известно, в каждой шутке есть доля … шутки (а остальное – правда). Достаточно одной стрелы – и Ишмаэль становится единственным наследником. Видя это, Сара требует от Авраама изгнать Агарь и ее сына. Хотя Авраам не очень хочет этого делать (не смотря ни на что он любит и Ишмаэля, своего первенца), Вс-вышний приказывает ему послушать голоса жены его. Так Агарь оказывается в пустыне с мехом воды и сыном на руках. Они заблудились, и в мехе кончилась вода, да в придачу Ишмаэль слег в лихорадке. Тут Агарь проявила себя как настоящая арабская мать, из тех, которые с радостью посылают своих детей в «шахиды» – она отошла подальше, чтобы не слышать его стонов, и села ждать, пока он умрет. Нет, ради истины стоит отметить, что она плакала и переживала, но, тем не менее, ее поведение говорит о многом….
И вот:
Согласно Мидрашу, в этот самый момент Небесный Суд решал судьбу Ишмаэля. Так об этом пишет РаШИ: Человека судят по тем поступкам, которые он совершает теперь, а не по тому, что он совершит в будущем [Рош hа-Шана 16 б]. Так как ангелы – служители выступали с обвинением и говорили: "Властелин мира! Тому, чьи потомки будут изнурять Твоих сынoвей жаждой, Ты открываешь источник воды?!" А Он им отвечал: "В его теперешнем состоянии он повинен смерти или нет?" Ответили Ему ангелы: "Нет", Сказал Он им: "По его поступкам нынешним сужу его". Таково (значение слов) "…оттуда, где он находится" (стих 17). А когда (Ишмаэль) морил сынов Исраэля жаждой? Когда Невухаднецар изгнал их из Страны Израиля в Вавилон… Когда их вели мимо тех мест, где жили арабы, сыны Исраэля говорили своим конвоирам: "Просим, отведите нас к сыновьям нашего дяди Ишмаэля, они сжалятся над нами". … И они действительно выходили им навстречу и приносили им мясо и соленую рыбу и полные мехи. Сыны Исраэля думали, что мехи полны водой, но когда они подносили ко рту горловину меха, (вместо воды) в тело устремлялся воздух, и человек умирал". Что ж, подобное коварное поведение арабов не изменилось и по сей день.
В книге Дварим, глава Ки Теце, говорится о "бен сорер у-морэ" (бунтующем отроке): "ЕСЛИ БУДЕТ У ЧЕЛОВЕКА СЫН БУЙНЫЙ И НЕПОКОРНЫЙ, НЕ СЛУШАЮЩИЙ ГОЛОСА ОТЦА СВОЕГО И ГОЛОСА МАТЕРИ СВОЕЙ, И НАКАЗЫВАЛИ ОНИ ЕГО, НО ОН НЕ СЛУШАЛ ИХ, ТО ПУСТЬ ВОЗЬМУТ ЕГО ОТЕЦ ЕГО И МАТЬ ЕГО, И ВЫВЕДУТ ЕГО К СТАРЕЙШИНАМ ГОРОДА ЕГО И К ВОРОТАМ МЕСТА, ГДЕ ЖИВЕТ ОН, И СКАЖУТ СТАРЕЙШИНАМ ГОРОДА СВОЕГО: "ЭТОТ СЫН НАШ БУЕН И НЕПОКОРЕН, НЕ СЛУШАЕТ ОН ГОЛОСА НАШЕГО, ОБЖОРА ОН И ПЬЯНИЦА!". И ПУСТЬ ЗАКИДАЮТ ЕГО ВСЕ ЛЮДИ ГОРОДА ЕГО КАМНЯМИ, И ПУСТЬ УМРЕТ ОН; ИСКОРЕНИ ЖЕ ЗЛО ЭТО ИЗ СРЕДЫ ТВОЕЙ, И ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ УСЛЫШИТ И УЖАСНЕТСЯ". (21:18-21).
За что же такое суровое наказание? Согласно мнению Сифре, его казнят "в виду того, к чему неизбежно приведет его образ жизни". Тора распознает его намерения и уморасположение: рано или поздно он растратит отцовское достояние, но будет искать (удовольствий), к которым привык, а они окажутся недоступными, и станет он на перекрестке и будет грабить людей (и совершать преступления, наказуемые смертью). Сказала Тора: Пусть умрет неповинным (в тяжких преступлениях) и не умрет виновным [Сифре; Санhедрин 71 б].
Магараль усматривает противоречие между упомянутым РаШИ принципом суда и законом о "бен сорер у-морэ". Ведь он приговаривается Торой к смерти из-за того, что только может совершить в будущем! Те преступления, которые он совершил на текущий момент, не наказываются смертью! Как разрешить противоречие между этой заповедью и тем, что сказанно об Ишмаэле? Магараль предлагает несколько вариантов решения:
1. Объяснение Мизрахи: Разница между случаями заключается в том, что на тот момент Ишмаэль действительно был еще невинен, в то время как «бен сорер у-морэ» уже успел совершить ряд проступков, за что, собственно, и попал в данную категорию.
2. Самому Магаралю не очень нравится такое объяснение, и он предлагает иное решение: эти случаи вообще нельзя сравнивать! «Бен сорер у-морэ» судится в человеческом, раввинском суде ("бейт дин шель мата"), в то время как Мидраш описывает суд над Ишмаэлем, происходящий перед Вс-вышним (бейт дин шель мала). А это совершенно разные типы суда! Нижний суд судит «бен сорер у-морэ» по законам Торы, соответствующим этому миру. Мы говорим: пусть он умрет безгрешным, а не уже согрешившим. Это – принцип действия нижнего суда. Этому же служат все 4 типа казни, к которым приговаривает суд. Они не только наказание за преступление, но и искупление и очищение перед Верхним судом, который судит только за практические действия, без учета каких-либо дополнительных соображений. В случае с Ишмаэлем нижнему суду вообще не нашлось бы дела – нет состава преступления. И это то, что подчеркивает Вс-вышний в ответе ангелам.
3. В своем комментраии на на отрывок о «бен сорер у-морэ» Магараль говорит: нижний суд обязан судить, верхний – дает возможность исправиться еще до получения наказания. В книге "Натив а-Тшува" упомянут еще один аспект: нижний суд не учитывает чистосердечное раскаяние, а верхний суд учитывает, т.к. нижний суд занимается только злом – нарушениями Торы, а верхний судит и учитывает также добро, которое человек совершил. Нижний суд – точечный, Верхний суд – общий. Разница – в перспективе.
Мы можем вынести из этого анализа для пользования в повседневной жизни два основных важных момента: во-первых, Вс-вышний – Судья праведный, и все, что происходит с человеком, происходит по Еги милосердному м справедливому приговору. Во-вторых, каждый человек ответственен за свои поступки, причем на двух уровнях – перед судом человеческим, и перед Высшим Судом. И если от первого порой удается ускользнуть, то со вторым такой номер невозможен даже теоретически.