194

Недельная глава Ваэра: Творец дает узнать Себя

January 4, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Когда сыны Израиля не были освобождены из Египта сразу и их положение только ухудшилось после требования Моше отпустить народ, Моше обратился к Творцу с претензией: «Владыка! Для чего ты сделал такое зло этому народу, зачем послал Ты меня?». В ответ на это Всевышний сказал: «Я – Б-г. Я являлся Аврааму, Ицхаку и Яакову как Сила Всемогущая, а по имени Б-г не дал им узнать Себя» (Шмот 6:2). Имя – рассказ о тех или иных свойствах Всевышнего, которые становятся известными, проявляясь в мире. Праотцам были известны все имена Творца и их смысл, но они не удостоились таких чудес, какие увидели сыны Израиля при исходе из Египта. Имени (Э)ль Ша(д)ай – «Сила Всемогущая» – соответствует спасение Авраама из огненной печи, куда его бросил царь Нимрод («Я Б-г, Который вывел тебя из Ур Касдим» – «печи халдейской»). Т. е. Всевышний, не изменяя формы материи, может изменить ее природу. Когда у раби Ханины бен Доса не было масла для субботней свечи, он сказал: "Тот, кто приказал гореть маслу, прикажет гореть и уксусу", – и зажег лампаду с уксусом, и она горела. Раби Ханина верил, что все зависит от Творца, а не определяется молекулярным составом вещества, что Творец не ограничен теми законами природы, которые Он создал. И если человек верит в это, для него творится чудо: палящий огонь будет источать приятную прохладу, как фонтан воды, а негорящее станет горящим. Четырехбуквенное имя (Адо-най) – это прямая связь с Творцом, нить, протянутая от источника жизни к сердцу. Ее нельзя описать никакими словами или образами материального мира – даже очень абстрактными. Это имя (в отличие от других, его запрещено произносить, потому что человек не может связать звуки с соответствующим им смыслом – он выше человеческого понимания) начинает раскрываться на Красном море, когда расступаются не только воды, но и небеса. Материя не мешает воспринимать духовные миры, и сыны Израиля ощущают присутствие Творца столь четко, что могут сказать: "Вот Б-г мой, и буду прославлять Его". Еще более полно это имя раскрылось в момент дарования Торы, когда Творец напрямую заговорил с человеком – зазвучал голос, который должно было воспринять не только ухом, но и сердцем.

Вечный исход

Целью десяти наказаний, обрушившихся на Египет, была не месть египтянам, а формирование веры сынов Израиля. Йегуда а-Леви в книге «Кузари» разъясняет, что десять египетских казней превратили десять речений, которыми был сотворен мир, в десять заповедей. Иными словами, еврейский народ смог понять, что весь окружающий мир – это речь Творца, обращающегося к нему с любовью, и принять на себя исполнение Его заповедей только благодаря тому, что он пережил исход. Всевышний, наказывая Египет, разрушал мир и в то же время творил его заново на глазах евреев. Каждую из основ мира – одну за другой – Он преврашал в ее противоположность, а затем восстанавливал ее изначальные свойства. Б-г стирал границы между несовместиыми аспектами и разделял их вновь: живительная вода превращалась в кровь, несущую смерть, свет – в тьму, а огонь и вода смешивались в каждой градине. «Если бы не исход из Египта, творение мира было бы пустой сказкой», – говорит Йегуда а-Леви. И действительно, кто видел сотворение мира? Никто, кроме тех, кто совершил исход. Более того, они стали свидетелями не только чуда творения, но и чуда великой справедливости. Окружающий мир сам менял свои свойства в зависимости от поведения людей: египтянин зачерпывал воду – но она превращалась в кровь, заставлял еврея наполнить ему кувшин – но в нем только зловонная жидкость. И лишь заплатив еврею за работу, он мог напиться. Лягушки проникали повсюду, забирались даже в желудки египтян – но обходили еврейские дома, будто кто-то наделил их разумом. Кожные заболевания, дикие животные, мор скота, град – все бедствия обходили евреев стороной и совсем не касались земли Гошен, где жили только сыны Израиля. Свет, наполнивший еврейские дома, стал густой тьмой для их поработителей. Оказывается, все зависит от доброты человека, от его веры в торжество справедливости и во всемогущество Б-га. Свойства окружающего мира творятся людьми: будет ли природа светлым домом или темнотой, наполнится она плодами или колючками… Сыны Израиля, услышав с горы Синай «Я Б-г твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства», не нуждались в комментариях – потому что в их душах хранилось знание и ощущение близости Того, Кто спустился в скверну Египта, взял их за руку, повел за Собой и очистил от нечистоты идолопоклонства и рабства. Переживание заново того, что было, когда обрушились десять казней, и того, что чувствовал народ, когда шел через расступившееся море, и само пьянящее чувство свободы, охватившее рабов, вырвавшихся из рабства, и голос, произнесший с горы Синай – «Я Б-г, Всесильный твой…» – все это должно передаваться из поколения в поколение: "Еврей в каждом поколении должен видеть себя вышедшим из Египта". Только благодаря тому, что мы в каждом поколении живо переживаем события исхода, включая и десять наказаний, обрушившихся на Египет, и стояние у горы Синай, мы в состоянии осознать, Кто обращается к нам сегодня словами «Я Б-г, Всесильный твой…». Только потомки тех, кто видел, как ради них Всевышний разрушает основы мира и создает все заново, могут представить себе и единую основу всего существующего, и постоянный непрекращающийся процесс творения, и бесконечность, в которой совмещается несовместимое. Только они знают, кто Царь, а потому только они могут исполнять заповеди – ибо тот, кто не представляет себе Высшего могущества и величия, не может с должным чувством любви, благодарности и трепета исполнять Б-жественные повеления. А немые, покорные рабы, служащие из страха или ради выгоды, никому не нужны.