186glava1

Недельная глава Бо. «Рукою сильной и мышцею простертой»

February 4, 2006 Автор: рав Залман-Барух Меламед - No Comments

  "Рабами были мы фараону в Египте, и Бог, Господь наш, вывел нас оттуда рукою сильной и мышцею простёртой".

Мы читаем эти слова каждый год, в ночь пасхального седера.

Возникает вопрос: почему мы делаем особый акцент на том факте, что Всевышний вывел нас «рукою сильной»? Разве то, что Всевышний вывел нас из Египта рукою сильной, настолько важно? Ведь, вроде бы, самое важное – это то, что Он вывел нас из рабства и привёл к свободе. Даже если бы Он вывел нас из Египта тихо и спокойно, не насылая на египтян казни, мы должны были бы благодарить Его. Возможно, было бы даже лучше, если бы Создатель вывел нас мирным путем, послав в сердце фараона неудержимое стремление к миру и желание отпустить на свободу еврейский народ. Разве это не было бы лучше, чем выводить нас силой, «рукою сильной и мышцею простёртой», – так, что египтяне возненавидели нас лютой ненавистью?

Ответ на этот вопрос такой: именно за то, что Всевышний вывел нас "рукою сильной", мы обязаны благодарить Его. Устроив всё таким образом, Всевышний оказал нам услугу – благодаря Исходу, сопровождаемому чудесами и казнями, всему миру стало известно, что Всевышний избрал Себе для служения еврейский народ.

Все понимали, что десять египетских казней посланы Всевышниим, как написано в Торе: «И сказали маги: это – перст Божий и рука Б-га». Действительно, только всемогущий Создатель Вселенной мог совершить такие знамения и чудеса, и сделал Он это ради того, чтобы вывести еврейский народ из египетского рабства. Это деяние заставило народы мира сделать вывод, что еврейский народ был избран народом Бога. С этого момента и впредь евреи всегда будут рассматриваться как народ, избранный Всесильным, и это будет служить гарантией вечного существования народа Израиля.

Например, когда еврейский народ совершил грех золотого тельца и Всевышний хотел уничтожить их, Моше поднялся на гору и молился перед Б-гом, убеждая Его,  что уничтожение  еврейского народа совершенно немыслимо. Это было бы осквернением имени Всевышнего, ибо когда евреи были освобождены из египетского рабства, весь мир узнал, что еврейский народ избран Б-гом, и если теперь Создатель уничтожит евреев, то все народы мира скажут, что Он попросту неспособен был выполнить обещание и привести их в Землю Израиля – поэтому уничтожил в пустыне. Об этом и молился Моше: «Зачем давать египтянам возможность говорить, что Ты вывел их, дабы погубить…»

Таким образом, можно сделать вывод, что казни, которые Всевышний обрушил на Египет, служили демонстрацией завета между Всевышним  и народом  Израиля, и этот завет до сих пор спасает еврейский народ от всех бед. Даже если евреи грешат и объективно не достойны спасения со стороны Небес, Всевышний все равно приходит на помощь и спасает от всех  бед – ради Своего великого Имени, которое раз и навсегда было соединено с именем народа Израиля.

Таким образом, Всевышний совершил акт великого милосердия, выведя нас из египетского рабства на свободу и, в частности, поразив египтян десятью страшными и сверхестественными казнями. Во время Исхода Имя Б-га соединилось с именем нашего народа. Честь Израиля – честь Всевышнего. Когда еврейский народ испытывает страдания, оскверняется имя Бога Поэтому мы можем быть уверены, что еврейский народ будет спасен от всех бед, даже если мы и не будем по-настоящему достойны  этого.

Поэтому мы благодарим Всевышнего по отдельности за каждую казнь, которую он навёл на египтян. Каждый год в ночь Песаха мы говорим в благодарственной молитве Галель: "Ему, который поразил первенцев египтян – Его доброта вечна! Рукою сильной и мышцею простертой – Его доброта вечна!"

Десять казней – акт вечной любви со стороны Небес. Из-за них Всевышний всегда защищает нас.

 

Перевел Яков Герштейн