СВЕТ ХРАНИМЫЙ ВСЕВЫШНИМ

СВЕТ ХРАНИМЫЙ ВСЕВЫШНИМ

May 1, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

И создал Всесильный два светила большие: светило большое для владения днем, и светило малое для владения ночью…

Берейшит 1:16

Два светила большие: одинаковыми были сотворены.

Раши

Светила были сотворены в четвертый день. Они появились на небосводе совершенно одинаковыми, и, расположившись друг против друга, освещали землю с двух сторон ровным светом. Отраженный свет луны нельзя было отличить от солнечного – настолько полным было отражение. "День" и "ночь" были понятиями чисто условными. Но луна сказала: "Не может быть двух царей в одной короне". "Если ты жалуешься – пойди и уменьши себя", – ответил ей Творец (Хулин 60б). Луна стала меньше, а в утешение ей были приданы звезды. Луна начала менять свой облик и появляться на небе, как ярко освещенный диск или тонкий серп, а то и совсем скрываться на сутки и больше. Уменьшение луны произошло на четвертый день творения, а человек был сотворен в шестой день, в тот момент, когда луна повернулась к земле своей неосвещенной стороной.

Цель сотворения мира – давать благо. Всевышний совершенен и не нуждается ни в чем, и потому у Него не может быть другого желания, кроме как дать, наполнить счастьем. Но для того, чтобы давать, излучать потоки блага, нужен тот, кто сможет, восприняв его, ощутить себя счастливым. И Всевышний творит мир, который сам по себе представляет всевозможные формы желаний: брать, получать, стремиться к цельности и восполнять недостаток. Завершением творения стал человек. Он, как микромир, обобщает все желания, которые только есть на свете и которые никогда не могут быть удовлетворены, потому что для этого человек должен был бы вобрать в себя весь мир. С появлением желания "получать" достижение цели, заключающееся в том, чтобы сделать творение счастливым, не приблизилось, а напротив, катастрофически отдалилось. Даруемое Всевышним человек, жаждущий, страждущий и стремящийся поглотить весь мир, получить не в состоянии. То, что Всевышний хотел дать, – невыразимо. Моря и океаны, небеса и земная твердь пытаются рассказать об этом. Благо, которое исходит от Творца, – это Его желание приблизить (насколько это возможно) человека к Себе. Раскрытие Своего Присутствия в мире -цель Всевышнего, и все существующее, необходимо только для этого. А человек, наделенный желанием получать, ошибаясь, хватается за внешнее и, упуская самое главное, остается вечно неудовлетворенным.

"Понять" значит "приблизиться" к сущности самого говорящего, добившись подобия свойств постигающего постигаемому. Основное свойство сотворенного – это стремление получать, а свойство Всевышнего – давать. Тот, кто привык брать, поглощать, насыщаться, никогда не поймет Творца – Всевышний не откроется ему. И он, несчастный, будет стремиться все к новым и новым приобретениям, не испытывая ни удовлетворения, ни радости, рождающихся только при приближении к Источнику, из которого льется душа человека. К Нему истинное стремление и только в близости к Его Престолу – счастье. Парадокс! Для того, чтобы воспринять благо, нужно желание получать, но именно оно и не позволяет даже приблизиться к истинному благу. Есть ли выход из этого положения, или мир обречен на вечное безрадостное существование и незнание Творца?

Только греческая софистика могла считать вопрос, может ли Всевышний создать камень, который Он Сам не сможет поднять, неразрешимым. Тора, совмещающая несовместимое, решает все противоречия. Тот, кто откажется от своего природного желания брать, станет подобен Творцу, Который не нуждается ни в чем, и сможет приблизиться к Нему. Но еще более высоким идеалом является не отказ от желания брать, а его преобразование в желание давать! Брать, чтобы давать! Этот, кажущийся абсурдным, принцип проявляется во взаимоотношениях между людьми. Когда люди любят друг друга и один что-то дарит другому, разве тот, кому предназначен подарок, откажется от него? И разве можно сказать, что подаренная вещь важна для него? Важно выражение любви, желания дать, а сам предмет не имеет значения. Если нам удалось понять это, то перестают быть загадкой образы луны и солнца и история, которая рассказывается об их сотворении.

Солнце, щедро рассылающее свои лучи во все стороны, -образ желания давать, создавать и воплощать энергию в самые разные формы, даруя радость бытия. Луна, в начале своего сотворения отражавшая весь изливаемый на нее свет, являлась выражением желания быть подобным Творцу и потому не хотела принимать дар. Несмотря на то, что отличить отраженный свет от излучаемого было невозможно, такое состояние не соответствовало плану идеального мира, начертанному Всевышним. Если бы человек был создан в этот момент, он находился бы на большой духовной высоте, однако все же был бы далек от идеала. Ведь человек является микромиром: то, что происходит во внешнем мире, отражается как духовные принципы в его душе, а то, что происходит в его душе, находит отражение в материальном мире как новый свет или новые формы материи. Полное отражение всего, что дает Всевышний, не позволяет установить с Ним отношения по любви, так же как не будет любви, если тот, для кого предназначен подарок, отвергнет его (хотя в самом желании не брать, быть независимым есть духовная высота и благородство). Нет, такое состояние материального мира не годится для сотворения человека, и Всевышний уменьшает луну и придает ей звезды.

…Иной мир. Что он, как образ, как речь Творца, выражает собой? Отражение света перестает быть абсолютным: оно то достигает большей силы, то уменьшается (по крайней мере, отраженный свет не всегда виден полностью, а иногда и совсем скрывается от глаз наблюдателя). Но самое главное – звезды. Они не являются осколками луны, у них собственный, а не отраженный свет. Свет небес, который в будущем проявится в полной своей силе.

Небеса – шамаим – совмещение двух противоположностей, сливающихся в единое целое: эш умаим ("огонь и вода"). Вода, текущая вниз, раскрывающая силу плодородия земли и вызывающая к жизни всевозможные формы бытия, является образом желания брать, принимать, получать, восполнять недостаток и поддерживать собственное существование. Огонь, стремящийся ввысь, разрушающий все формы, – образ отталкивания подарка, стремления не брать ничего, вплоть до самопожертвования, отказа от самого себя. Но есть уровень, на котором эти два желания сливаются в единое целое. Небеса отражают такое состояние человека, когда он берет подарок от Творца, но не для получения удовольствия или поддержания собственного существования, а только для того, чтобы удовлетворить желание дающего, ради установления с Ним отношений по любви. Совмещение огня и воды на уровне более низком, чем небеса, невозможно.

Когда Всевышний уменьшил луну, ослабив принцип полного отражения, нежелания получать подарок, Он раскрыл новые уровни и заставил светиться небеса. Это означает, что в душе человека был заложен потенциал брать не для себя, а для другого, потенциал любви и потенциал, позволяющий пробудить любовь Творца к Своему творению. Человек был сотворен в момент полного скрытия луны, когда светили только звезды, проливающие на землю свет еще более высокого (по сравнению с луной) уровня. Свет небес, загоревшийся ночными звездами, – раскрытие способности брать не для себя, а только для того, чтобы порадовать другого.

Мидраш рассказывает, что началом еврейского народа является тот момент, когда Всевышний поднял нашего праотца Авра’ама выше звезд. Теперь этот образ раскрывается легко. Для Авра’ама, благодаря его заслугам, были раскрыты те духовные уровни, которые соответствуют отношениям со Всевышним по любви. Брать не для себя – это непростое умение, соответствующее высочайшему уровню духовного совершенства, который можно описать как совмещение огня и воды. Оно (это умение) подбрасывает до звезд и выше звезд: "И будет твое потомство, как звезды небесные" (Берейшит 15:5) – Авра’ам приведет в мир души, соответствующие уровню небес. Они будут ходить, перемещаться среди людей, но свойства их будут неземными. Двенадцать созвездий соответствуют двенадцати правнукам Авра’ама – двенадцати сыновьям Яакова.

Несмотря на то, что лунный свет является отраженным, а солнце – само источник излучения, луна относится к более высокой духовной сфере, ибо таит в себе потенциал, который никогда еще не раскрывался ни в душе человека, ни в окружающем мире и проявится только в будущем, с приходом еврейского царя Машиаха.

Сказано в Ко’элет: "Нет нового под солнцем" (1:9). Наши Мудрецы говорят: "Под солнцем нет нового, а над солнцем есть" (Шабат 30б). Задача человека вырваться за пределы всех ограничений, встать выше солнца и раскрыть новый, невиданный до сих пор свет, который даже старое сделает новым, дав увидеть внутреннюю сущность вещей, подобно тому как инфракрасный свет и тепловые лучи дают возможность увидеть все живое, находящееся за перегородкой, а рентгеновские лучи делают видимыми внутренние структуры. Раскрытие иного света не только даст новое видение всего существующего, но и раскроет новые формы бытия.

Достижение нового света, умение увидеть его – задача еврейского народа. С ней не может справиться никто другой. Только Тора, дарованная сыновьям Израиля на горе Синай, является инструментом раскрытия нового, несолнечного света. Процесс изучения Торы и соблюдения заповедей, представляющийся при взгляде со стороны только познанием сущего, на самом деле порождает новый свет, который никогда не откроется изучающему науки, даже такие высокие, как философия. "Все, что сказал Аристотель об уровнях, которые ниже луны, верно, а все, что он сказал о более высоких уровнях, является лишь его предположением" (Рамбам "Море Невухим", 2:25).

Луна ассоциируется с новизной и неограниченностью. Она называется ходеш ("новое", "обновленное"). Луна, свет которой соответствует тайне всего еврейского народа (в отличие от созвездий, которые соответствуют частному выражению – коленам сыновей Израиля), связана с его общей душой – царем. Рождение народа в Египте начинается с того, что раскрывается иной свет – свет луны, только что появившейся (после полного скрытия) на небосводе. Освящение месяца в день появления "новой" луны – самая первая заповедь, данная сыновьям Израиля. Без этой заповеди, без нового света, который раскрывается в момент ее исполнения, духовный народ не может родиться и не может выйти из рабства. Но этот свет настолько загадочен, что даже Моше и А’арон не в состоянии были понять, как нужно освящать новый месяц, почему только что появившаяся луна привносит в мир духовность более высокого уровня, и почему о ее появлении необходимо сообщать, не просто провозглашая начало месяца, а объявляя о его святости.

О начале нового месяца должны были объявить члены Сан’эдрина (Верховного Суда), провозгласив: "Мекудаш" ("освящен"). Если это слово не было произнесено до конца дня -новый месяц наступал на следующий день без дополнительных объявлений. В Торе мекудаш имеет значение "отделенный от мира", "нематериальный". Моше и А’арон не могли понять, какой же новый свет раскрывает луна. Ведь ее свет – это отраженный свет солнца, и появление тончайшего серпа в начале месяца является новым только в наших глазах, а поверхность луны, обращенная к солнцу, всегда освещается ровным светом. Сам Всевышний показал Моше и А’арону, как освящать новый месяц. Он раскрыл для них спрятанный свет, чтобы они могли придать этой заповеди истинный смысл для всех поколений, вплоть до прихода Машиаха, когда проявится сущность еврейского народа и раскроется новый, спрятанный до тех пор, свет. Свет, хранимый Всевышним и раскрытый на одно мгновение для Моше и А’арона в момент рождения новой луны.

Только на мгновение приоткрыл Всевышний свет, который польется в момент окончательного исправления мира, тот свет, который по своему уровню выше свечения звезд и связан с еврейским царем и раскрытием сущности еврейского народа. Для того, чтобы нам понять его природу, нужно вернуться к рассмотрению цели творения. Мы остановились на уровне звездного света, который соответствует желанию брать только для того, чтобы доставить удовольствие другому – тому, кто дает. Но и на этом уровне нет окончательной завершенности, достижения цели. Есть уровни, которые выше небес, выше звезд. Цель достигается тогда, когда тот, кто раньше мог только доставлять удовольствие другому, беря его подарок, вдруг обнаруживает, что он, как творение, таит в себе силы Сотворившего его и может, подобно Ему, дарить свет. Луне дано быть таким же, как солнце, источником света. (В Торе в момент сотворения она названа маор – "источник света".) Этот потенциал сможет реализоваться в тот момент, когда Всевышний наделит человека способностью творить – раскрывать новые формы материи и воскрешать мертвых.

Прийти к этому можно только через соблюдение заповедей Торы и постижение ее тайн, а "все, что сказал Аристотель о более высоких уровнях, является лишь его предположением". Человек становится царем, но при этом он не нарушает воли Всевышнего. Напротив, каждое мгновение он все более полно раскрывает ее, находя новые и новые формы выражения. Так, о царе Шломо говорится, что Всевышний посадил его на Свой престол и отдал ему в управление весь мир. Но это произошло потому, что царь Шломо, попросив у Всевышнего "сердце, которое слышит", достиг такого состояния, когда желания его сердца являлись не чем иным, как воспринятыми через глубины самой души желаниями Творца.