183-184 vaehi-1

Недельная глава Ваехи. И зажил Яаков…

January 21, 2006 Автор: рав Лейб Горбачевский - No Comments

 

 Название и, соответственно, первый стих недельной главы "Ваехи" заставляют нас вспомнить ещё одну главу, в название которой фигурирует понятие "жизнь" – "Жизнь Сары", Хаей Сара. Так же, как и там, речь идёт о настоящей жизни главного героя, которая, в силу несовершенности нашего восприятия, ассоциируется со смертью….

Если подытожить одним словом, в чём же заключается истинный смысл жизни как Сары, так и Яакова, то это будет слово "продолжение". И Сара, и Яаков покидают этот мир лишь тогда, когда их продолжение становится реальным.

У Авраама было несколько сыновей, любил он их всех, но ему было сказано, что только "в Ицхаке назовётся твое потомство" – и отдал он всё, что у него было, Ицхаку, а сыновей отослал на восток. У самого Ицхака тоже было два сына, и любил он как раз Эсава, а продолжением его стал Яаков. На протяжении трёх поколений идёт напряжённейший отбор.

И вот, в третьем поколении оказывается, что все 12 сыновей Яакова достойны стать его продолжением.

Но не всё так просто. Ведь всем нам известно, сколь непросто складываются отношения между двенадцатью братьями от четырёх жён. Каждый – индивидуальность, у каждого – своё понимание того, как нужно исправлять мир, того, каким должен быть народ Израиля. И в своём благословении Яаков-Израиль направляет каждого, согласно его личному направлению. И это понятно.

Однако в тексте благословений чувствуется, что Яаков ищет того, кто поведёт за собой всех. Царя…

 

Реувен

 

Казалось бы – естественный выбор. «Ты первенец мой, сила моя и начало моей мощи!»

Но… Порывистый, КАК ВОДА, стремительно несущаяся по своему руслу, – ТЫ НЕ БУДЕШЬ ПРЕВОСХОДИТЬ других братьев.

Реувен сходит с дистанции ещё в самом начале, проявив качества характера, несовместимые с теми, которыми должен обладать руководитель народа -нетерпеливость и несдержанность.

 

Шимон и Леви

 

Шимон и Леви, два следующих сына Яакова.  Им точно не отказать ни в инициативе, ни в последовательности. Вдвоём они расправляются со Шхемом, спасая свою сестру. Настоящие лидеры.

Но нет. Орудия разбоя – так называет их отец.

Их же  бескомпромиссность и жёсткость делают их главными организаторами расправы над братом (согласно мидрашу, трактующему слова Яакова "Ибо они … по их воле подрезали жилы вола").

 

 

Йосеф

 

С самой своей юности Йосеф предстаёт перед нами как настоящий лидер.

Кроме этого, с самого начала явно видно особое отношение Яакова к Йосефу.

И всё-таки, когда речь идёт о царстве, тот же Яаков, благословляющий колена, однозначно говорит: "Не отойдёт скипетр от Йеуды"…

Видимо, необходимо понять, что выбор – не между личностями, но между  принципиально разными подходами. К жизни, к истории, к роли Израиля в истории.

 

Попробуем разобраться вначале, в чём заключается подход Йосефа. Короче всего его можно выразить в его имени, смысл которого: прибавлять, добавлять.

Красочней всего эта позиция проявляется в знаменитейшем разговоре с Фараоном, когда Йосеф выходит за пределы возможного в своём искусстве использовать ситуацию. Просто поразительно, до какой степени человек может быть верен своим принципам. Он уже несколько лет сидит в яме, 13 лет – в рабстве. И вот его внезапно доставляют пред светлые очи Фараона. Да, для Йосефа не было проблемы разгадать сон, включая даже его детали, про которые Фараон умолчал. Любой другой на его месте, заикаясь, рассказал бы объяснение сна и с трудом выдавил бы из себя что-то  типа "помилуй, фараон-батюшка, не дай в темнице сгнить"… Так ведь?

А Йосеф? Он, как ни в чём не бывало, развивает перед ошеломлённым Фараоном проект экономического развития Египта на ближайшие семь лет. Спокойно переходя границу территории, которая называется "инициатива", на территорию, которую обычно определяют как "наглость". И довольно прозрачно намекает на то, что осуществить этот проект сможет только…

 

Было бы странно, если бы Йосеф не использовал свое "служебное положение" для продвижения уже собственных проектов, точнее, одного самого главного проекта всей своей жизни, который он сам давно сформулировал, когда встретил человека (или ангела) по дороге в Шхем: " Братьев моих я прошу (или ищу).

Да, деятельность Йосефа вызывает у нас восхищение, дух захватывает от его фантастической инициативности. И всё-таки есть ситуации, где он бездействует. Первый раз это происходит, когда братья нападают на него, снимают с него полосатую рубашку, собираются его убить, сажают его в яму, продают его в рабство….  Йосеф молчит, молчит всё это время.

Второй эпизод, очень похожий, – когда жена Потифара обвиняет его в домогательстве, причём она говорит сначала со слугами, а затем с самим Потифаром довольно долго. А  Йосеф при всём этом молчит как рыба, не делая даже попытки себя спасти. Почему?

Видимо, потому, что обе эти ситуации, по мнению Йосефа, – безвыходные. Ну, бывают безвыходные ситуации. Когда ветер дует в противоположную сторону, кидают якорь и пережидают…

Йеуда

 

«ЙЕУДА, ТВОИ БРАТЬЯ ПРИЗНАЮТ ТВОЕ ВЕЛИЧИЕ».

Попробуем внимательнее посмотреть на Йеуду. Поскольку само это имя стало одним из главных имён нашего народа, очень важно понять его значение.

Слово МОДЭ означает «благодарю»,  ещё одно значение: «признаю».

Мать и отец Йеуды объясняют значение его имени по-разному.

Лея связывает его с качеством благодарности и со своей благодарностью Творцу в частности.

Яаков в своём благословении говорит: " …признают тебя (твоё лидерство) твои братья".

Йеуда прибавляет к этому свою способность признать свою ошибку.

У корня Йод-ДАЛЕт-ЃЕЙ , согласно тому же словарю, есть ещё одно значение. Кидать, метать.

Когда вам нужно перенести что либо из точки А в точку Б, а между ними – непреодолимая для вас преграда, то единственная возможность – это перейти из движения по плоскости, обычного для человека, к движению в 3-м измерении: взлететь, кинуть, метнуть.

Признаться в совершённой ошибке – это и есть способность перебросить самого себя через ту самую стену. Но не только.

Вести себя, несмотря на ситуацию. Идти в том направлении, которое ты считаешь правильным, несмотря на то, что ветер дует в другом.

 

Пика своего эта позиция достигает в эпизоде, когда Йеуда выходит вперед, чтобы сказать Йосефу: мы не оставим здесь Биньямина одного.

Всё, казалось бы, против того, что он начинает. Никаких шансов у него нет. Он никак не может знать, что перед ним Йосеф. И всё-таки он подошёл и… победил.

 

Если мы посмотрим на нашу историю, мы на всём её протяжении видим борьбу между этими двумя принципиальными позициями: Йеуды и Йосефа. Использование ситуации или создание ситуации.

Но Всевышний устами Яакова разрешает это спор в пользу Йеуды: "Не отойдёт скипетр от Йеуды".

Поэтому Машиах, сын Йосефа, уступает своё место у руля Машиаху, сыну Давида –  потомку Йеуды.