carosfeld_bo-1

Недельная глава Бо.Кто управляет миром – ликбез для фараонов.

January 2, 2011 Автор: Рав Шломо-Зелиг Аврасин - No Comments

 

Шалом, уважаемые читатели!

В нашей недельной главе мы читаем о том, как симфония десяти египетских казней завершается финальным аккордом – внезапной смертью египтян-первенцев, после чего упрямство каменного сердца фараона было сломлено и он лично сообщил Моше и Аарону, что Народ Израиля может, и даже обязан как можно скорее покинуть Египет. Так рухнули стены "темницы народов", каковой являлась эта сверхдержава того времени, и наши предки с гордо поднятой головой, ведомые Шхиной ( Б-жественным Пристутствием) выступили к горе Синай, чтобы стать там Народом Торы.

Но оглянемся немного назад. Наши благословенной памяти Мудрецы задают интересный вопрос: а зачем понадобилось Вс-вышнему, благословенно Имя Его, наводить на Египет целых десять казней? Ведь было известно Творцу Вселенной, что после смерти своего первородного сына фараон "сломался" бы сразу и отпустил бы евреев на свободу – это становится ясно после прочтения тех слов, которые Б-г вкладывает в уста Моше Рабейну, да пребудет он в мире, еще у неопалимой купины: "И СКАЖЕШЬ ТЫ ФАРАОНУ: ТАК СКАЗАЛ БОГ: ИЗРАИЛЬ – МОЙ ПЕРВЕНЕЦ! ГОВОРЮ Я ТЕБЕ: ОТПУСТИ СЫНА МОЕГО, ДАБЫ МНЕ ОН СЛУЖИЛ, НО ТЫ ОТКАЗЫВАЕШЬСЯ ЕГО ОТПУСТИТЬ, И ВОТ: УБИВАЮ Я ТВОЕГО СЫНА, ТВОЕГО ПЕРВЕНЦА!" (4:22-23) .

Так зачем тогда нужны предыдущие девять казней?

На  этот вопрос существует, как это принято в иудаизме, множество ответов.

Так, например, есть мнение, что казни были растянуты почти на целый год для того, чтобы испытать сынов Израиля – а захотят ли они, освободившись от рабства (ибо реально они перестали работать на египтян еще во время первой казни), покинуть Египет тогда, когда будет нужно? И это действительно была необходимая проверка – Тора говорит:  ""Хамушим" вышли сыны Израиля из Египта". Слово "хамушим" обычно переводят как "вооруженные" или "оснащенные", но есть у него и другой смысл: "пятая часть", т.к согласно Мидрашу только 20% евреев согласились выйти из Египта, а остальным показалось, что если рабства больше нет, то и незачем покидать такую замечательную страну. Жребий их был горек – все они были бесследно поглощены тьмой во время девятой казни, и даже тел их не осталось, чтобы египтяне не сказали, что и евреев постигла та же участь, что и их самих. Подобных примеров было много в течение нашей истории – когда приходило время покинуть какую-либо страну изгнания, всегда были те, которые оставались там, и, как правило, растворялись среди местного населения либо гибли. Вс-вышний многомилостив, но предоставляет ограниченное число возможностей, как это следует из Законов Раскаяния по РаМБаМу.

Но мне хочется предложить вашему вниманию совершенно особенный комментарий, коренящийся в делении казней на четыре группы, приведенном еще в вавилонском Талмуде: для лучшего запоминания рабби Иегуда предлагает три аббревиатуры: ДеЦаХ ("дам" – обращение вод Египта в кровь; "цфардэа" – лягушки; "киним" – вши), АДаШ ("аров" – нашествие зверей; "дэвэр" – падеж скота; "шхин" – язвы) и БеАХаВ ("барад" – град с огнем внутри; "арбэ" – саранча; "хошех" – тьма кромешная; "бехорот" – смерть первенцев Египта, причем последняя казнь стоит особняком и представляет собой четвертую группу).

Изначально действительно можно было обойтись только последней казнью – если бы фараон отказался отпустить Народ Израиля только из чистого упрямства. Но он пытался подвести под свой отказ теологическую базу, утверждая, что ему неизвестно, кто такой Вс-вышний Б-г евреев. И поэтому первые девять казней представляли собой программу религиозного ликбеза, причем не только для фараона и его подданных, но и для всего мира, и для самого Народа Израиля, наблюдавшего за казнями с безопасного расстояния из земли Гошен (восточной провинции Египта).

Итак, первые три казни (кровь, лягушки, вши) призванны показать фараону и его окружению в том, что Б-г есть.  Эти казни более эффектны, нежели эффективны – они не приводят ни к смерти, ни к значительному материальному ущербу, но имеют сильный демонстрационный и психологический эффект и воздействуют на все пять органов чувств человека: кровь – зрение и вкус, лягушки – слух и обоняние (после окончания казни их трупы немилосердно смердели), вши – осязание. Во время последней казни волхвы Египта не смогли повторить ее также, как две предыдущие, и сообщили фараону, что это не может быть делом рук человека, пусть даже очень сведущего в магии, т.к. нечистая сила, которую они использовали в совем колдовстве, не может оперировать с предметами, меньшими чем  ячменное зерно [трактат Санhедрин 67 б], но это – "перст Вс-вышнего". Фараон укрепил свое сердце и не отпустил народ, но твердо уяснил, что Б-г Израиля существует, и с ним приходится считаться.

Вторые три казни (дикие звери, падеж скота и язвы) демонстрировали, что Вс-вышний не просто существует, но влавствует над природой. Тут уже имеется сильный экономичесткий ущерб и человеческие жертвы, причем волхвы египетские снова выступают в качестве "лакмусовой бумажки" – если во время нашествия зверей и мора среди скота они смогли убречься, то про язвы сказано: "И НЕ МОГЛИ ВОЛХВЫ УСТОЯТЬ ПЕРЕД МОШЕ ИЗ-ЗА НАРЫВОВ, ИБО ВОЛХВЫ БЫЛИ ИМИ ПОКРЫТЫ, КАК И ВСЕ ЕГИПТЯНЕ" (9:11). В то же самое время эти казни показывают, что Вс-вышний упраляет природой дифференцировано, т.к. все эти три казни совершенно не коснулись евреев и их имущества, и это уже нельзя было списать на случайность.

Третья группа казней (град, саранча и тьма) свидетельствовали о том, что  Вс-вышний – Единственный и Всесильный, и что Он, Благословенный, может менять по Своему произволу законы природы. Так, внутри градин был заключен огонь, который поджигал все вокруг, хотя вода и огонь в природе не могут сочетаться, саранча пожирала не только траву, но и деревья, камень и металл, а тьма была не просто отсутствием света, но представляла собой плотную субстанцию, которая препятствовала движению и действовала парализующим образом, причем только на египтян. Тут фараон уже фактически "сломался", ибо подобных вещей и явлений еще никому в мире не доводилось видеть, но Вс-вышний укрепил его сердце, лишив его возможности совершить раскаяние, чтобы воздать ему и его народу за все их преступления по полной программе.

Этот урок был важен всему миру, особенно в преддверии получения евреями Торы на горе Синай, т.к. согласно Галахе, чтобы человек мог понести полное наказание за свое преступление, он должен понимать всю меру своей ответственности, и теперь ни один народ мира не мог бы утверждать, что ему было неизвестно, чем чревато угнетение и попытка нанести вред Народу Израиля! А казнь первенцев завершила эту серию, показав, что, во-первых, Вс-вышний способен различить между человеком, который является первенцем, и тем, кто таковым не является, а следовательно, тем более отличит правого от виновнгого, и во-вторых, Он, Благословенный, совершенно не нуждается в материальных исполнителях своей воли, как это имело место во время предыдущих казней, послкольку все первенцы умерли одновременно по всему Египту, причем без видимых причин.

Поэтому мы всегда должны помнить, что материальные явления и объекты – лишь ширма, за которой прячется истинное устройство мироздания, где все определяют не физические константы, вроде силы тяготения, а духовный уровень людей и их поступки.

Шабат Шалом!