Обсуждая принципы деления наделов в Земле Израиля и частично приводя список семей, вошедших в Святую Землю, Тора говорит нам: "И среди них не было ни одного из исчисленных Моше и первосвященником Аароном, которые исчислили сыновей Израиля в пустыне Синай, потому что сказал Б-г о них: «Умрут они в пустыне». И не осталось из них никого, кроме Калева, сына Йефунэ, и Йегошуа, сына Нуна» (Бемидбар 26:64-65). Хотя это утверждение и звучит категорично, наши Мудрецы сильно размывают его границы. «Мужчины были исключены, однако женщины вошли в Землю» – пишет Раши. «Постановление Всевышнего о поколении пустыни не распространялось на тех, кому было больше 60 или меньше 20 лет во время греха золотого тельца», – говорит Талмуд (Бава Батра 121б). В том же трактате сказано, что все племя Леви вошло в Землю Израиля, независимо от возраста.
Можно понять, почему Всевышний не распространил приговор на тех, кому было меньше 20 лет. В конце концов, в этом возрасте человек не до конца отвечает за свои поступки (см. Раши на стих Берейшит 23:1). Непонятно, однако, почему приговор Всевышнего не коснулся людей старше 60 лет – ведь именно в этом возрасте человек, как правило, занимает важную роль в обществе и к его мнению прислушиваются!
Откуда мы знаем, что левиты были исключены из общего числа? Этому есть косвенное свидетельство – сын Аарона, Элазар, упоминается в Книге Йегошуа (следовательно, он вошел в Землю Израиля). Однако помимо этого, Талмуд, комментируя тот стих Торы, в котором говорится, что приговор был вынесен евреям "от 20 лет и выше" (Бемидбар 14:29), делает вывод, что наказаны были лишь те, кого считают начиная с 20 лет; те же, кого считают начиная с 30-ти – не были подвергнуты наказанию. Одно из возможных объяснений этого парадокса – тот факт, что левитов считали начиная с возраста 30 дней, как написано в Торе (Бемидбар 3:15; 26:62). В таком случае, речь идет о 30 днях, а не о 30 годах! Однако РаШбаМ предлагает иное прочтение Талмуда. Согласно его мнению, в данном фрагменте Талмуда речь идет о более позднем подсчёте, когда перед началом служения в переносном Храме были пересчитаны все левиты в возрасте от 30 лет и выше (Бемидбар 4:46). Можно было бы сказать, что это технический способ, с помощью которого Тора указывает нам, что на левитов не распространялось постановление о гибели в пустыне. Однако существует иное возможное объяснение – объяснение, при котором все исключения выстраиваются в правило.
Пересчет людей в возрасте от 20 до 60 лет не случаен, ибо это возраст «всех выходящих на войну в народе Израиля». Когда еврейские разведчики вернулись в стан и сообщили, что кнаанеи победят евреев, все взоры обратились не к старейшинам народа, а к тем, кому предстояло участвовать в этой предполагаемой войне. Достаточно ли у них мужества и веры во Всевышнего, чтобы продолжать борьбу? Тора воспроизводит жалобы евреев в тот судьбоносный момент: "Зачем Бог ведет нас в страну эту, чтобы пали мы от меча? Чтобы жены наши и малые дети наши стали добычей?" (Бемидбар 14:3). Кто мог говорить подобным языком? Не жены, не дети и не старейшины. Не левиты, которые не воевали, а занимались Служением и которых пересчитывали согласно возрасту, подходящему для служения в Храме, – от 30 до 50 лет. Так могли рассуждать только солдаты, опасаясь смерти на поле боя. Поскольку именно они обязаны были продемонстрировать свою храбрость и веру и подать пример другим, Всевышний наказал их самым строгим образом.
Мы должны быть благодарны еврейским воинам, которые, несмотря на внутренние разногласия в еврейском народе, храбро боролись и борются за Эрец Исраэль – Землю Израиля.