И было, когда отпустил фараон народ этот, не повел его Всесильный по дороге земли плиштим, ибо коротка она, ибо сказал Всесильный: «Как бы не передумал народ, когда увидят войну, и не вернулись в Египет». И завернул Всесильный народ этот на дорогу, идущую через пустыню (в сторону) моря Суф. А сыновья Израиля вышли вооруженными из земли египетской» (Шмот, 13:17).
Если люди вышли вооруженными, то почему же они боялись войны?
Вооруженный – это не просто имеющий оружие, а умеющий владеть им. Он несет оружие на себе, а не везет его на осле вместе с другим имуществом. В то время, когда женщины, готовясь в дорогу, просили у египтян золото и драгоценности, «вооруженный» чистил и точил свое оружие. Следовательно, сыновья Израиля знали, что им придется воевать. Так почему же было столь очевидно, что они испугаются врага и повернут обратно?
Исход до исхода
Для того чтобы разобраться, нужно вспомнить события, предшествовавшие исходу. Мидраш объясняет, что за тридцать лет до того, как сыновья Израиля пересекли границу Египта, двигаясь за облачным столпом, тридцать тысяч из числа сыновей Эфраима поднялись и вышли на завоевание земли Кнаан с оружием в руках. Это было возможно, так как – в отличие от своих собратьев – сыновья Эфраима оставались свободными людьми на протяжении всех лет пребывания в Египте, так как были потомками Йосефа.
Но эта попытка завоевать землю Кнаан закончилась тяжелым поражением, и спаслись только десять человек. И они вернулись в Египет и рассказали о случившемся. Останки сыновей Эфраима, погибших за тридцать лет до исхода, были разбросаны вдоль всей дороги, идущей через землю плиштим. И, поведи Всесильный народ этим путем, люди испугались бы, что и они погибнут, и повернули бы обратно (Шмот раба).
Однако этот рассказ не дает исчерпывающего ответа. Ведь о поражении сыновей Эфраима знали все, и оно не должно было стать столь пугающей новостью, чтобы сразу заставить всех вернуться в Египет. Во всяком случае, далеко не все испугались бы при виде погибших в неудачной войне – среди сыновей Израиля было много смелых людей. Недаром рассказывается, что часть мужчин, увидев преследующие народ колесницы египтян, решила сражаться с ними и преградила бы им дорогу, если бы Моше не остановил их. Были и такие, которые, преисполнившись веры во Всевышнего, первыми хотели войти в море.
Но часть людей собиралась просить у преследователей помиловать их и позволить вернуться в рабство.
Кто и кто пойдет?
И когда говорится, что Всесильный подумал, что народ может повернуть назад, испугавшись войны, и сразу же за этим – что сыновья Израиля вышли вооруженными, речь идет о разных группах людей.
И следует обратить внимание на то, что те, кто должны были испугаться, названы «народ этот». Это в основном египтяне, присоединившиеся к исходу (Раши, Кли Якар и др.). Именно они и те, кто был близок к ним по своим убеждениям и мировосприятию, боялись войны. А те, кто вышли вооруженными, названы «сыновья Израиля». И это потомки Эфраима, которых возглавлял Йеошуа, сын Нуна. Того самого Нуна, который за тридцать лет до исхода организовал военный поход.
Но почему же, подойдя через год после исхода к границам земли Кнаан, сыновья Израиля испугались высоких крепостей и людей большого роста?
Немалую роль в том, что были напуганы даже сыновья Эфраима, сыграло влияние «народа этого» – тех египтян, которые были готовы вернуться обратно. И свидетельством этому служит то, что сыновья Израиля мгновенно осознали допущенную ими ошибку, и на следующий день было немало тех, кто встал и вышел в сражение. Ведь не может быть, чтобы человек, который был смертельно напуган вчера, вышел в сражение на следующий день, и не побежал перед лицом врага, а бесстрашно вступил в бой. Смелые воины потерпели поражение, так как совершили ошибку: Моше предупреждал их, что Всевышний не будет с ними. Но, вместе с тем, они проявили героизм, мужество и готовность пожертвовать собой.
Сыновья Израиля были наказаны за проявленную ими слабость сорока годами блуждания по пустыне. Но они решили исправить свои ошибки. И на протяжении всех сорока лет молодое поколение училось владеть оружием, и в войну за Землю под предводительством Йеошуа вступили опытные воины, не боящиеся выходить в сражение.
Те, кто защищают народ и борятся за его свободу
Народу всегда необходимы люди, которые умеют владеть оружием. Они первыми выйдут в сражение и помогут преодолеть страх всем остальным.
И это понял Зеев Жаботинский (1880 – 1940), писатель, публицист, лидер сионистского движения.
После вступления Турции в войну на стороне Германии (в октябре 1914 г.) Жаботинский начал кампанию за создание еврейской воинской части в составе сил союзников. Он считал, что участие в войне даст народу право голоса в послевоенном устройстве мира, а кровь еврейских солдат, пролитая за освобождение .
Свиток и меч
Но одного оружия недостаточно. Оно оказывается эффективным только в том случае, если сыновья Израиля обладают крепкой верой. И не случайно о войне с Амалеком рассказывается: «И сделал Йеошуа, как сказал ему Моше, чтобы (начать) сражение с Амалеком. А Моше, Аарон и Хур поднялись на возвышенность. И было, когда поднимал Моше руки, побеждал Израиль, а когда опускал руки – побеждал Амалек… И нанес Йеошуа поражение Амалеку мечом (Шмот, 17:10-13).
А в Мишне говорится: «Разве руки Моше приносят победу? Тора лишь хотела сказать тебе, что все то время, пока сыновья Израиля смотрели вверх и подчиняли свои сердца Всевышнему, они побеждали, а если не делали этого – то терпели поражение» (Рош а-шана, 29а).
Человек, не обладающий верой, не знает, за что он воюет и не способен отстаивать свободу и независимость своего народа. И не случайно сказано, что «свиток и меч спустились в этот мир одновременно» (Сифри, Дварим, 40). Тора, вселяющая в сердце веру, и борьба за независимость народа – они неотделимы друг от друга.