245

Недельная глава Тецавэ: Дорога к Храму

February 15, 2003 Автор: рав Яаков Ариэль - No Comments

 "А ты обратись ко всем мудрым сердцем, тем, кого Я наполнил духом мудрости…" – с этих слов начинается недельная глава Тецавэ, продолжающая описание Храма и служения в нем (Шмот 28:3).
Тора определяет «мудрость сердца» как важнейшее качество, необходимое для выполнения всех заповедей, связанных с Храмом и служением. Одна из этих заповедей – само строительство Храма.

"И сделайте Мне святилище" – пишет Тора (Шмот, 25:8). Именно в этих словах сформулирована обязанность построить Храм – заповедь, возложенная на весь еврейский народ, а в первую очередь – на царя, обладающего властью и средствами, позволяющими организовать людей для выполнения такой сложной задачи.
Однако даже в условиях отсутствия царя народ не освобожден от возведения Храма, и доказательством тому служит следующий исторический факт. Возведение Второго Храма началось на заре периода возвращения из Вавилонского плена. Храм начали строить люди, объединившиеся на добровольных началах, задолго до того, как возникли органы управления переселенцами, обосновавшимися в разрушенных городах Иудеи. Это показывает нам, что возведение Дома, где будет пребывать Б-жественное присутствие, – обязанность, возложенная на весь еврейский народ, а не только на его лидеров или наиболее обеспеченную социальную группу.

Пробуждение сынов Израиля, приведшее к созданию еврейского национального очага, а затем и государства на Святой Земле, началось именно с пробуждения интереса к проблеме Храма, когда мудрецы стали рассматривать и обсуждать возможность его построения в наше время. Рав Цви Гирш Калишер, тот, кто начал говорить о возвращении в Цион, когда другим это казалось нереальным, предложил возобновить принесение пасхальной жертвы в Йерушалаиме (Иерусалиме). Он полагал, что празднование Песах и организация жертвоприношения в соответствии со всеми законами Торы – реальное дело, как с практической, так и с галахической точки зрения. Более того, он утверждал, что заповедь принесения пасхальной жертвы должна быть исполнена нами при первой же возможности и мы не имеем права ждать, когда произойдет чудо. Рав Цви Гирш обратился за поддержкой к своему учителю – рабби Акиве Эйгеру, но тот, будучи человеком преклонных лет, предложил раву Калишеру поговорить с его зятем – Хатам Сойфером. В своем письме Хатам Сойфер ответил раву Калишеру, что с точки зрения еврейского закона он не видит никаких препятствий для возобновления жертвоприношений, однако выразил сомнение в том, что это может быть осуществлено практически в ближайшее время из-за целого ряда неблагоприятных обстоятельств политического характера: "Турецкий султан – упрямый человек и никогда не даст согласия" (Хатам Сойфер, «Вопросы и ответы», Йоре Деа 236). Что касается Храма, Хатам Сойфер соглашался, что он не спустится с небес, а должен быть построен руками людей. Предложение, выдвинутое рав Калишером, пробудило многие умы и породило множество самых разных реакций. Наиболее острый спор разгорелся именно в связи с вопросом, должен ли Храм быть построен руками людей или он спустится с небес. (Предположение о том, что Храм должен спуститься с небес, строится на общих соображениях и не имеет опоры в галахе. Рамбам однозначно утверждает, что заповедь построить Храм действует в каждом поколении, а имена авторитетов, четко и однозначно заявивших в письменном виде, что "Храм спустится с небес", ни в одном галахическом труде не указаны. – Прим. переводчика).
Через какое-то время рав Калишер был вынужден согласиться, что с практической точки зрения идея возведения Храма не может быть воплощена в жизнь в ближайшем будущем. Однако выдвинутое им предложение оказало положительное влияние как на еврейские народные массы, так и на мудрецов Торы.
Во-первых, само обсуждение возможности строительства Храма позволило многим ощутить приближение нового времени, поднимающего новые глобальные вопросы, требующие решения, вселило надежду на быстрое возвращение из изгнания и подчеркнуло необходимость быть готовыми к нему. Для множества людей освобождение еврейского народа и обретение им полной независимости перестало быть абстрактной идеей об изменении мира в далеком будущем, а стало реальностью, стучащейся в каждую дверь.
Во-вторых, в ходе полемики о том, должен Храм спуститься с небес или будет построен человеческими руками, выяснилось, что нет никаких оснований во всем полагаться на чудо и что вера в решающую роль Б-жественного Провидения не освобождает нас от обязанности прикладывать усилия для собирания рассеянных и преобразования Земли Израиля с целью вывести ее из состояния запустения. И даже если оставить вопрос о Храме открытым, то нет никаких сомнений в том, что дело освоения Земли должно стать делом рук человека.
Обсуждение в еврейских кругах вопроса, поднятого равом Цви Калишером, стало одним из важнейших факторов, способствовавших созданию обществ, скупавших земли в Палестине, сбору средств на освоение земель и открытию сельскохозяйственных школ, призванных научить будущих поселенцев обрабатывать почву и выращивать урожай.
Можно утверждать, что в значительной степени вся идея сионизма новейшего времени стала естественным продолжением идеи восстановления Храма, базирующейся на повелении Торы – "Сделайте Мне святилище". И до сих пор главной задачей ее истинных приверженцев остается осуществление предсказанного пророком Йешаягу: «И поднимется Храмовая гора выше всех других гор… Ибо из Циона выйдет Тора, и слово Б-га – из Йерушалаима».

.

Рав Цви-Гирш
 Калишер