553

Недельная глава Ваехи: Тень от Вавилонской башни

December 27, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 "Хотел Яаков раскрыть своим сыновьям тайну конца времен, но шхина (Б-жественное присутствие) отошла от него" (Раши к Берешит, 47:28).
Тем не менее, в благословениях Яакова прозвучало описание будущего величия еврейского народа. Он говорил о тех процессах, которые будут происходить с сыновьями Израиля, а пророки Иудеи раскрыли картину великого дня исправления мира, включая все народы, населяющие его. Что же ждет нас и весь мир в конце – согласно словам Яакова и пророков народа Израиля?
Только один раз за всю историю человечество объединилось вместе. Это произошло во время строительства Вавилонской башни. Отсюда вытекает, что единственная идея, способная объединить все народы, – это борьба с Б-гом. И она настолько прочно объединяет людей, что их невозможно уже разобщить. Если бы Всевышний не лишил все нации взаимопонимания, смешав языки, то они так бы и продолжали прикладывать усилия, чтобы избавиться от ощущения Б-жественного присутствия. Но и разойдясь по континентам и странам, каждый из народов продолжал нести в своей среде, пусть и в завуалированной форме, ту же самую идею – противостояние Б-жественной воле и стремление построить мир по-своему, дав волю своим дурным желаниям.
Инстинкты человека, берущие свое начало в силах природы, приводят к уродливым отношениям не только между человеком и Б-гом, но и между людьми: к обману, воровству, грабежу, войнам, порабощению себе подобных, убийству. На протяжении истории технический прогресс менял и производительные силы, и производственные отношения, государственные формации сменяли друг друга, старые идолы отбрасывались и появлялись более прогрессивные. Оставалось неизменным только одно: настойчивое следование дурным наклонностям души, как сказано: "Ибо желание человека – только к дурному с дней юности его" (Берешит, 8:21).
Древние греки, стремясь оправдать свои дурные наклонности, придумали богов, наделенных всеми человеческими слабостями и пороками, и обожествили не только их внешнюю красоту, но и отвратительное поведение и черты характера. Но поскольку развитие общества требует объединения человеческих усилий и в какой-то момент насилие над людьми становится неэффективным, на сцене истории появилось христианство, провозглашавшее на словах любовь и уважение к каждому человеку. На самом деле, позаимствовав несколько высоких идей из Торы, христианство поставило целью не исправить человека, а лишь дать новое прикрытие его дурным желаниям, вседозволенности и нежеланию подчиниться воле Творца. В самом деле: если бы людьми двигало желание подчиниться Б-жественной воле, направленной на то, чтобы раскрыть прекрасные потенциалы в них же самих, они бы признали, что с горы Синай прозвучал, обращаясь ко всему человечеству, голос Всевышнего, и начали бы исполнять обязанности, возложенные на них, а не придумывали бы себе нового бога, который освободил их от заповедей и готов за деньги простить грехи.

Еще более утилитарную роль сыграла религия, объединившая арабские племена. Цель ислама – оправдать войны и власть одного человека над другим. Но самым прямым и непосредственным образом инстинкт "борьбы с Б-гом" воплотился в жизнь при построении коммунистического общества, идеологией которого стал атеизм. Дурное желание человека вновь выплеснулось наружу и принесло человечеству много бед.
Новое время, освободив человека от лжи искусственно созданных религий, оставило его один на один со своим сознанием. И психология пришла к выводу, что инстинкт управляет человеком, а его неспособность реализовать свои желания порождает у него комплексы. Веру в высшее начало психология также отнесла к разряду комплексов, возникающих из-за подавления детей родителями и свободной личности – обществом. Философия Ницше превратила самого человека со всеми его инстинктами в божество. Камю написал труд под названием «Бунтующий человек», посвященный теме борьбы человека с теми ограничениями, который ставит перед ним Б-г. Чем вам не продолжение идеи Вавилонской башни и борьбы народов с Б-гом?
Естественно, что еврейский народ, со времен строительства Вавилонской башни отделившийся от всего человечества и служивший живым укором для всех тех, кто во главу своей жизни поставил дурное желание, рассматривался как общий враг. Это было характерно и для тех периодов истории, когда в Йерушалаиме возвышался Храм, и для тех, когда народ был в изгнании. Таким образом, борьба с еврейским народом и все попытки уничтожить его – продолжение борьбы с проявлением Б-жественного присутствия в мире, подобной борьбе строителей Вавилонской башни.
Но мир, так или иначе, должен быть исправлен и прийти к своему идеальному состоянию. А это значит, что человечество должно сплотиться на основе идей добра и любви к человеку, что само по себе невозможно, пока народы не придут к верному пониманию Всевышнего и не осознают, что Б-жественное провидение управляет всем миром. Это может произойти двумя путями: либо мирным, как описано у пророка Йешаягу, либо через новое восстание против Всевышнего, которое объединит все народы и приведет их к Йерушалаиму с войной – о возможности такого развития событий пишет пророк Зхарья. После того, как восставшие народы потерпят поражение, они поймут истину и будут приходит в Йерушалаим каждый год – на праздник Суккот. А те, что не появятся здесь в Суккот, когда на небесах решается судьба дождей на будущий год, – останутся без осадков.

 

Фридрих Ницше

 

Альбер Камю