"И опустошу Я землю, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней" (Ваикра, 26:32).
Этот стих говорит о будущем наказании сынов Израиля: разрушении городов и селений Святой Земли. Но все то время, пока народ будет находится в изгнании, никто не отстроит и не восстановит их. Поля и виноградники не будут давать урожая. И как бы ни старались другие народы возродить жизнь – все их попытки будут тщетны. Невозможность заставить землю давать урожай и заселить ее неевреями вызовет изумление врагов. Но прежде, чем поведать о запустении Земли Израиля, Тора говорит о разрушении Храма из-за того, что народ не оставил идолопоклонство и продолжает приносить жертвы на языческих жертвенных возвышениях: "И опустошу святилища ваши, и обонять не стану запах жертв ваших" (Ваикра, 26:31). Обычно Всевышний называет Храм "Мое Святилище", а жертвоприношения – "приятный запах". Но здесь Храм назван "святилища ваши", а слова "запах жертв ваших" свидетельствуют, что в данном случае Всевышний не принимает приношений сынов Израиля. Раава так комментирует эти строки: "Когда уйдет Божественное Присутствие, опустеют ваши храмы, потому что сначала это был Мой Храм, а теперь он ваш". На первый взгляд, это противоречит высказыванию из трактата Мегила, в котором на основе этого же стиха объяснено, что даже опустошенные синагоги сохраняют свою святость. Т.е. Раава считает, что Божественное Присутствие полностью оставит Храм, и следовательно, то место, на котором он стоял, утратит святость; Гемара, в отличие от него, утверждает, что даже оставленная евреями или разрушенная синагога не утрачивает своей святости, и это может быть подтверждено традиционным мнением, что "Божественное Присутствие никогда не оставляет западную стену разрушенного Храма".
Уже в начале главы Тора четко разделяет то, что принадлежит Всевышнему, и то, что даровано человеку: "Если по законам Моим будете ходить и заповеди Мои будете соблюдать, то дам Я дожди ваши вовремя" (Ваикра, 26:3). Закон всегда остается Божественным, и превращать его в правила или порядок, используемый для пользы и выгоды человека, – преступление; дожди – дар Свыше, и они принадлежат человеку так же, как плоды, вызревающие на деревьях, пьющих влагу земли. Итак, закон и Тора принадлежат Творцу, а материальные блага отданы человеку. Народ Израиля не имеет права использовать Тору как вспомогательный инструмент для решения своих проблем. То же можно сказать и о Храме.
До тех пор, пока целью жертвоприношений является служение Всевышнему, Храм остается Его Домом, а сами жертвы воспринимаются как "приятный запах". Отношение к святости как к личной или общественной собственности, которой можно пользоваться для удовлетворения собственных нужд – дабы поддержать авторитет священников или царя, сплотить народ или найти милость в глазах Всевышнего и получить Его благословение – грех, который приводит к разрушению Храма. Ибо это подобно служению идолам, когда жертвы приносятся с целью задобрить высшие силы, склонить их на свою сторону и заставить исполнять свои желания.
Служение же Всевышнему заключается в том, чтобы понять и исполнить Его волю. В противном случае народ обречен на изгнание. Но разрушение и опустошение земли, а также невозможность приносить жертвы в «утилитарных» целях позволят народу осознать, что в Храме есть вечная и непреходящая святость. Таким образом, нет противоречия между мнениями, приведенными выше. Раава говорит о потребительском отношении народа к Храму как о причине его разрушения, а Гемара утверждает, что святость места, связанная с самоотверженным служением Всевышнему предыдущих поколений, сохраняется и после того, как оно будет оставлено