Недельная глава Шлах. Грех разведчиков– “щадящая” версия.

Недельная глава Шлах. Грех разведчиков– “щадящая” версия.

June 12, 2011 Автор: Рав Шломо-Зелиг Аврасин - No Comments

 

Шалом, уважаемые читатели!

В нашей недельной главе Торы мы читаем о событии, имевшем самые трагические последствия для нашего Народа – как в ближайшем будущем, так и  в далёком грядущем. Я имею ввиду, конечно же, так называемый "грех разведчиков", произошедший 9-го Ава, который привёл к 38-летней отсрочке входа евреев в Землю Израиля и к установлению Вс-вышним этого дня как чёрной даты еврейского календаря на многие века вперёд.

Не смотря на то, что большинство читателей известно, что имеется ввиду под термином "грех разведчиков", я, тем не менее, позволю себе вкратце напомнить канву событий.

Итак, когда Народ Израиля под предводительством Моше, Агарона, и Совета Старейшин, ведомые Вс-вышним, подошли к границам Святой Земли, Б-г приказал (или, согласно некоторым комментариям, разрешил) Моше отправить в Эрец Кнаан делегацию, состоящую из представителей 12-ти колен (племён) Израиля, с целью осмотра и разведки. После 40-дневного "турне" по Святой Земле разведчики возвратились и десять из них (кроме Йегошуа бин Нуна (колено Эфраима) и Калева бен Йифуне (колено Иегуды)) стали отговаривать народ от вхождения в Землю. Большая часть народа поддалась на демагогические и частично лживые утверждения этой десятки, и пожелали вернуться в Египет, лишив таким образом смысла и Исход, и Дарование Торы. Реакция Вс-вышнего на это была однозначной – Он, Благословенный, решил уничтожить весь народ, кроме Моше, но, принимая в расчёт горячую мольбу последнего, смягчил наказание, отсрочив исполнение смертного приговора всего того поколения на 38 лет, и лишь после смерти последних его представителей евреи получили разрешение войти в Святую Землю. Однако те десять разведчиков умерли страшной смертью сразу после этих событий.

 

РаШИ в комментарии на этот стих отмечает: 

"Везде в Писании слово "мужи" означает "почтенные, достойные люди". (Действительно, позднее они согрешили, однако) в тот момент были (мужами) достойными".

МаГаРаЛь, комментируя это объяснение, говорит: "Как могло получиться, что праведные люди стали грешниками? Это получилось в результате того, что они изначально являлись посланниками злодеев, и со временем злодейский умысел повлиял и на них, и они сами прониклись этой идеей и стали грешниками".

Что МаГаРаЛь имеет тут ввиду? Ведь разведчиков послал Моше! Дело в том, что Моше, согласно РаШИ, лишь согласился с желанием части народа, желающей проверить правдивость обещаний Вс-вышнего о "земле, текущей молоком и мёдом", а за подобной проверкой скрывалось нежелание этих людей переходить от жизни в "инкубаторе" (т.е. в пустыне, где нет врагов, и нет также необходимости вступать в какие-либо отношения с окружающим миром, т.к. еда и питьё – "ман" и источник Мирьям – удовлетворяли потребности Народа), к жизни в реальном мире, где нужно воевать, обрабатывать землю, строить города и создавать государство. Как об этом говорит расхожее выражение: "Кто хочет – ищет способ, а кто не хочет – причину".

Однако не это, по-моему, главная мысль комментария МаГаРаЛя. Когда хороший, правильный человек выполняет миссию, навязанную ему злодеями, и не важно, добровольно, по слепоте, повинуясь ложному чувству долга, или даже по принуждению, он сам со временем становится злодеем. Пусть это послужит предостережением тем, кто выполнял или собирается выполнять приказы о выселении евреев из их домов, или любые иные приказы в том же духе. Тем более, что эти деяния, как и грех разведчиков, задерживают слияние Народа Израиля и Земли Израиля, а значит – задерживают и конечное Избавление.