После того, как была дарована Тора и сооружен переносной Храм, сыновья Израиля выстроились в боевом порядке, а над станом каждого из колен взвились знамена, указывающие любому воину, в каком направлении движется его отряд: «И встали лагерем сыновья Израиля, каждый – в своем лагере, и каждый – под стягом своим, по войскам их» (Бемидбар, 1:52). И тут же главы колен пересчитали боеспособных мужчин: «…Всех мужчин поголовно; от двадцати лет и старше, всех выходящих с войском в Израиле» (Бемидбар, 1:2-3).
Главная цель – завоевание Земли Израиля. И если бы не 49 ступеней духовной нечистоты, по которым еврейский народ спустился за время своего пребывания в Египте, Всевышний повел бы всех прямой дорогой в землю отцов. Никто не посмел бы встать на их пути. Ворота городов раскрылись бы, чтобы впустить истинных хозяев земли, так же, как открылись ворота пограничных крепостей Египта, чтобы пропустить освободившихся из рабства.
Но «не повел их Б-г по дороге филистимлян, ибо коротка она».
Он привел народ к горе Синай и даровал Тору, чтобы вернуть присущий ему со времен праотцев высокий духовный уровень, без которого Святая Земля не покоряется никому. И как только это было достигнуто – тут же они выстроились в боевом порядке, готовые двигаться за Ковчегом Завета.
За три дня они дошли до границ Израиля, хотя обычно расстояние от горы Синай до Кадеш Барнеа караваны проходили не меньше, чем за одиннадцать дней (Мидраш Дварим Раба). В этой стремительности движения, когда расстояние сокращалось чудесным образом, проявилось желание Всевышнего ввести народ в обещанный ему удел.
Но если все происходит чудом, и даже Иордан готов расступиться и пропустить сынов Израиля, зачем нужна армия и для чего запасаться оружием? Ведь ни мечи, ни стрелы не потребовались при исходе из Египта – Всевышний все делал Сам, а преследовавшие евреев египтяне просто утонули в пучинах моря! Однако известно, что из Египта сыновья Израиля вышли вооруженными (Шмот, 14:18).
Это оружие они несли с собой не для того, чтобы обороняться от египтян, а чтобы завоевать Святую Землю. Первое сражение за Землю состоялось на стоянке в Рефидим, когда «пришел Амалек и воевал с Израилем». И это была битва не за то, чтобы совершить Исход, а сражение за Святую Землю.
Амалекитяне, народ, проживавший на юге земли Кнаан, вышли навстречу сыновьям Израиля, чтобы помешать им войти в обещанный удел. И тут нужно было оружие, ибо одной молитвы Моше было недостаточно!
За освобождением из египетского рабства и за завоеванием Земли Израиля стоят совершенно разные духовные процессы. А они, как известно, определяют то, что происходит
в реальном мире. Исход из Египта – уничтожение дурного в человеке рукой Всевышнего. Даже тела излечились сами собой: все больные и получившие увечье на тяжелых работах обрели здоровье чудесным образом. И никто не смог преградить дорогу. При переходе через море также все решила вера, а не оружие. Исход из Египта похож на взросление ребенка. Ребенка воспитывают и оберегают родители, он мало что должен делать сам и в значительной степени не отвечает за свои поступки. Все, что от него требуется, – это осмыслить и понять. Затем он взрослеет и начинает сам решать, что хорошо и что плохо, и ведет внутреннюю борьбу, чтобы преодолеть дурное начало. За каждый свой поступок ответственность несет он.
Момент исхода – рождение еврейского народа, движение к горе Синай – его воспитание. Дарование Торы – совершеннолетие, начало нового процесса, когда все отдано ему в руки, и от того, насколько он сможет преодолеть дурное внутри себя и защититься от дурного влияния народов мира, зависит завоевание Земли Израиля и проживание на ней (см. комментарий Рамбана к главе Ахарей Мот).
Этот процесс похож на сражение, происходящее в глубине души. И оно, как в зеркале, отражается в реальном мире. Победил внутреннего врага – и враг, собравшийся против тебя с оружием, бежит; дал место дурному началу – враг на поле боя обрел силы.
В серебряные трубы трубят, призывая к посту и раскаянию, и в них же трубят, призывая на войну. Борьба с дурным началом и война за завоевание Земли Израиля – две стороны одной медали.
«Когда выступишь станом против врагов твоих, то берегись всего дурного» (Дварим, 23:9). «Ибо Б-г, Всесильный твой, ходит среди стана твоего, чтобы избавить тебя и предать тебе врагов твоих. Пусть же будет стан твой свят, чтобы не увидел Он у тебя что-либо постыдное, и не отступил от тебя» (Дварим, 23:15). Тот, в ком нет дурного, уверен в Б-жественной защите и помощи и не боится врага; а тот, кто не боится врага, побеждает. «И всякому, кто сражается с полной самоотдачей, без страха и намеревается только освятить имя Всевышнего, – обещано ему, что он не пострадает и не случится с ним ничего дурного. И построит он праведную семью среди Израиля, и удостоится продолжения рода навеки, и удостоится будущей жизни» (Рамбам, Мишне Тора, Законы царей, 7:9).