844

Недельная глава Лех Леха: От родни твоей

October 23, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

  Запрещено не знать
 «Первая заповедь повелевает знать, что где-то (место указать невозможно) есть Вс-сильный, как сказано: «Я Б-г Вс-сильный твой…» Так начинает Рамбам свод законов Мишне Тора, вместивший в себя все 613 заповедей.
Но тогда возникает следующий вопрос: «А можно ли приказать человеку знать? И если он не может или не хочет знать, что ты будешь с ним делать?»
 Заповедь «знать» понимается как запрет отрицать очевидное. И поскольку существование Б-га неоспоримо – отрицать это запрещено.
 Неверные теории о мире, удаляющие человека от Б-га, приводят к распространению убийств и разврата. Наш праотец Авраам доказал своей жизнью, что мы несем ответственность за ложные представления о мире, сформированные самостоятельно или под влиянием окружающей среды. Он наиболее полно из всех когда-либо живших людей исполнил первую из 613 заповедей Рамбама: «Нельзя обманывать самого себя, отрицая, что Б-г есть и что Он один».

 Истоки веры Авраама
Мидраш рассказывает: «Когда родился Авраам, его отец Терах отдал его на воспитание старшему брату Нахору, и тот учил его приемам идолопоклонства. Но Авраам не хотел всего этого знать…» (Оцар а-мидрашим, 399). В Пиркей де раби Элиэзер (26) рассказывается: «Когда родился Авраам, все министры Нимрода хотели убить его (из-за предсказания астрологов, что этот ребенок овладеет миром). Терах спрятал Авраама, и тот провел 13 лет в потаенном месте, не видя ни солнца, ни луны. В 13 лет он вышел на свет, говорил на святом языке, испытывал отвращение к идолопоклонству и во всем полагался на Всевышнего. Схватили его и держали в заточении десять лет. А еще через десять лет бросили его в огненную печь… И Всевышний сделал для него чудо.
 На первый взгляд, эти два рассказа противоречат друг другу, но на самом деле их легко совместить: Авраама действительно приходилось скрывать с раннего возраста, но следил за ним и воспитывал его в потаенном месте Нахор. Его учения Авраам не принял. В 13 лет он вернулся в дом отца и был схвачен. Для нас важно, что Авраам начал свой путь с исполнения обязанности каждого человека «не обманывай себя» и лишь потом удостоился особой помощи Вс-вышнего – пророчества.

 Анализ психолога
На примере семьи Авраама можно понять все проблемы, перед которыми встает человек, когда он сталкивается с необходимостью признать или отвергнуть истину. Терах, мудрый человек, хорошо знает, что правда, а что – нет. Он занимает видное положение при дворе Нимрода, и ложь и низость власть придержащих известны ему. Он не злодей и своим положением обязан не козням и интригам, а своим способностям. Но бороться за правду он не будет – карьера дороже. Однако когда ему предлагают отдать только что родившегося ребенка, он отказывается и идет на конфликт, что нетривиально для древнего мира, в котором жизнь ребенка не считалась высшей ценностью и дети были имуществом родителей. Аран, брат Авраама, считает, что все не могут ошибаться, и, если в обществе принято считать, что огонь – бог, вода – бог, царь- бог, то скорее всего так оно и есть. Но он озадачен убежденностью, которую проявил Авраам. Откуда такая крепкая вера? И в тот момент, когда Авраама бросили в огонь, Аран подумал: «Если брат выйдет живым – я за него, если нет – я буду верен Нимроду». Увидев, что огонь не властен над Авраамом, Нимрод спросил Арана: «А ты в кого веришь?» И когда Аран ответил: «В Б-га Авраама», его бросили в огненную печь. Но чуда не произошло… (Берешит, 11:28; Раши). Спасение приходит только в том случае, если вера не имеет ущерба.
 Другой участник событий – царь Нимрод. Он не оставил здодейства, даже став свидетелем чуда, сделанного для Авраама, и бросил Арана в печь. Продолжал ли он верить в идолов? Да! Но ведь чудо было совершено перед его глазами! Нимрод не может отказаться от идолопоклонства, так как в этом случае он должен тут же отказаться от власти и передать лидерство Аврааму. Так впоследствии поступил Малкицедек: после чудесной победы Авраама над четырьмя царями, он вышел навстречу с хлебом и вином и, отказавшись от первенства, признал его духовным лидером человечества. Но Малкицедек был праведником, а Нимрод не был готов признать истину ценой утраты своего положения. В этом случае человек будет до конца держаться своей ложной веры, так как отказ от нее повлечет за собой признание своей неправоты и раскаяние в совершении многих злых дел. Легче умереть, чем жить с таким чувством. И поэтому подсознательно злодей не позволяет даже зародиться мысли о собственной неправоте. Нимрод еще долгие годы продолжал строить Вавилонскую башню. Да и после ее разрушения он остался убежденным идолопоклонником и главным божеством считал самого себя.
 Нахор, старший брат Авраама, был убежденным идолопоклонником и не принял веры Авраама.
 Авраам вынужден уйти из Ур Касдим из-за Нимрода. Терах не хочет там оставаться, так как переживает из-за гибели сына. Нахор, член опальной семьи, предпочитает двинуться в путь вместе с отцом. И в этом его поступке есть нечто положительное. Ведь он мог бы отречься от семьи, назвать их отступниками и предателями. Но все же он предпочел пойти вместе с ними в неизвестность.
 «И вышли они… из Ур касдим, чтобы идти в Землю Кнаан. Но дошли до Харана и поселились там» (Берешит,11:31). Семья направлялась в Землю Кнаан, в которой всегда селились праведники, исповедовавшие веру в единого Б-га, такие как Ноах и его сын Шем. Но их на полпути остановил Нахор, который не был готов идти в необжитые земли. В Харане он основал секту, члены которой не верили ни в каких богов, но занимались колдовством как способом раскрытия сил человека и его способности влиять на окружающую среду.
 Когда Аврааму было семьдесят пять лет Вс-вышний обратился к нему и сказал: «Иди сам из земли твоей, от родни твоей, от дома отца твоего в Землю, которую Я тебе покажу». Из земли твоей – из Харана, где остановились Нахор и Терах; от родни твоей – от Лота, сына Арана, который за богатство оставит духовность; от дома отца твоего – от Тераха, который не способен бороться за истину.

 Логический вывод
Часто говорят, что Авраам был первым в мире монотеистом. Но это не так. И Адам, и Ноах, и его сын Шем, и его потомок Эвер верили в единого Б-га. Что же нового привнес в мир человек, названный «основа множества народов»?
 Во-первых, никто до Авраама не понимал, что такое единство Б-га, хотя и говорили о нем. Во-вторых, для Авраама Б-г абсолютен во всех отношениях: абсолютное единство, отрицающее существование материи как самостоятельной субстанции, абсолютное единство в пространстве и времени, единство желания, абсолютное совершенство… В третьих, Авраам – в отличие от всех предшествовавших ему «теологов» – не только говорил о единстве Б-га, оставаясь в рамках чистой теории, но и сделал практический вывод: мир держится на любви. Б-г любит нас, и естественно отвечать Ему тем же.
 Б-г – абсолютное совершенство. А совершенству ничего не нужно, и если уж у Него было желание сотворить мир, то только ради того, чтобы дать нам благо. «Хорошо благодарить Б-га и воспевать Твое имя высокое, говорить утром о любви Твоей, а ночами– о вере Твоей (вере в Тебя)… Человек неумный не знает об этом и несмышленный не поймет этого!» (Теилим, 90).