И сказал Всевышний Моше: "Войди к Паро, ибо Я утяжелил сердце его и сердце слуг его, чтобы положить знамения эти внутри него, чтобы ты рассказал в уши сына твоего и сына сына твоего о том, как Я издевался над Египтом, и знамения Мои, которые Я положил на них… И будете знать, что Я – Б-г…" И вошли Моше и Аарон к фараону и сказали ему: "Так сказал Б-г евреев: "До каких пор ты будешь сопротивляться Мне? Отпусти народ Мой, и будут служить Мне…" (Шмот, 10:1-3).
Б-г Всесильный Твой
Издевался над Египтом… Вс-вышний не делает бессмысленное зло. Принцип мера за меру никогда не отменяется, и каждое из наказаний, обрушившихся на Египет отражало в точности те преступления, которые египтяне совершали против евреев: кровь в Ниле – за то, что бросали в него младенцев, лягушки – за то, что заставляли евреев в болотистых местах ловить рыбу, темнота – за то, что заставляли работать ночью и так далее. Так что же такое издевательство на языке Всевышнего? Любое наказание – это не месть. Оно дается только в том случае, если человек в состоянии понять свои преступления и исправиться. В этом же случае Египтяне получают по заслугам, но Всевышний знает, что они настолько погрязли в нечистоте идолопоклонства и преступлений против человека, что не смогут ничего осознать. И Он превратил природу в инструмент наказания только с одной целью: дать евреям возможность понять, Кто есть Их Бог: Он сотворил небо и землю, Ему подвластно все, Он любит их как детей, Он – справедливость.
Наказания, обрушившиеся на Египет, разделили навсегда между евреями и неевреями, между теми, кто способен понять Бога и теми, кто не способен понять Его, между теми, кто ненавидит рабство и теми, кто принимает его как данность, между теми, кто умеет любить и теми, кто погряз в разврате.
Если еврей отказывается от своей принадлежности к тем, кого выделил Бог при исходе из Египта и становится ближе к притеснителям, поработителям и идолопоклонникам, про него говорят, что у него нет будущего мира. Он отказался от своей еврейской сущности. Когда это происходит? В тот момент, когда еврей решает предать еврея идолопоклонникам. Это теоретическое соображение нашло свое непосредственное выражение в Галахе.
Весь Израиль – есть у них удел в будущем мире, кроме… (Санхедрин гл. 11)
Запрещено предавать еврея идолопоклоннику, выдавая его путем совершения физического действия, или словами: донося, или раскрывая то, что тот скрывает. Этот запрет распространяется и на те случаи, когда передается имущество еврея, а не сам человек. Всякий, нарушающий этот запрет лишается удела в будущем мире. Запрещено выдавать даже злодеев и нарушителей закона Торы, как их самих, так и их имущество. Даже, если злодей постоянно оскорбляет кого бы то ни было из евреев, запрет не снимается. Еврея разрешается выдать неевреям только в одном случае: если он сам выдает своего товарища неевреям и у того нет другой возможности спасти себя, кроме как выдав доносчика (Кицур Шулхан Арух 183:4).
Запрещается передавать еврея в руки неевреев, как его самого, так и его имущество. Запрет распространяется и на случай злодея, нарушителя законов Торы, – и даже на тот случай, когда он притесняет других и доставляет им неприятности. И всякий, кто передает евреев в руки неевреев или их имущество – нет у него будущего мира (Рамбам, Илхот ховель умезик 8:9).
Запрещено еврею выдавать в руки неевреев беззащитных евреев, как их самих, так и их имущество. Даже если человек злодей, нарушающий законы Торы, даже если он доставляет неприятности – нельзя его выдавать. Всякий, кто выдает еврея неевреям, как его самого, так и его имущество, нет ему удела в будущем мире (Шулхан Арух, Хошен мишпат 388:9).