Недельная глава Шмини. День освящения

Недельная глава Шмини. День освящения

April 22, 2006 Автор: рав Гилель Гефен - No Comments

 Святость союза

 

"Выйдите и смотрите, дочери Циона, на царя Шломо,в венце, которым венчала его мать в день свадьбы его и в день радости сердца его…" (Песнь Песней 3:11).

Трактат Таанит комментирует этот стих: «В день свадьбы – в день дарования Торы,  в день радости сердца его – в день, когда был построен Храм». Восьмой день, день освящения Мишкана, был днём особой радости – счастья, которое каждый ощущает в день своей свадьбы. В этот день еврейский народ скрепил свой союз со Всевышним – своим небесным Отцом. В трактате Мегила говорится, что в этот день «радость, которую чувствует Святой, благословен Он, была подобна той радости, которую Он чувствовал, когда создал небо и землю». И приводится доказательство – в главе Шмини сказано: «И было на восьмой день…» (Ваикра 9:1), и подобная структура предложения встречается в Торе при описании каждого из шести дней творения: «И  был вечер, и  было утро…»

Впервые связь между еврейским народом и Всевышним была скреплена в момент дарования Торы, когда еврейский народ, стоя у подножия горы Синай, поклялся Всевышнему: "Сделаем и услышим". В этот день еврейский народ подчинил свою волю воле Творца. Мишкан был построен ради развития и усиления этого союза. В своем комментарии к Торе РаМбаН говорит, что в той роли, которую он играл для еврейского народа, Мишкан был поразительно подобен горе Синай; подобно тому, как слава Всевышнего "пребывала" на горе Синай., она также  "пребывала " в Мишкане. Об этом свидетельствует текст Торы: "И пребывала слава Всевышнего на горе Синай"; "И слава Бога наполняла Мишкан". Подобно тому, как на горе Синай "вы слышали слова Бога из середины огня" – так и в Шатре Моше слышал слова, звучащие между двумя золотыми керувами. Говоря с еврейским народом из Шатра Откровения, Всевышний продолжал вести еврейский народ, учить их Торе и заповедям – как это было на Синае.

 

Роковая ошибка

 

Последовательность событий, изложенная выше, была далеко не такой гладкой, как может показаться на первый взгляд. После дарования Торы и перед строительством Мишкана еврейский народ совершил один из самых тяжких грехов в своей истории – грех Золотого Тельца. Даже первосвященник  Aaрoн был в некоторой степени вовлечен в это фиаско. Поэтому перед освящением Мишкана на восьмой день народ испытывал серьезные опасения.  В этот день должно было стать ясно: очистился еврейский народ от греха тельца или нет, простил ли их Всевышний, хочет ли Он пребывать в Мишкане? Аарон сам не был уверен в том, достоин ли он служения. Пишет РаМбаН: "Поскольку Аарон был святыней для Всевышнего, и его единственным серьезным промахом было соучастие в грехе золотого тельца, он постоянно переживал по поводу случившегося, и об этом написано: “А грех мой – всегда передо мной".

На ту же тему говорят Мудрецы, что жертвенник появился перед Аароном в форме быка [напоминая ему тельца]; поэтому он боялся приблизиться к жертвеннику, чтобы совершить жертвоприношение. Моше пришлось убеждать его, говоря: "Подойди к жертвеннику и принеси грехоочистительную жертву и жертву всесожжения…" Согласно РаМбаНу, это были дополнительные жертвоприношения для искупления греха золотого тельца.

Великие ожидания народа Израиля во время освящения Мишкана отражены в словах, обращенных к ним Моше: "Ибо в этот день Всевышний явится Вам"; "Делайте, как велит вам Всевышний, и слава Его пребудет с вами". В конце главы, как только божественный огонь поглотил жертвы, "весь народ видел это … и пали ниц".

 

Личное горе и общая радость

 

После таких великих мгновений, в тот же день, Израиль испытал падение: двое сыновей Аарона, Надав и Aвиу, умирают во время жертвоприношения Всевышнему.

Глубокое горе Аарона и его оставшихся в живых сыновей могло полностью разрушить праздничную атмосферу этого дня – ведь Аарон был центральной фигурой в праздновании освящения Мишкана. Для того, чтобы не допустить негативного влияния личного горя Аарона на радость всего народа, были потрачены огромные усилия. Аарону и его другим двум сыновьям было указано не разрывать одежду, несмотря на то, что это общепринятая реакция на смерть близких. Более того – несмотря на то, что до похорон родственника нельзя есть мясо жертв, Творец приказал Аарону и его сыновьям съесть грехоочистительную и мирную жертву

 

Подобный принцип закодирован также  в галахе: еврейский праздник отменяет семидневный траурный период для того, кто похоронил своего близкого незадолго до начала праздника. Если смерть наступает непосредственно во время праздника, семидневный траур по умершему откладывается до окончания праздника. Праздник в иудаизме – это время общей радости, а согласно Торе радость множества людей более весома, чем траур одного человека.

 

Перевел Яков Герштейн