Хотя безнравственность карается повсюду, где бы она не проявилась, в Земле Израиля она наказывается особенно строго – изгнанием из страны, как написано в нашей недельной главе «Ахарей Мот»:
«Вы же соблюдайте установления Мои и законы Мои, и не делайте ничего из этих мерзостей, ни житель страны, ни пришелец, живущий среди вас. Ибо все эти мерзости делали люди этой страны, бывшие до вас, и осквернилась страна. Чтобы не исторгла страна вас, если вы оскверните ее, – как исторгла она народ, живший до вас…» (Ваикра 18:26-28).
Чем же отличается Земля Израиля от прочих стран?
Из всех стран света Земля Израиля обладает высочайшей степенью святости. Поэтому она более чувствительна ко всякому злу, совершаемому в ее священных пределах. Если обитатели Святой Земли преступают волю Творца, то ее благородная сущность не выносит их присутствия. Поэтому она неизбежно «изрыгает» их, и они отправляются в изгнание.
Расселять жителей завоеванных стран по другим районам своего царства (чтобы уменьшить вероятность бунта) – такова была политика ассирийского царя Салманасара.
Так, он привел неевреев, обитавших в Бавэле, Куте и других городах, и поселил их в Эрец-Исраэль. Эти люди и здесь продолжали, как и прежде, служить своим идолам. Тогда Всевышний наслал львов, которые сожрали многих из них. Язычники отправили Салманасару послание, где говорилось:
«Царь, властелин наш! Земля, в которой ты поселил нас, не может терпеть нас на себе, ибо мы подверглись нападению диких зверей и лишь немногие из нас уцелели».
Ассирийский царь послал за еврейскими мудрецами и спросил у них: «Почему все долгие годы, что вы жили на этой земле, львы не трогали вас, а теперь они нападают на моих подданных?»
Мудрецы дали ответ, который, как они надеялись, должен был склонить императора к тому, чтобы удалить неевреев из Святой Земли.
«Властелин наш, царь, – ответили они, – знай же, что наша Земля не допустит никого, кто не обрезан и несведущ в Торе».
«Если так, – повелел царь, – пошлите двух мудрецов из вас, чтобы они обрезали кутиев и научили их Торе».
У мудрецов не было иного выхода, кроме как подчиниться. Эти геры из города Кута, известные как «обращенные из-за львов», причинили впоследствии много вреда еврейскому народу.
Возникает вопрос: почему Творец не наказал идолопоклонников в их собственной стране, но наслал на них львов, как только они поселились в Земле Израиля?
Израиль – это Дворец Царя. Прегрешение, которое может быть терпимо в любом другом месте, на Святой Земле карается безотлагательно.
Рамбан объясняет этим принципом уничтожение нечестивых городов Сдома, Аморы, Адмы и Цваима в эпоху Авраама и Лота. Это отнюдь не единственные города на свете, обитатели которых во времена Авраама была развращенными и испорченными людьми. Многие страны, например, Египет, были не меньше развращены и подвержены пороку. Объяснение кроется в том, что эти города находились в Земле Израиля, где не могут долго жить грешники. Поэтому преступники были истреблены.
В этом одна из причин, по которым ни одному народу, пытавшемуся осесть в Земле Израиля (называвшейся ранее, до евреев, Кнаанской Землей), не удалось этого сделать. Один за другим народы изгонялись из страны, так как не обладали нужным уровнем святости.
Народом, обитавшим в Земле дольше других, были кнаанеи. Но ведь известно, что именно кнаанеи были одним из самых распутных народов той эпохи. Почему же они не были изгнаны из Эрец-Исраэль немедленно, как только евреи вышли из Египта, и их изгнание Всевышний задержал на сорок лет?
Мидраш приводит несколько ответов. Во-первых, эти сорок лет были им наградой за уважение, проявленное когда-то по отношению к Аврааму. Когда Авраам обратился к жителям Кнаана с просьбой продать ему пещеру Махпела и участок земли вокруг нее в Хевроне, они почтили его обращением «князь Б-жий» и не препятствовали приобрести этот участок. Во-вторых, Всевышний позволил им задержаться в Святой Земле ради евреев, которым Он обещал землю, изобилующую всеми полезными и драгоценными дарами. Сорок лет перед приходом евреев кнаанеи строили дома, сажали деревья, возделывали землю. Так что евреи пришли в богатую землю, «текущую молоком и медом». Но когда закончился сорокалетний срок наказания, вынесенного поколению пустыни, Б-жественная воля немедленно отобрала Землю у кнаанейцев и отдала ее сынам Израиля. Всевышний предупреждает евреев: Земля будет вашей, пока вы будете нравственно чисты. Не пачкайте себя мерзостями, дабы «не изрыгнула Земля вас, как изрыгнула она народ, живший до вас» (Ваикра 18:28).
Когда евреи стали подражать обычаям окружавших их народов, сбылось то, о чем предостерегал Всевышний. «Евреи были изгнаны из Земля Израиля за разврат и идолопоклонство» – говорит Талмуд. От кого же можно было научиться «мерзостям окружающих народов» в Святой Земле? От тех самых кнаанеев, которых не удалось изгнать до конца, окончательно и бесповоротно, в дни Йегошуа Бин-Нуна. Оставшись рассеянными то тут, то там, они отравляли среду обитания сынов Израиля собственным «негативным примером». Два греха – подверженность разврату и нерешительность в искоренении зла – объединились и привели к трагическим последствиям. Всевышний постановил: евреи тоже будут изгнаны. Но они, в отличие от всех других народов, не уйдут из Земли навсегда, так как добро, заключенное в их душах, неистребимо. Их изгание будет временным наказанием – пока не будет искуплена вина, пока не настанет время собирания изгнанников. А Земля тем временем превратится в пустыню и болота – чтобы не пустить ни один из народов, которые попытаются в ней обосноваться: ни римлян, ни арабов, ни турок, ни крестоносцев. Земля будет ждать свой народ, чтобы снова потечь молоком и медом, когда он вернется. На этот раз – навсегда.
На основе книги рава Моше Вейсмана подготовил Элиезер Лесовой