Наказанием Адама и Хавы за грех стала печаль. Сказано было Хаве: «Умножу очень муки твои, и беременность твою. В печали будешь рожать детей…» А Адаму: «Проклята земля из-за тебя, в печали будешь есть все дни твои…» (Берешит, 3:17-18). И Ноах был призван избавить людей от печали, как сказано: «Этот утешит нас от дел рук наших и от печали…» (5:29).
Пояснил Раши: «Пока не появился Ноах, не было у людей орудий для обработки полей, так как земля не давала урожая. В дни же Ноаха это проклятие было снято. Однако печаль не исчезла. И тогда Ноах попытался избавиться от нее после потопа: насадил виноградник, изготовил вино и пил его, пока его сознание не отключилось.
Только к Аврааму, человеку преисполненному любви ко всем творениям, избраннику Б-га, вернулась радость, которую испытывал Адам до греха в саду Эден, как сказано: «И упал Авраам на лицо свое, и возрадовался». И Всевышний повелел Аврааму назвать своего сына Ицхак – «будет смеяться». Таргум Йонатан поясняет, что речь идет не об обычном смехе, а о таком, который сопровождает радость, охватившую человека. Через Авраама и его потомков должно было прийти в мир исправление греха первого человека.
Через две тысячи лет хаоса мы подошли к эпохе, которая называется «преддверие времени Машиаха». И легко заметить, что слово Машиах состоит из тех же букв, что и слово симха – «радость». Это еще раз доказывает, что цель человечества и, прежде всего, сыновей Израиля, – это избавиться от печали, которая вошла в мир с грехом Адама. «Искупленные Б-гом вернутся и придут с песней. И радость всего мира – над ними. Веселья и радости достигнут, и убежит тоска и стенание» (Йешаяу, 35:10).
Народ должен вернуться к самому себе, стать таким, каким он призван быть: заботящимся о своем нравственном уровне, отстаивающим справедливость, проявляющим милость. И об этом сказано: «Ибо узнал Я его, чтобы заповедать сыновьям его и дому, который будет после него, чтобы хранили дорогу Б-га, творя милость и утверждая (справедливый) суд, чтобы дал Б-г Аврааму то, что обещал ему» (Берешит, 18:19). А обещано Аврааму было следующее: «И станет Авраам непременно большим и мощным народом, и благословятся им все народы земли» (Берешит, 18:18). А радость всех тех лет, которые были прожиты в печали, вернется к потомкам Авраама. Как сказано: «Дай нам радость тех лет, которые мы страдали, видели горе…» (Теилим, 90:15