1009

Недельная глава Мецора. Кедр и связка иссопа

April 16, 2005 Автор: рав Йосеф Кармель - No Comments

     

«И возьмет кедровое дерево, и иссоп…» (Ваикра 14:51)

Глава Мецора продолжает описание законов болезни, известной под названием «цораат» – что чаще всего переводится как «проказа». Цораат в Писании всегда фигурирует как болезнь, вызванная определенными духовными причинами – проблемами во внутреннем мире человека. Впервые мы замечаем это в эпизоде, когда Всевышний поражает проказой руку Моше-рабейну: И сказал ему Б-г: засунь руку свою за пазуху. И засунул он руку за пазуху, и вынул ее, и вот – рука его покрыта проказой, как снегом. И сказал Он: «Засунь снова руку свою за пазуху». И засунул он снова руку свою за пазуху, и вынул ее из-за пазухи своей, и вот – снова стала она плотью, такой, как была» (Шемот 4:6). Раши объясняет, что причиной этого урока послужил грех лашон а-ра (злоязычия) – Моше выразил недоверие еврейскому народу, предположив, что они не послушаются его голоса: «Но ведь не поверят они мне и не послушаются меня, сказав: не открывался тебе Б-г» (Шемот 4:1). «Этим знаком указал (ему на то), что он злословил, говоря: "не поверят мне". Поэтому Он покарал его проказой, как была покарана Мирьям за злословие» – пишет Раши. Тем же языком описывает Тора произошедшее с Мирьям, когда она злословила в адрес Моше: «И вот Мирьям покрыта проказой, как снегом» (Бемидбар 12:10).

 

В Писании мы находим, однако, и другие причины проявления этой необыкновенной болезни. Например, Гехази, слуга пророка Элиши, был наказан за жадность, когда без разрешения учителя взял деньги у военачальника Наамана, чудесным образом исцеленного Элишей. Элиша в гневе говорит слуге: «Разве это время, чтобы брать серебро и брать одежды, или оливковые деревья и виноградники, или мелкий и крупный скот, или рабов и рабынь? Пусть же проказа Наамана пристанет к тебе и к потомству твоему навек! И вышел тот от него белый от проказы, как снег» (Млахим II, 5:26-27).

 

Мы же рассмотрим случай с великим царем Узиягу, который был поражен проказой при удивительных обстоятельствах. Писание говорит о нем: «И делал праведные дела в глазах Всевышнего, как все, что делал Амация, отец его… и поразил Всевышний царя, и был он прокаженным до дня смерти своей» (Млахим II, 15:5). Нет в тексте объяснения столь суровому наказанию. Чтобы узнать, за что наказан Узиягу, следует также понять, в чем смысл сравнения его с отцом.

 

«Тора немногословна в одном месте и богата словами в другом», – сказали мудрецы, и причину наказания мы находим в другом разделе ТаНаХа – Второй книге Хроник. Узиягу получил в наследство от отца «царство, потерявшее величие». Йоаш, царь северных колен Израиля, победивший Амацию, царя Иудеи, в битве у Бейт-Шемеша, поставил на колени Иерусалим и Иудейское царство: «И разрушил стену Йерушалаима от ворот Эфраима до ворот Угольных на четыреста локтей; и все золото и серебро, и забрал все сосуды, находящиеся в Доме Б-га… и сокровища из дома царского, и заложников, и вернулся в Шомрон» (Хроники II, 25:23). Таким образом, унижение, которому подверглись Иерусалим и Иудейское царство, распространялось на все области: систему безопасности, экономическую и внешнеполитическую независимость.

 

Узиягу, поднявшийся на престол очень юным – в возрасте 16 лет, – успешно изменил политический курс, и вместо того, чтобы вести братоубийственную войну против Израильского царства, стал сотрудничать с Йеровамом Вторым (тем самым дав ему возможность исправить грех Йеровама Первого, который когда-то отказался от союза с Иудеей, спросив: «А кто из нас будет во главе?»).

 

Узиягу расширил южные границы Иудеи и Израиля до Эйлата и северные – до Хамат. Как написано: «Он (Узиягу) построил Эйлат»; «А он (Йеровам Второй) восстановил границу Израиля от входа в Хамат до Мертвого моря… и вернул Дамаск и Хамат Йегуде и Израилю» (Млахим II, 14:25-28). Узиягу успешно воевал с филистимлянами и смог заселить евреями их города (что не удавалось до него ни одному правителю Иудеи и Израиля). Эти завоевания открыли евреям путь к морю, и купцы царя начали торговлю на Красном море (через Эйлат) и Средиземном (через Ашдод). Таким образом, Узиягу завладел торговыми путями в море (включая африканское побережье) и караванными путями, ведущими через пустыню Негев.

 

В Писании походы царя Узиягу описываются так: «И вышел на войну с филистимлянами… и построил города в Ашдоде и в земле Плиштим… и построил крепости в пустыне». Эти завоевания принесли огромную прибыль в казну Иудейского царства. Кроме того, в Земле Израиля расцвело сельское хозяйство. Сказано, что Узиягу «любил землю», «прокапывал каналы».

 

Огромные успехи Узиягу в оснащении армии и строительстве оборонных сооружений также стали нарицательными во всем мире. «И приготовил им Узиягу, всему войску, щиты и доспехи, и шлемы, и панцири, и луки, и камни для метания; и произвел пересчет воинов в Иерусалиме, чтобы быть им на башнях и на угловых укреплениях, и пускать стрелы, и бросать камни большие. И прославилось имя его далеко благодаря силе его…»

 

И вот все это рухнуло в один миг и по одной-единственной причине. Созерцая свои достижения, Узиягу возгордился. Он захотел совершать службу в Храме и приносить жертвы, хотя происходил из потомков Давида и не был коэном. Несмотря на уговоры и мольбы священников-коэнов, царь облачился в одежды первосвященника и вошел в Храм, чтобы зажечь воскурение на жертвеннике. И тогда «открылась проказа (цораат) на лбу его». Согласно закону, священники потребовали от прокаженного немедленно покинуть не только Храм, но и город. Проказа так и не прошла – Узиягу жил изгоем вне городских стен и умер там.

 

Итак, именно в этом заключается связь падения Узиягу с падением царства его отца. Эта гордыня – та же причина, которая привела к падению его отца, царя Амацию. Не случайно Йоаш, царь Израиля, упрекал Амацию: «И вознеслось сердце твое».

 

Цораат, удивительная проказа, о которой говорит Тора – один из способов напомнить преуспевшему человеку, который наслаждается своими свершениями в разных сферах, «чего он стоит» на самом деле. Именно поэтому очистительная жертва прокаженного включает и кедровое дерево – высокое и красивое, и неприметную травку иссоп, которая олицетворяет неприметность и скромность.

Да поможет нам Всевышний усвоить этот урок.

                                                                                                       

Трагедия Узиягу