Еврейская семья в целом и сыновья, рождающиеся и воспитывающиеся в ней, являются одной из тех принципиальных основ еврейского существования, без которых не было бы возможно ни физическое, ни духовное освобождение народа. Тора раскрывает этот секрет нашего народа в первых же строках книги Шмот, в которых сказано: «…каждый пришел со своим домом» (1:1).
Фараон усматривает в необычно быстром увеличении численности сынов Израиля действие Б-жественного провидения и объявляет войну Всевышнему: «Давайте перехитрим Его!» – говорит он своим приближенным. (Местоимение «его» ряд комментаторов понимает как указание не на еврейский народ, а на Всевышнего.) Борьбу фараон начинает с того, что пытается уменьшить численность еврейского народа, а Всевышний отвечает приданием необычных сил сынам Израиля: «…и чем больше мучили его, тем больше он плодился и размножался» (Шмот, 1:12).
Когда фараону не удается заставить повитух убивать мальчиков при рождении, он повелевает бросать всех новорожденных младенцев мужского пола в реку. План фараона – уничтожить еврейский народ, уничтожив еврейскую семью. Он считает, что мальчики – основа существования сынов Израиля в последующих поколениях: они женятся и построят семьи, в которых дети будут воспитываться так, что понятия, привитые им, а также качества и привычки, выработанные у них, никогда не позволят им слиться с египтянами. Фараон полагает, что девочки в этом смысле не представляют для него опасности – они не смогут создать еврейские семьи и, будучи вынуждены подчиниться своим мужьям-египтянам, вырастят надежных граждан государства.
Далее Тора говорит еще об одном моменте, указывающем на важность еврейской семьи и на постоянное желание фараона разрушить ее: согласие выпустить из Египта с целью принести жертвы Вс-вышнему только взрослых людей, оставив пожилых и молодежь в пределах подвластной ему страны. Фараон спрашивает Моше: «Кто и кто пойдет?» Моше отвечает: «С нашими юношами и с нашими стариками пойдем, с дочерьми и сыновьями». Фараон же заявляет: «Пусть идут взрослые мужчины и служат Всевышнему». Фараон знал, что, разрушив семью и оставив детей в Египте, он зачеркнет будущее еврейского народа. И только после наказания темнотой, обрушившегося на Египет, он произносит: «Идите служите Всевышнему, и малые дети пусть тоже идут с вами». Из Египта вышли семьи в полном их составе.
Желание разрушить еврейскую семью и вырвать из нее детей возникает у наших врагов в каждом поколении, и в каждом поколении мы продолжаем борьбу за сохранение еврейской семьи и за детей, растущих в ней.
Исход из Египта утратил бы смысл, если бы память о нем не передавалась сыновьям в каждой еврейской семье в те годы, когда только формируется сознание детей и они способны не
только слушать, но и сопереживать и живо представлять себя участниками прошлых событий. Поэтому, объявив евреям в Египте о приближающемся освобождении, Всевышний обязал соблюдать законы праздника свободы так, чтобы традиция отцов не оставляла сыновей равнодушными: «Выведите, и возьмите себе мелкий скот для семейств ваших, и зарежьте (жертву) песах… И пойдет Б-г для поражения египтян… и не даст губителю войти в дома ваши для поражения. Храните это (исполняйте законы пасхального дня из года в год) как закон для себя и для сынов своих навеки, и будет когда войдете в землю, которую даст вам Б-г, как Он говорил, соблюдайте это служение (принесение жертвы и проведение пасхальной трапезы). И когда скажут вам дети ваши: «Что это за служение у вас (почему вы едите пасхальную жертву в этот день)?», то скажите: «Это жертва песаха Б-гу, Который прошел мимо домов сынов Израиля в Египте, когда Он поражал египтян, а наши дома избавил». И (услышав это повеление из уст Моше) преклонился народ и поклонился» (Шмот, 12:23-27).
Раши разъясняет, что сыны Израиля склонились перед Всевышним, благодаря Его за три добрые вести: за то, что будут они освобождены, за то, что унаследуют землю, и за то, что у них будут сыновья. Легко можно представить себе, что известие об освобождении и о даровании земли, где можно начать новую жизнь, вызвало чувство благодарности, но почему известие о том, что у них будут сыновья, должно было обрадовать евреев в такой же степени? Ведь рождение и становление каждого нового поколения не требует чуда – это естественный процесс.
Оказывается, в данном случае говорится о сыновьях, поставивших себя вне общества, т. к. только человек, отошедший от традиции отцов, может спросить «Что это за служение у вас?» Но и подобных детей Тора называет сыновьями. Значит, несмотря на их измену вере и насмешку над соблюдением заповедей, они все равно считаются потомством еврейского народа. «Человек из Израиля, даже согрешив, остается евреем» (Сан’эдрин, 44а). Известие о том, что Всевышний не отторгает окончательно даже тех, кто не признает чудеса, произошедшие при исходе из Египта, и обязанность служить Ему, вызвало у народа чувство глубокой благодарности к Творцу. Сыновья всегда останутся сыновьями и не нужно отказываться от них, даже если они оставили веру отцов. Ведь пройдя по Египту, Б-г коснулся каждой еврейской души. И с тех пор все они чисты, и глубинное желание любого еврея – служить Б-гу и творить добро. И даже если человек из-за внешних обстоятельств отрывается от традиции, его душа остается связанной с ней и когда-нибудь вернет его обратно в еврейскую семью, передающую из поколения в поколение живую память об исходе и прямую связь с Б-гом.