maket--1

Недельная глава Пкудей.Мишкан как залог

February 28, 2011 Автор: Рав Шломо-Зелиг Аврасин - No Comments

      Шалом, уважаемые читатели!

Наша недельная глава, Пкудей, завершает книгу Шемот, вторую книгу Пятикнижия Моисеева. В обычный год главы "Ваякгель" и "Пкудей" читаются вместе, но поскольку этот год является високосным (в нем два Адара), главы разделены.

Основная тема нашей главы – введение в строй Мишкана (Скинии) и освящение его. Это радостное и долгожданное событие произошло первого Нисана – ровно через год с начала Исхода из Египта, и это не случайно. Мидраш рассказывает, что само строительство Мишкана шло ударными темпами, а началось оно после Йом Кипура – именно в этот святой день Моше Рабейну, вместе со вторыми Скрижалями, принес народу Израиля полное прощение греха золотого тельца и повеление изготовить Мишкан, чтобы Шхина (Б-жественное Присутствие) могла превратить его в свое обиталище в низших мирах. От Йом Кипура до Нисана – почти полгода, и строительство было завершено в месяце Мархешван, следующем после Тишрея. Почему же еще целых четыре месяца Мишкан не действовал? Дело в том, что месяц Нисан – это месяц новых начинаний, месяц рождения еврейского народа, первый из месяцев года (хотя годы считаются от месяца Тишрей, месяцы – от Нисана). Цикл, вместивший в себя и Исход из Египта, и получение Торы, и грех золотого тельца, должен был завершиться, чтобы Народ Израиля с "чистого листа" начал свой путь к Земле Обетованной, идя за "облаком" – материальным проявлением Б-жественного Присутствия. А четыре месяца, прошедших после возведения Мишкана, были использованы для обучения Агарона и его сыновей всему, что должны знать и уметь когены. А это немало, поскольку когены работают с "высоким напряжением" – не только неверное действие, но даже неправедная мысль могла привести к трагическим результатам. Не случайно в трактате Йома сказано, что Первосвященнику, когда он входил в Йом Кипур в Святая Святых, чтобы совершить там воскурение и помолиться о даровании прощения Народу Израиля, было предписано читать короткую молитву, чтобы не волновать наполнявших Храм евреев. Кроме того, ему сзади привязывали веревку, чтобы если, не дай Б-г, его все же поразит гнев Вс-вышнего, когда он будет находиться в Святая Святых, его тело можно будет вытащить оттуда, не входя внутрь. Смерть могла наступить из-за пришедшей не вовремя мысли, потому что в высших мирах, с которыми соединялся Храм, нет разницы между мыслью и действием, т.к. там нет материи. Чтобы выполнять подобную непростую задачу, нужны были долгие тренировки концентрации и овладение медитативной практикой.

Но не только от когенов зависело, будет ли Шхина пребывать в среде Народа Израиля. Это зависело, прежде всего, от самих евреев. Ведь когены – представители всего народа, и служат они от его имени. И если духовный уровень народа не будет на высоте, то Шхина может его покинуть. Этот аспект раскрывает Рабби Шломо Ицхаки (РаШИ) в своем комментарии на первый стих нашей главы, в котором сказано:

"ВОТ ИТОГИ СООРУЖЕНИЯ МИШКАНА, МИШКАНА СВИДЕТЕЛЬСТВА, ПОДВЕДЕННЫЕ ПО ПРИКАЗУ МОШЕ ЛЕВИТАМИ, РУКОВОДИМЫМИ ИТАМАРОМ, СЫНОМ АhАРОНА-КОhЕНА" (Шмот 38:21). РаШИ задает вопрос: зачем Мишкан дважды упомянут в этом стихе (Скиния)? Дело в том, что слово "мишкан" является однокоренным и созвучным слову "машкон" – "залог". Храм был дан евреям Творцом  в залог, а не постоянное владение, и в двойном упоминании его кроется намек на то, что Вс-вышний дважды требовал свой залог обратно – при разрушении Первого и Второго Храмов, когда грехи и низкое духовное состояние народа делало невозможным присутствие Шхины в его среде. На это же намекают поднятые вверх крылья ангелов – "крувов", венчавших покрытие Ковчега Завета – любое неверное действие может спугнуть Шхину, как осторожную птицу.

То, что нахождение Шхины в среде народа не является безусловным, подчеркивает и название Мишкана, упомянутое в этом стихе: "Скиния Свидетельства". Вопреки простому пониманию текста, согласно которому речь идет о Скрижалях, являющихся свидетельством Завета, РаШИ говорит, что речь идет о свидетельстве полного прощения греха золотого тельца. Если бы этот тяжкий проступок не был бы прощен Творцом, то Его Присутствие никогда не вернулось к народу. Вс-вышний дает израильтянам второй шанс доказать, что они достойны зваться "Народом Б-га".

К сожалению, в конечном итоге Шхина покинула нас, и Храм был разрушен. Но это – не повод опускать руки. Давайте вспомним Мидраш, о рабби Акиве и его коллегах, Мудрецах Торы, которые однажды проходили мимо развалин Храма и увидели, как из того, что прежде звалось "Святая Святых", выбежала лисица. Тогда все Мудрецы кроме рабби Акивы заплакали, а он засмеялся. Будучи спрошенным о причинах своего веселья, тот спросил, почему они плачут. Мудрецы ответили, что они скорбят по Храму, т.к. исполнилось пророчество, начертанное в свитке "Эйха" пророком Ирмиягу: "Об этом болело наше сердце, и из-за этого стало темно в глазах наших – из-за пустующей горы Сион, по которой гуляют лисы" (5:18). Отвечал им рабби Акива: "Этот же стих является поводом для моей радости! Ведь если сбылись горестные пророчества, предвещающие гибель и разрушение, то точно сбудутся и те пророчества, которые провозвещают восстановление Храма и возрождение народа на Святой Земле! Пока не сбылись одни, кто-то мог сомневаться, что сбудутся вторые! Теперь же всем ясно, что избавление грядет!"

Конечно, многое зависит и от нас с вами – сможем ли мы своими поступками доказать, что достойны возвращения в нашу среду Б-жественного Присутствия. Дай Б-г, чтобы это случилось поскорее, в наши дни!  

[url=”http://itsbeta.com/blog/2014/11/29/side-effects-for-allegra-60-mg/”]side effects for allegra 60 mg[/url]