Тора сама сообщает нам, где искать цель жизни в соответствии с Торой: "Не на небе она, чтобы сказать: "Кто взошел бы для нас на небо и достал ее нам, и дал бы нам услышать ее, и исполняли бы мы ее?" И не за морем она… Однако весьма близка к тебе эта вещь" (Дварим, 30:12-14).
Из принципа ло башамаим hи – "не на небе она" (Дварим, 30:12) наши Мудрецы выучили целый ряд важных положений, касающихся изучения Торы и еврейского мировозрения в целом. В своем комментарии на нашу недельную главу Раши пишет, что Тора не находится на небесах, но если бы она была там, мы должны были бы подняться даже туда, чтобы получить ее. Из этого мы учим, что для изучения Торы нужно приложить максимум усилий (Талмуд, трактат Эрувин, 45a). Наши Мудрецы (да будет память о них благословенна) говорят также, что стих "не на небе она" означает следующее: нельзя найти Тору в устах тех, кто "возвышает свои мысли" – иными словами, у надменных людей (Кала Раббати, 5:5; Эрувин, 45а). Другими словами, для того, чтобы изучать Тору должным образом, человек должен быть скромным. Поэтому Тору сравнивают с водой, которая всегда течет вниз, стремясь заполнить самые низкие, не выступающие над поверхностью уровни и сосуды.
Еще один аспект принципа "не на небесах она" раскрывается в Талмуде, в известной истории про "печь Аханая" (трактат Бава Меция, 59б). Талмуд рассказывает здесь об алахическом споре, возникшем между рабби Элиезером и Мудрецами по поводу запутанного вопроса о ритуальной чистоте. Несмотря на весьма убедительные аргументы рабби Элиезера, большинство высказалось против его мнения. Тогда для доказательства своей правоты рабби Элиезер начал требовать чудесных знаков свыше: рожковое дерево перемещалось, стена города наклонилась. Наконец прозвучал Голос с небес и во всеуслышание поддержал мнение рабби Элиезера. Тогда основной его оппонент, рабби Йеошуа, встал и произнес: "Не на небесах она!" – протестуя таким образом против сверхестественного вмешательства в алахический спор мудрецов. Гемара объясняет, что после того, как Тора была дана на Синае, мы больше не можем руководствоваться Голосом с небес при установлении законов.
Согласно этому пониманию, стих учит нас тому, что мы больше не должны руководствоваться вмешательством свыше или даже пророчеством при решении галахических споров, которые определены постоянными правилами. Мы также учим, что даже пророк не может изменить Тору, которая была дана Моше. Можно предложить и еще одно, дополнительное объяснение рассматриваемой фразы. Тора не была предназначена для того, чтобы находиться на небесах. Тора была дана тем, кто живет "в этом мире". Тора не требует от людей действий, неестественных для природы человека, она не призывает предаваться аскетизму или жить в изоляции от общества; все освящение и святость, о которых говорит Тора, должны происходить в рамках реальности этого мира. Ральбаг в комментарии на Притчи Соломона подчеркивает тезис о том, что Тора должна делать жизнь человека приятной во всех отношениях, приносить здоровье его телу и душе. Тора – это учение жизни для тех, кто ходит по земле, а не парит в небесах.
Перевел Яков Герштейн