Культура всех народов основывается на мифах, преданиях и культах, связанных с борьбой с демонами, духами, сатаной и т.д. Все эти темные силы представляются людям обладающими собственной волей и не подчиняющимися высшему началу.
Однако в еврейской традиции Сатан — это ангел находящийся в полном распоряжении Б-га и используемый им, чтобы ставить людей перед испытаниями. «И сказал Б-г Сатану: обратил ли ты внимание на раба моего Иова, что нет подобного ему на земле? Человек он непорочный и справедливый и удаляющийся от зла». И отвечал Сатан Б-гу и сказал: «…Протяни руку и коснись всего, что есть у него, и клянусь пред лицом Твоим — Тебя хулить станет» (Иов, 1:8-11). Здесь Сатан описывается как подстрекатель, имеющий собственные, не совпадающие с Высшей волей, планы. Однако это описание нельзя рассматривать как отход от основного принципа веры, декларирующего неограниченность Б-жественного знания и возможностей. Противоречие, возникающее между упрощенным описанием событий в небесных сферах и истинными убеждениями пророков, объясняется тем, что они используют широко применяемое в Торе правило «говорить языком человека» даже о свойствах Всевышнего. Человеку дается право говорить о высоких сущностях на простом языке — при условии, что он будет помнить о неполноте своих знаний и несовершенстве речи.
Если мы с кем-то и боремся, то только сами с собой. «Сатан — это дурное желание», — пишет Талмуд (Бава Батра, 16а). «И остался Яаков один, и боролся с ним человек до восхода утренней зари» (Берешит, 32:25). С кем может бороться человек, если он остался один? Только с самим собой, со своими дурными мыслями и устремлениями. Они-то и есть наш главный враг: «Человек, с которым боролся Яаков — Самаэль (одно из имен Сатана)» (Раши). Более того — Яаков научил нас тому, что из этой схватки можно выйти победителем. И если другие религии подчиняют человека природе и учат его поклоняться своим грубым животным инстинктам или представляют его сосудом греха, то мы верим, что суть человека — добро.
Тот день, когда Сатан пришел оговорить Иова, был днем Рош а-Шана, начала года, так как именно в этот день на небесном суде определяется судьба человека в зависимости от поступков, совершенных им за истекший год. В этот день Сатан-подстрекатель становится прокурором.
В других местах Торы и книг пророков слово «сатан» используется несколько по-другому: в книге Бемидбар (22-я глава) оно понимается как «помеха, препятствие». В первой книге Шмуэля (29-я глава) и в первой книге Царств «сатан» — это враг, противник. В книге Псалмов (109) используется форма множественного числа, образованная от слова «сатан» в значении «ненавистники». Таким образом, Сатан — имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует претворению хороших замыслов в жизнь и мешает осуществить добрые начинания.
В Торе первый день месяца Тишрей не назван началом года. О нем говорится как о «дне трубления». Мидраш говорит, что в этом проявилось желание Всевышнего помочь своему народу: Сатан не будет знать о приближении дня суда заранее и не успеет приготовить свои обвинения. Считается также, что Рош а-Шана приходится на начало месяца, когда луна почти не видна на небосводе, чтобы у Сатана не было двух свидетелей обвинения — солнца и луны. Ведь показания одного свидетеля в суде не принимаются. Говорят, что в шофар трубят, чтобы напомнить перед лицом Всевышнего о подвиге Авраама, который связал Ицхака и поднял его на жертвенник. Увидев в кустах барана и положив его на огонь вместо своего сына, Авраам затрубил в бараний рог. И когда в Рош а-Шана раздается трубный звук, Сатан теряет все свои силы. И не случайно перед трублением в шофар в синагоге мы читаем молитву, состоящую из шести стихов, из начальных букв которых складываются слова: «кра сатан» — «разорви (обвинение) Сатана». Этот акростих становится в наших устах просьбой о помиловании в День Суда.
Однако все эти намеки на нашу отчаянную борьбу с Сатаном в Рош а-Шана следует понимать только как «повествование на языке людей» о сложных процессах, происходящих в природе и во внутреннем мире человека в этот день.
Последнее сражение с обвинителями и ненавистниками происходит за праздничным столом: принято начинать трапезу с фруктов и овощей, название которых созвучно глаголам «устранить, убрать, отсечь, закончить». Так, например, название селек (свекла) однокоренное с глаголом лесалек — устранить, и поедая свеклу, мы просим Творца устранить наших врагов. Кра — «тыква» созвучно с кара — «оторвал», и беря в руки кусочек тыквы, мы просим, чтобы все ненавистники отделились от нас. Карти (лук-порей) схоже со словом карат — отсек; и мы просим Небеса отсечь от нас всех тех, кто мешает нам жить.
Но ни один еврей не предполагает, что еда этих овощей поможет ему, если он не исправит свои дела, не научится любить ближних и стремиться к высокой духовности.
Редакция и дополнения-рав Зеев Мешков
Жертвоприношение
Ицхака.
Из старинной рукописи.