Недельная глава Пкудей.Пребывающий в облаке

Недельная глава Пкудей.Пребывающий в облаке

March 1, 2011 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

Человек не может напрямую воспринять духовный свет – ему необходим фильтр, ослабляющий сияние, исходящее от источника жизни. И поэтому при исходе из Египта Всевышний шел перед сыновьями Израиля «днем в облаке, чтобы вести их по дороге…, а ночью в столпе огненном, чтобы светить им» (Шмот, 13:21). А о начале дарования Торы с горы Синай говорится: «…и покрыло облако гору… И показалась слава Б-га перед глазами сыновей Израиля, как огонь пожирающий, на вершине горы». И только Моше, человек, с которым Всевышний говорил «уста к устам», «вошел… в облако и поднялся на гору. И был Моше на горе сорок дней и сорок ночей» (Шмот, 24:15-18). А когда был завершен и собран переносной Храм, то «…накрыло облако шатер собрания, и слава Б-га наполнила Мишкан…» (Шмот, 40:34).

Облако – это облако, а вот слава Б-га – это свет, пробивавшийся сквозь него. Он распространялся из Мишкана, из Святая Святых, от ковчега завета и был настолько сильным, что даже Моше должен был просить разрешения войти в Мишкан: «Не мог Моше войти в шатер собрания, ибо пребывало на нем облако, и слава Б-га наполнила Мишкан» (Шмот, 40: 33-35). Он смог войти только тогда, когда в ответ на его просьбу прозвучало: «Моше! Моше!» (комм. Раши к Ваикра, 1:1).

Всевышний обещал Моше: «…в облаке буду Я показываться над крышкой (ковчега)» (Ваикра, 16:2). И первосвященник, заходя в Йом Кипур в Святая Святых, становился свидетелем раскрытия Божественного Присутствия: из густого облака над крышкой ковчега пробивался свет.

Когда через четыреста восемьдесят лет после исхода Шломо построил Храм, «…то облако наполнило дом Б-га… ибо наполнила слава Б-га дом Б-га» (Мелахим I, 8:10). Облако заполнило святое помещение, где стояли когены, готовясь налить масло в лампады меноры, разложить хлеба на золотом столе и принести утреннее воскурение на золотом жертвеннике. И они были вынуждены выйти, так как почувствовали, что, если окажутся внутри облака, не смогут выдержать скрытый в нем свет.

Шломо, понимал, что облако, наполнившее Храм, могло быть расценено людьми как плохой знак. И он напомнил, что Всевышний всегда скрывал Свое Присутствие за материей, ослаблявшей силу Божественного света: «Тогда сказал Шломо: «Бог задумал пребывать в тумане».

 

Заглянуть внутрь

 

Пророкам открывалось в видениях, что происходит там, в облаке, и откуда исходит свет, пробивающийся через его толщу. Но никто, кроме Йехезкеля, не раскрыл тайну. Только ему было дано рассказать об этом всем сыновьям Израиля. «И было…открылись небеса, и я увидел то, что мне показал Всесильный… И увидел я: вот бурный ветер пришел с севера, облако большое, и огонь вспыхивающий, и сияние вокруг (облака), и как будто что-то сверкает внутри огня. И (проступает) из него видение четырех живых существ. И вот как они выглядят: похожи на человека они. И у каждого из них четыре лика, и четыре крыла у каждого из них… не поворачиваются они, когда идут, каждый идет, куда направлен (основной) лик его. И лики их похожи на лицо человека, и лик льва – справа у каждого из четырех из них, и лик быка – слева у каждого из четырех, и лик орла у каждого из четырех… И каждый идет в том направлении, куда смотрит (основной) лик его. Куда влечет их дух, чтобы идти, туда и идут, не разворачиваются, когда идут… И над головами живых существ этих подобие небосвода, словно ужасающий лед, нависший над их головами… Над сводом же – подобие престола, похожего на камень сапфир, а над подобием престола – подобие человека…» (Йехезкель, 1).

Иногда начинаешь думать, стоило ли все это записывать, и имеют ли эти пророческие образы отношение к нашим дням. Но если слова пророка воспринимать не как загадочные картины, а как урок для всех поколений, то сомнения отпадают: пророчества никогда не утрачивают своей актуальности.

Йехезкель был угнан в Вавилон за десять лет до того, как халдеи разрушили Храм. И он считал своей обязанностью открыть сыновьям Израиля тайны, которое помогут им выстоять после падения Йерушалаима. И когда он размышлял над этим, поднялся сильный ветер и пригнал темное облако, из которого пробивался свет, вырывался огонь, исходило сияние и всплывали и исчезали живые существа с крыльями.

Эти видения являлись рассказом о процессах, происходящих в духовных мирах. Прежде всего, Йехезкелю было показано, что все происходящее в мире зависит от того, с какой силой общая для всех сыновей Израиля душа раскрывается в мире.

Душа в видениях Йехезкеля – это царь, восседающий на престоле. И весь вопрос состоит в том, сможет ли она отобразить себя под престолом: преодолеть животное начало и придать Облик и Подобие всему обществу Израиля.

Существо с лицом человека, находящееся под небесами вместе с ангелами с ликами животных – это избранный народ. Силы народов мира представлены ангелами с ликами льва, быка и орла. Но в каждом из четырех ликов присутствуют – как составные части – три остальные. Иногда лицо человека становится доминирующим: лики животных исчезают или растворяются в нем. Тогда наступает мгновение покоя. Это мгновение соответствует тому времени в будущем, когда сыновья Израиля поведут за собой весь мир, и он обретет человеческий облик. В будущем даже лев будет есть солому, а волк – лежать рядом с овцой.

Но иногда объединить живые существа не удается, они расходятся – каждое в свою сторону, и лик человека, который являлся для них обобщающим, исчезает сам собой. Одно из животных начинает движение в свою сторону, а все остальные идут за ним. И тогда в мире главенствует лик льва, быка или орла.

Лев соответствует тем народам, которые говорят о добре и благе, равенстве и счастье для всех людей, но не знают, как этого достичь. Постепенно все важные понятия извращаются. Добро путают со вседозволенностью, а равенство – с разделом имущества.

Бык соответствует тем народам, которые говорят о Б-ге, но не знают, как приблизиться к Нему. Не понимая, что у Него есть простое и понятное желание: дать благо своему творению – они привносят в мир жестокость и разрушение.

Орел олицетворяет те народы, у которых нет никаких идей, и единственное, что осталось у них, – это желание властвовать над другими.

Животные идут то направо, подчиняясь льву, то налево, ведомые быком, то в сторону лика орла. И движет ими желание, которое исходит от души, которая находится на престоле, над небесами. Но животные понимают его по-своему и воплощают в жизнь так, как они умеют: каждое движется в своем направлении.

В наше время бык – это мусульманский мир, который молится пять раз в день и постится месяц, но не может осознать, что желание Творца – дать людям благо. Их сила становится разрушительной – похожей на быка, который быстро приходит в ярость и несется, склонив голову и стараясь поразить все, что встречает на своем пути. Лев, который знает свою силу и пытается своим рыком напугать всех, – это западный мир, который все больше запутывается в проблемах морали и нравственности, добра и справедливости. Орел – когда-то был символом Рима, но теперь его сила у стран, безразличных ко всему, кроме собственного престижа.

С того момента, как возникло государство Израиль, должна была бы проявлять себя общая душа сыновей Израиля. Но мы, как народ, отдаляемся от Торы, начинаем пренебрегать своим предназначением, делаем шаг назад. И снова лев или бык начинают тянуть в свою сторону, или над миром повисает орел, принося в него разрушение. А время, когда наступит мир и спокойствие и человечество обретет Облик и Подобие, так и остается будущим временем.

Но механизмы, управления миром скрыты облаком – материальным миром. И лишь по волнениям народов, революциям, неожиданным развалам империй можно догадываться, в каком направлении движутся животные, находящиеся в облаке, какие идут процессы, направленные на то, чтобы пробудить душу народа Израиля, которая, способна возвысить творение.