201glava

Недельная глава Насо. Кто благословляет благословляющего?

June 10, 2006 Автор: рав Йосеф Кармель - No Comments

 

Одна из важнейших тем главы Насо – «благословение коэнов» – та формула, которую произносят потомки Аарона, благословляя народ. Коэнам было заповедано: «Так будете вы благословлять сынов Израиля…» – и они честно исполняют эту заповедь до сих пор, ежедневно в Святой Земле и по праздникам – в странах изгнания. Благословение это тройное. Каждое из трех предложений содержит две просьбы ко Всевышнему, причем посередине между двумя просьбами в каждом из трех благословений стоит имя Господа – Того, от кого исходят все благословения и все добро в мире:

«Да благословит тебя Господь и охранит тебя!

Да будет благосклонен к тебе Господь и помилует тебя!

Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе мир!

Так пусть произносят Имя Мое над сынами Израиля, и я благословлю их» (Бемидбар 6:24-27).

Последнее предложение вызывает вопрос: «и я благословлю их» – кого именно?

Вавилонский Талмуд (Хулин 45а) приводит два комментария к этой фразе. Спрашивает рабби Ишмаэль: Коэны благословляют еврейский народ; кто же благословляет коэнов? И отвечает, истолковывая этот стих Торы: коэнов благословляет Всевышний.

Рабби Акива задаёт другой вопрос. Коэны благословляют народ; но откуда мы знаем, что Всевышний благословляет народ? И приводит в качестве доказательства ту же фразу: "и Я благословлю их" – народ. Иными словами, получается, что  Всевышний подтверждает благословение, которое коэны только что дали еврейскому народу.

Параллельно возникает два «обратных» вопроса:

1)       кто же тогда, согласно рабби Ишмаэлю, подтверждает благословения коэнов народу?

2)       кто, согласно рабби Акиве, благословляет коэнов?

 

Талмуд сначала отвечает на второй вопрос и говорит, что коэны попадают под общее правило "И Я благословлю благословляющих тебя [потомство Авраама]" (Берешит 12:3). То есть они получают благословение от Бога, как любой, благословляющий избранный народ. Комментарий Июн Яаков к Гемаре, отвечает и на первый вопрос: после того, как сам Всевышний благословил коэнов, их благословение еврейскому народу также уж точно становится действенным.

Хотя рабби Ишмаэль и рабби Акива объясняют стихи Торы по-разному, основываясь на различных философских подходах, в мнениях обоих есть общая важная идея. Что дает коэнам их величие и приносит им благословение? Тот, что они участвуют в благословении народа – передают то высшее благо, которое посылает Всевышний. По мнению рабби Акивы, совершенно очевидно, что те, кто благословляет заслуживающих благословения, сами благословенны. Коэны, передающие божественное благо в мир на постоянной, глубокой основе, поднимаются за счет этого все выше. Поэтому помощь – дополнительное благословение от самого Б-га – может быть нужна только благословляемым, народу.

Согласно мнению рабби Ишмаэля, Всевышний должен дать дополнительное благословение коэнам – благословляющим, для того, чтобы они не потеряли помощь Небес и их благословение было эффективным. И он соглашается с тем, что тот, кто дает благословение другим, также получает всеобъемлющее благословение от Небес – как неотъемлемую часть этого процесса.

Не наше дело решать, кто прав, рабби Ишмаэль или рабби Акива – каждый из них освещает определенный аспект истины. Гемара в другом месте (Недарим 35б) пытается определить, чьими посланниками являются коэны – Всевышнего или народа Израиля. Можно предположить, что этот спор напрямую связан с изложенной выше дискуссией мудрецов. Очевидно, что коэны служат важнейшим связующим звеном, вопрос только в том, с какой стороны они «начинают подключение».

Пусть будет благословен всякий, кто старается построить мост между Создателем и Его народом!

 

Перевод: Яков Герштейн, Элиезер Лесовой