За то, что поколение, вышедшее из Египта, отвергло Землю, с которой связано Высшее желание, Вс-вышний наказал его смертью: "В пустыне этой упадут ваши трупы" (Бемидбар, 14:29). И только следующему поколению было дозволено пересечь ее границы: "Дети же ваши, о которых вы говорили: "Добычею они станут", – их введу Я, и узнают они землю, которую вы презрели" (Бемидбар, 14:31).
Если у людей нет уверенности в том, что они ведут справедливую войну, они не могут победить. А для того чтобы владеть землей Израиля, надо верить, что Всевышний дал нам ее на все времена. И об этом сказал Раши: «Зачем в Торе приведены рассказы о сотворении мира, праотцах, исходе из Египта? Ведь достаточно было бы перечислить заповеди, начиная с первого повеления «месяц этот будет вам началом месяцев, первый он среди месяцев года» (Шмот, 12:2). И пояснил: «Все рассказы Торы нужны только для того, чтобы разъяснить сыновьям Израиля, что Земля принадлежит им. Как сказано: «Силу деяний Своих хотел Всевышний сообщить народу Своему, чтобы дать ему надел (семи) народов» (Теилим, 111:6). И, если скажут сыновьям Израиля: «Грабители вы, ибо захватили земли семи племен», у них должен быть готов ответ: «Вся земля принадлежит Всевышнему: Он сотворил ее и дал тому, кто честен перед Ним. По Своему желанию дал им (семи народа), и по Своему желанию забрал у них и дал нам».
Но как знать, что народы, обвиняющие нас в несправедливости, согласятся с нами?
Слова, с которых Раши начал свой комментарий, являются обещанием, данным Всевышним Моше, что так и случится: «Только наберитесь смелости сказать правду, и вы увидите, что все примут ваш ответ».
И хотя это звучит странно, опыт доказывает, что это работает. И когда глава правительства Израиля произносит, что Йеуда и Шомрон принадлежат нам, и мы ни у кого их не захватывали, конгрессмены встают и аплодирует ему. А если бы он сказал, что Всевышний заповедал нам овладеть этой землей и заселить ее всю, то ему тоже аплодировали бы. Ибо все, по крайней мере, на уровне подсознания признают, что без еврейского народа, который следует традиции Торы, мир не может существовать. Как сказано: «Поставил Всевышний условие всему миру в шестой день творения: «Если в будущем сыновья Израиля примут Тору, то мир будет существовать, а если нет – то снова превратится в хаос» (Шабат, 88а).
Но Тору нужно не только принять, но и исполнять ее и с ее помощью преобразовать мир. А это возможно только тогда, когда народ пребывает на святой земле. И люди это могут осознать, как сказано: «И пойдут многие народы, и скажут: «Давайте пойдем и взойдем на гору Б-га, к дому Всесильного Яакова. И научит Он нас путям Своим, и пойдем мы дорогами Его, ибо из Цийона выйдет Тора и слово Бога – из Йерушалаима» (Йешаяу, 2:3).
И получается, что в данный момент мир ждет, чтобы мы дали ему ответ, который знали наши мудрецы.
Но, к сожалению, в нашей среде еще не родилась уверенность в том, что вся земля отдана нам на все времена. И ради того, чтобы мы усвоили эту простую истину, была записана вся повествовательная часть Торы. И если тот, кто овладел знаниями о сотворении мира или знаниями о том, как Всевышний управляет им, остается за пределами Земли Израиля или, того хуже, объявляет о том, что ее можно передать под власть других народов, – напрасно учил он Тору.
Он не осознал цели, ради которой было даровано Учение, с горы Синай: убедить сыновей Израиля, что святая земля принадлежит им, и они не имеют права оставить даже ее часть под властью других народов.
Писал Рамбан (Раби Моше бен Нахман, 1194–1270): «Заповедь, которая была дана нам Б-гом, Благословенным и Возвышенным, и которую получили наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков заключается в том, что мы обязаны овладеть Землей и не имеем права оставить ее под властью одного из народов или дать ей пребывать в запустении. И Б-г сказал им (поколению исхода): «И овладейте землей, и живите на ней, ибо вам отдал Я землю эту, чтобы вы овладели ею и поселились на земле этой» (Бемидбар, 33). Эта заповедь повторяется и в стихе: «Идите и завоюйте землю, о которой Я поклялся отцам вашим» (Дварим, 1). И все ее детали, включая границы Земли Израиля, подробно описаны в Торе: «И поднимитесь на гору (народа) эмори, и придите во все места в степи, на горах, и в низменности, и в южной пустыне, и на берегу моря» (Дварим, 1:7). И это означает только одно: что мы не имеем права оставить ни одно место незавоеванным и незаселенным. А доказательством того, что завоевание земли и ее заселение представляют собой отдельную заповедь, является слова Всевышнего, с которыми Он обратился к разведчикам: «Поднимайся, овладей ею, как сказал тебе Б-г Всесильный отцов твоих . Иди, не бойся и не страшись (Дварим, 1:21). И еще говорится «Когда послал вас Б-г из Кадеш Барнэа, говоря: «Поднимитесь и овладейте землей, которую Я дал вам… Но ослушались вы повеления Б-га Всесильного вашего, и не поверили Ему, и не послушали Его голоса» (Дварим, 1:26). И этот стих еще раз доказывает, что овладение землей – заповедь, и все сказанное в Торе не является только обещанием Всевышнего. И поэтому мудрецы Талмуда называют войну за овладение землей Израиля заповеданной войной.
И так еще говорили мудрецы: «Никто не спорит с тем, что война, которую вел Йеошуа, является обязанностью, возложенной на весь народ» (Йерушалми, Сота, 8:6). А в комментарии Сифри говорится: «И овладейте, и живите на ней» (Дварим, 11:63) – в заслугу того, что овладеете, будете жить на ней».
И не следует говорить, что заповедь распространялась только на то время, когда на земле жили семь народов, о которых сказано: «…истреби их непременно» (Дварим, 7:2). Ибо это не так. Нам не было заповедано истребить эти народы, и те из них, кто хотел принять на себя исполнение законов, обязательных для всех людей, – мог остаться. А те, кто хотел уйти – мог уйти. Но нам нельзя было оставлять землю в их власти. Так и во всех поколениях нам запрещено оставлять землю под властью других народов..
Заповедь проживания в Земле Израиля – это та заповедь, которую мудрецы Торы исполняли с большой любовью. Они не оставляли землю Израиля даже при таких обстоятельствах, когда закон позволяет это. Рассказывается: «Однажды раби Йеуда бен Бтейра, и раби Матья бен Хараш, и раби Хананья, брат раби Йеошуа, и раби Натан должны были выйти за пределы Земли Израиля (ради заповеди изучения Торы). И дошли они до города Платия, и подумали о том, что оставляют Землю Израиля. И подняли они свои глаза, полные слез к Небу, и разорвали они одежды свои, и произнесли слова Торы «И овладей ею, и живи на ней, и храните (заповеди), чтобы исполнять их…» (Дварим, 11:31,32). И сказали: «Проживание в Земле Израиля стоит всех остальных заповедей Торы» (Асагот Рамбан аль сэфер амицвот).
Нужно ли еще что-то добавлять к этому?
Можно только вспомнить, что Раши (1040–1105) жил на территории Германии, в Вормсе, и был свидетелем того, как участники первого крестового похода, уничтожили всю его общину. И начал он свой комментарий к Торе со слов «Силу деяний Своих хотел Всевышний сообщить народу Своему, чтобы дать ему надел (семи) народов», ибо увидел, что недостаток любви сыновей Израиля к Земле Израиля оставил вакуум в духовном мире, и его тут же заполнило стремление народов мира овладеть землей, святость которой они начали осознавать по-своему и на своем уровне.
Раши всеми силами стремился пробудить в своих учениках любовь к Земле Израиля. И в 1200 году двести из них переселились в Землю Израиля, ожидая, что за ними последуют их общины…
И сегодня тот вакуум, который остается в духовном мире из-за недостатка нашей любви к Земле Израиля, заполняется другими народами – их устремлениями и амбициями. И то, что требуется от нас – это поверить, полюбить и сказать правду.