045-1

Недельная глава Шмот. Избрание Моше – почему именно он?

December 19, 2010 Автор: Рав Шломо-Зелиг Аврасин - No Comments

                  На этой неделе мы начинаем читать книгу Шмот (Книгу Исхода).

Центральная тема нашей недельной главы, открывающей эту книгу – становление Моше Рабейну (нашего Учителя Моисея) как человека и как лидера народа Израиля, который избран Вс-вышним для выполнения великой миссии – вывести свой народ из египетского рабства, привести его к горе Синай для получения Торы и затем ввести его в Землю Обетованную, как об этом Вс-вышний поклялся праотцам.

Попробуем выяснить, за какие качества избрал Вс-вышний Моше для такого ответственного дела.

Судьба Моше с самого начала сложилась трагически: он родился в семье Амрама из колена Леви в период, когда фараон приказал бросать в Нил всех новорожденных еврейских младенцев. Но благодаря находчивости его матери, Йохевед, и сестры Мирьям, а также милосердию Батьи, дочери фараона, он спасся, и был усыновлен царской семьей Египта. Его воспитывали как одного из сыновей фараона, и готовили к руководящей работе. Он никогда не был рабом, и именно это явилось первым качеством лидера. Ведь для того, чтобы вывести из рабства других, самому надо быть свободным. Моше имел отличное представление об искусстве управления большими массами людей, что также было ценным качеством для хорошего исполнения роли вождя еврейского народа.

В противовес расхожему мнению, Моше с детства знал, что он еврей. Но вот чего он действительно не представлял, растя в царском дворце, так это меру порабощенности своих соплеменников. Получив в двадцатилетнем возрасте свой первый ответственный пост в аппарате управления Египта (именно так готовили знатных юношей к государственной деятельности), он выехал на инспекционную поездку "в народ", и сразу же столкнулся с суровой действительностью: на его глазах надсмотрщик-египтянин избивал раба-еврея. Тут проявилось второе качество Моше как лидера – способность чувствовать боль другого человека как свою собственную. Он убил египтянина, посмевшего поднять руку на его брата, и скрыл его тело в песке. Однако на следующий день, пытаясь остановить драку между двумя евреями, он натолкнулся на враждебность с обеих сторон, и услышал угрозу выдать властям то, что он убил египтянина, а это грозило Моше смертным приговором. Тогда он принял решение бежать. Более того, если раньше он задавался вопросом, за что Вс-вышний отдал евреев в рабство, то, видя их отношение друг к другу, он решил, что это ими заслужено, и нет смысла более оставаться одним из них. Тут, конечно, была допущена ошибка, ибо большая часть народа все же относилась друг к другу по-братски.

Но так или иначе, Моше бежит на восток, и доходит до Мидьяна. Там он останавливается у колодца и видит, как пастухи отгоняют от поилок нескольких девушек, приведших своих овец к водопою раньше них. Дело в том, что девушки эти были дочерьми Итро, бывшего главного жреца Мидьяна, который отказался от идолопоклонства, так как понял его ложность, и уверовал в Истинного Б-га, за что был смещен с должности и объявлен вне закона. Тогда Моше проявил свое третье качество лидера – стремление к справедливости и защита слабых. Он прогнал пастухов и напоил скот Итро. Результатом этого действия явилась его женитьба на Ципоре, дочери Итро. Моше вошел в эту семью и стал пасти овец, и более старался не думать о судьбе его братьев в Египте. Так прошло 60 лет.

А между тем гнет фараона стал невыносим, и сыны Израиля возопили к Б-гу. Если раньше рабство заглушило в них и гордость потомком Яакова, и голос традиции, то тут проявилось их главное качество, отличающее их от иных народов – чем тяжелее ситуация, тем более яркие искры святости высекаются из духа народа. И Б-г услышал их и призвал Моше, чтобы послать его в Египет (известная история с несгорающим кустом). И тут проявилось четвертое качество, необходимое лидеру – крайняя скромность Моше. Раз за разом Вс-вышний приказывал Моше идти в Египет, но тот придумывал все новые причины для отказа, так как считал себя недостойным этой высокой роли. Так продолжалось до тех пор, пока Вс-вышний не разгневался на Моше, и тот вынужден был покориться и взять на себя эту задачу. При этом он сперва возвратился к Итро и взял у него разрешение покинуть его. Вот еще одно важное качество, пятое – ответственность за порученное дело. В течение долгих сорока лет Моше Рабейну будет вести Народ Израиля по пути, ему предначертанном Творцом, и всегда будет заботиться о них, как о своих детях, защищая их даже перед ликом Вс-вышнего от вполне справедливого наказания, и в конечном итоге сыны Израиля войдут в Святую Землю, хотя и без Моше. Но это уже совсем другая история.

А пока Моше возвращается в Египет, чтобы вернуть Народу Израиля надежду и показать всему миру, что того, кто осмеливается тронуть евреев, ожидает суд и наказание Вс-вышнего.