В ночь с 7 на 8 июня более ста тысяч евреев, относящихся к самым различным слоям и группам израильского и мирового еврейства, проводили в последний путь бывшего верховного раввина Израиля рава Мордехая Элияѓу, благословенна память праведника. Наверное, улицы иерусалимского района Кирьят-Моше никогда не вмещали такого количества людей. Все оплакивали великого раввина, который в течение многих десятков лет был духовным вождем поколения и теперь «был призван в Высшую йешиву» после двух лет неимоверных страданий.
До начала официальной похоронной церемонии в синагоге рава Мордехая Элияѓу, расположенной в Кирьят-Моше, собрались сотни его учеников, чтобы прочитать Теѓилим и Мишнаёт за упокой души учителя. Внук рава Элияѓу взошел на возвышение в центре синагоги и произнес взволнованную речь о своем великом деде:
«Ты помнишь, как держал в руках этрог и говорил маме: полюбуйся, какой великолепный этрог! С великой любовью к заповедям Всевышнего, благословен Он, ты брал в руки лулав, будто нес редкостное сокровище. В Песах с такой же любовью ты брал в руки мацу. Дедушка, кто теперь будет любить заповеди, как любил их ты? Дедушка, кто теперь научит нас жить жизнью Торы, радоваться любой заповеди, любому ѓалахическому закону, любому устрожению? Дедушка, ты не видел вокруг ничего, кроме святой Ѓалахи.
«Я помню всех этих людей, которых никто и знать не хотел, а ты с любовью раскрывал перед ними дверь своего дома. Я спросил тебя: дедушка, зачем? И ты ответил: они – дети Всевышнего. Ты весь – доброта, любовь, святость. Ты весь – великое чудо. Два года я жил в твоем доме и никогда не видел, чтобы ты гневался. Как и мы сможем быть такими? Но я знаю, что ты не требуешь этого от нас. Ты видишь только хорошее в каждом еврее.
«Дедушка, мы знаем, что твой свет будет расти и распространяться среди нас, но нам нужно и твое тело, твое присутствие. Ты был нашей опорой, нашим позвоночником. Всякий раз, когда нам было трудно, нам стоило только услышать от тебя доброе слово, и мы приободрялись. Где же ты теперь?»
Рав Йона Мецгер, верховный раввин Израиля, рассказал в своем надгробном слове о хасидах, которые были частыми гостями в доме рава Элияѓу: «Великий гаон рабби Мордехай Элияѓу рос в святости и чистоте в доме своего отца. Однажды я пришел к нему в дом и встретил там двух хасидов. Я был удивлен тому, что к верховному сефардскому раввину Израиля пришли хасиды, ребе которых жив, и обратился к ним с вопросом: что вы делаете здесь? И они ответили мне: знает ли уважаемый раввин, в какой святости и чистоте рос рав Мордехай Элияѓу? Один из них спросил меня: сколько времени уважаемый раввин делает кидуш в субботу вечером? Три минуты, пять минут? Когда гаон рав Мордехай Элияѓу был мальчиком, кидуш в доме его отца длился полчаса! Вся семья стояла и слушала кидуш, который соответствовал всем обычаям скрытой Торы (то есть каббалы – прим. пер.). Благодаря такому воспитанию рав Мордехай Элияѓу стал самым молодым даяном в Израиле. Он просиживал всю неделю в своей комнате в Беер-Шеве, но сердце его стремилось не только к открытой Торе; он стал учеником Баба Сали, и тот научил его скрытой Торе. Так рав Мордехай Элияѓу стал гаоном как в открытой, так и в скрытой Торе».
Рав Мецгер отметил также особое отношение рава Элияѓу к Йонатану Полларду: «Он первым приехал навестить его, говорил ему слова утешения, пытался приободрить его, писал ему письма. Когда я приехал навестить Полларда, тот спросил первым делом: как поживает рав Мордехай Элияѓу?»
В конце своей речи рав Мецгер рассказал о великой любви рава Мордехая Элияѓу к Земле Израиля: «Как он любил Землю Израиля, как любил! Один из его учеников рассказывал: когда он был в Америке, во время субботней трапезы на стол были поданы особые маслины. Хозяева сказали дорогому гостю: таких маслин вы не найдете в Земле Израиля. Отозвался рав Элияѓу: “Почему вы обижаете Землю Израиля? Покажите-ка мне банку!” Ему принесли банку от этих маслин, и на ней было написано: “Продукция Израиля”. Сказал рав Мордехай Элияѓу: “Вот видите, нельзя позорить Землю Израиля”».
Мэр Иерусалима Нир Баркат состоял в постоянном контакте с равом Мордехаем Элияѓу еще прежде, чем был избран на пост градоначальника. Он советовался с ним и учился у него Торе. В своем надгробном слове Баркат рассказал о завещании, которое оставил ему лично рав Элияѓу: «Когда я навестил его в больнице два года назад, он сказал мне: береги Иерусалим. Для меня эти слова являются завещанием, которое рав Элияѓу оставил мне лично. Я не забуду этих слов. Рава Элияѓу нам будет очень недоставать. Отныне в своей общественной деятельности я смогу только воображать, какой совет он дал бы мне в той или иной ситуации, дабы сберечь Иерусалим и единство нашего народа».
Верховный сефардский раввин Израиля рав Шломо Амар завершил траурную церемонию словами, проникнутыми глубокой болью: «Великий праведник Израиля умер сегодня. День этот – день траура и плача для всего еврейского народа. Величайший мудрец Торы, человек несравненной богобоязненности, отличавшийся великой любовью к народу Израиля и Земле Израиля, который был приветлив ко всякому еврею и принимал всякого еврея таким, каков он есть… Каждый из нас должен взять на себя обязательство укрепиться в изучении Торы и служении Всевышнему, в любви к народу Израиля и к каждому еврею, в милосердии и благодеяниях. Ибо сегодня мы утратили великого человека, который защищал нас своими заслугами, страданиями, которые выпали на его долю, и Торой, которую он изучал и распространял».
В течение более чем двух часов по улицам Кирьят-Моше медленно текла человеческая река, направляясь к кладбищу Ѓар ѓа-менухот. Гаон и праведник рав Мордехай Элияѓу был похоронен около могилы величайшего каббалиста рабби Хаима Йосефа Давида Азулая (Хида), чьи кости были привезены в Израиль и захоронены здесь благодаря усилиям самого рава Элияѓу. Теперь он сам покоится рядом с одним из величайших каббалистов, которых знала история.
Вождь всего народа Израиля
Не только простые евреи, принадлежащие ко всем слоям общества, приходили к раву Мордехаю Элияѓу за советом и благословением. Общественные деятели и политики самых разных направлений также совершали паломничество к нему, дабы заручиться советом и поддержкой – как во время предвыборных кампаний, так и после выборов. Хотя его обычно отождествляли с национально-религиозным лагерем, рав Элияѓу всегда подчеркивал, что он превыше политики, и потому его дом открыт для представителей всех партий. «Все время, что я был депутатом Кнессета, – рассказывает рав Ицхак Леви, бывший депутат Кнессета от партии Мафдаль (Национально-религиозная партия), – я умолял рава Элияѓу опубликовать письмо в поддержку нашей партии. Он же отвечал мне: я принадлежу всему народу Израиля, я не поддерживаю ту или иную партию».
Связь рава Леви с равом Мордехаем Элияѓу была основана на изучении Торы и Ѓалахи, но когда рав Леви делал свои первые шаги в политике и ему предложили стать секретарем партии Мафдаль, он вовлек туда и своего учителя. «Я сказал, что дам ответ, только посоветовавшись с моим раввином. Для тогдашнего Мафдаля это было новшеством. Рав Элияѓу сказал мне, что я должен принять это предложение, и с тех пор я постоянно советовался с ним обо всем, что связано с работой партии». Рав Леви, а также рав Хаим Друкман были тесно связаны с равом Элияѓу, и в конце концов эта связь распространилась на всех членов партии Мафдаль.
Как именно осуществлялось влияние рава Мордехая Элияѓу на деятельность партии?
«На этот вопрос нельзя ответить однозначно, – говорит рав Леви. – Как правило, в том, что касалось политики, он придерживался правила давать советы, а не выносить ѓалахические постановления. Но были и такие вещи, о которых он говорил как об обязанности. Это происходило в тех случаях, когда речь шла о законе, касающемся Ѓалахи. Здесь он был непоколебим. Так было, например, с законами о некошерном мясе, кашруте, браке и разводе. В том, что касается Земли Израиля, он также был совершенно однозначен». Твердая позиция рава Мордехая Элияѓу во всем, что касается целостности Земли Израиля, – отмечает рав Леви, – способствовала тому, что один из кварталов на окраине Иерусалима остался до сих пор под властью Израиля. «Я помню разговор, который состоялся между нами, когда Эѓуд Барак, в то время премьер-министр, хотел присвоить кварталу Абу-Дис статус территории А. Я спросил рава Элияѓу, следует ли мне выйти из правительства, если такое решение будет принято. Рав показал мне написанную им книгу о границах Иерусалима и объяснил, что святость распространяется на весь Иерусалим, а не только на Старый город. Он постановил, что ни в коем случае нельзя допустить, чтобы Абу-Дис перешел в арабские руки, и что следует угрожать выходом из правительства. В конце концов Барак задержал принятие этого решения, чтобы я остался в правительстве. Можно сказать, что сегодня Абу-Дис находится в наших руках благодаря раву Элияѓу».
Еще одна область, в которой рав Мордехай Элияѓу возглавлял национально-религиозный лагерь, – это воспитание. «Он встречался с директорами йешив и школ, с учителями и деятелями в области воспитания. Они советовались с ним, он выносил для них ѓалахические постановления. Очень многие педагоги нашего лагеря были связаны с ним».
Исцелитель страдающих душ
«Он был отцом Махон Меира, – рассказывает рав Дов Бигон, глава этой старейшей йешивы для тех, кто возвратился к иудаизму, расположенной в Кирьят-Моше. – Как глава Махон Меира, я удостоился глубочайшего внимания рава Элияѓу ко всем непростым проблемам моих учеников. Мы даже не представляем себе, сколько страдающих душ он исцелил в течение десятков лет. Я говорю своим ученикам, что существует так называемый “пятый раздел” Шульхан аруха. Речь идет о способности претворить законы Торы в жизнь, что часто бывает так непросто. Рав Элияѓу умел это делать как в том, что касается законов, связанных с народом и Землей Израиля, так и по отношению к каждому отдельному еврею. Это был человек глубочайшей житейской мудрости, который умел проникнуть в суть самой сложной проблемы и определить, каково мнение Торы в данном случае».
В тот период, когда рав Мордехай Элияѓу занимал пост верховного раввина Израиля, между мудрецами Торы возник спор о еврейском статусе выходцев из Эфиопии, что вызвало большое напряжение как внутри эфиопской общины, так и за ее пределами. В то время в Махон Меире существовала программа обучения для кесов (духовных руководителей эфиопской общины) и молодых раввинов-выходцев из Эфиопии. «Мы не хотели вмешиваться во все эти споры и собирались закрыть программу, – говорит рав Бигон, – однако рав Элияѓу сказал: “Необходимо продолжить обучение, несмотря на сложности. Нужно приближать этих молодых людей к еврейству”. Он взял на себя ответственность за будущее этой общины».
Многие из вопросов, которые задавали раву Элияѓу ученики Махон Меира, касались непростых отношений в их семьях в результате их обращения к Торе и заповедям. «Рав Элияѓу учил их, как поступить в той или иной ситуации, как сохранить добрые отношения с родителями и приблизить и их к еврейству. Например, был один парень, который хотел отрастить бороду, а его нерелигиозная мама противилась этому всеми силами. Она сказала, что если он отрастит бороду, то пусть забудет дорогу домой. Я послал его посоветоваться с равом Элияѓу, и рав дал ему мудрый совет. Он велел ему побриться, дабы исполнить заповедь уважения к матери, а когда настанут дни счета омера, в которые бриться запрещено, тогда он сможет постепенно отрастить бороду, чтобы его мама могла привыкнуть к этому. Сегодня этот парень стал раввином и талантливым педагогом. У него длинная борода, и его мама гордится им».
Рав Элияѓу часто посещал Махон Меир и проводил там уроки, вторая часть которых была посвящена вопросам учеников на самые различные темы, тревожащие их. Однажды рава Элияѓу спросили, согласно какому варианту молитвы следует молиться в йешиве, где учатся представители всех общин еврейского народа. Рав Элияѓу ответил, что каждый человек может молиться в соответствии с обычаем своих предков, а кантор должен молиться по тому обычаю, который установит глава йешивы.
Рав Бигон рассказывает также о том, как рав Элияѓу помогал устанавливать мир между супругами. «Он часто беседовал с супругами, находящимися на грани разрыва, прилагал все усилия, чтобы помочь им». Однажды рав Бигон направил к раву Элияѓу пару, которая хотела пожениться. Эти девушка и парень разительно отличались друг от друга: она была нервная, крикливая, а он – тихий, чувствительный. «Я не был уверен, что они подходят друг другу, и не знал, что им посоветовать, – рассказывает рав Бигон. – Мы втроем пошли к раву Элияѓу. Пришли к нему, сели и сказали, что нам нужно посоветоваться с ним. И вдруг рав стал громко кричать на парня. Мы были в шоке. Закончив кричать, рав Элияѓу сказал: все в порядке, вы можете пожениться. На следующий день я пришел к раву один и попросил его объяснить вчерашнее поведение. Он сказал: я хотел проверить этого парня. Я увидел, что он относится к крикам с пониманием, значит, эта девушка ему подходит».
Рассказывает рав Элиэзер Меламед, рав поселения Ѓар-Браха, в прошлом ученик йешивы «Мерказ ѓа-рав»:
Я не знаю, почему, но гаон рав Мордехай Элияѓу, благословенна память праведника, чувствовал особую близость к йешиве «Мерказ ѓа-рав». Сам он учился в йешиве «Порат Йосеф», которая больше связана с харедим, и многие ее выпускники посылают своих детей в харедимные учебные заведения. Рав Элияѓу же послал своего сына Шмуэля (теперь рав Шмуэль Элияѓу, раввин Цфата) в школу при йешиве «Мерказ ѓа-рав», а своих младших детей – в школу «Ноам», основанную выпускниками этой йешивы.
Но вместе с тем, рав Мордехай Элияѓу был связан со всеми течениями еврейского ортодоксального мира: с сефардскими каббалистами, и в их числе со знаменитым семейством Абухацера, и даже с хасидами (Любавичский Ребе относился к нему с большим уважением и любовью).
Многие годы рав Мордехай Элияѓу проводил урок по Ѓалахе для раввинов поселений Иудеи, Самарии и Газы. Даже в те годы, когда он был верховным раввином Израиля и его график был предельно плотным, этот урок не был отменен. Особенное внимание он всегда уделял ѓалахическим законом супружеской жизни и считался непревзойденным специалистом в этой области. Даже более пожилые и опытные раввины направляли к нему самые сложные вопросы, связанные с ритуальной чистотой.
История с некошерным этрогом
Перед Суккотом к раву Элияѓу приходили сотни людей, чтобы задать вопросы о кошерности арбат ѓа-миним (четырех видов растений для Суккота). Нередко раву Элияѓу приносили целый ящик этрогов, и он в течение многих часов проверял тысячи этрогов на предмет кошерности.
Однажды, когда мне было 19 лет, один из моих друзей возвратился от рава Элияѓу и показал мне красивый этрог, о котором рав сказал, что он некошерен. Я немного изучал ѓалахические законы арбат ѓа-миним и удивился, что рав Элияѓу счел этот этрог некошерным. Я подумал, что, возможно, мой друг неправильно понял слова рава, или же рав в спешке не заметил каких-то подробностей.
Я взял этот этрог и на следующий день положил его в новый ящик с этрогами, которые ждали проверки рава Элияѓу. Я не мог себе представить, что после проверки тысяч этрогов рав вспомнит, что уже видел этот этрог, и потому подумал, что он взвесит свое решение заново. Позже мне рассказали, что, увидев этот этрог, рав сказал своему сыну, стоявшему рядом: «Этот этрог уже был здесь, и я уже сказал, что он некошерен».
Рав Элияѓу относился к своей должности раввина и даяна с огромной ответственностью. Если еврей задает вопрос – ему нужно ответить, если приглашают провести где-то урок Торы – нужно поехать и провести. Поэтому он был так загружен работой.
В его кошельке лежал листок с молитвой, которая ярко иллюстрирует его отношение к своей работе. Я хочу привести здесь полностью текст этой молитвы:
«Владыка мира, Тебе известно, что не по собственной воле стал я служить Твоему святому народу, судить и обучать его. Я знаю, как ничтожна моя ценность. Я не искал себе почета, но так велели мне мои учителя, и так Ты устроил и распорядился. Ты поднял меня из праха и вознес меня, подобно великим. Мудрость Его, да благословится и возвысится Его имя, повелела мне служить святому народу, учить и судить его, и за все это да благословится и возвысится Его имя. Но дрожь охватила меня, трепет и дрожь одолели меня перед лицом великой опасности, что подстерегает меня. Пропасть разверзлась предо мной, и душа моя видит, что ей грозит смерть, ибо невежда я, и ничего не знаю, и потому падаю ниц и трепещу от страха. Куда обращусь я за помощью и где скроюсь? Однако уповаю я на великую милость Твою и обращаю молитву к Тебе, ибо Ты внимаешь молитвам. Пожалуйста, Господь, смилостивься над всеми, кто восседает на троне правосудия, и в частности, надо мной, рабом Твоим сыном рабы Твоей, Мордехаем сыном Мазаль. Смилостивься надо мной и дай мне внимающее сердце и мудрость, дабы судить народ Твой. Надели меня мудростью, знанием и разумением, дабы не сказал я о чистом, что это нечистое, а о нечистом, что это чистое, о разрешенном, что это запрещенное, а о запрещенном, что это разрешенное, о невинном, что он виновен, а о виновном, что он невинен. И избавь нас от всяческих ошибок и заблуждений, и сердце мое да будет сильным, дабы обличить всех, творящих беззаконие, и освободить угнетенного от ига угнетателя. И пусть мое злое начало не принуждает меня делать вид, что я не замечаю несправедливости, и удостой нас возвести ограду вокруг заповедей[1] и распространять Тору, дабы мы освящали святое имя. И пусть люди трепещут пред нами, и Тора наша да будет запечатлена в их сердцах, и да отдалимся мы от гордыни, гнева и мести. И препояшь чресла наши мужеством, дабы судить народ Твой. Открой глаза мои, чтобы я увидел чудесное из Торы Твоей!»
Он сочетал в себе мощный авторитет мудреца Торы и редкую чуткость по отношению к ближнему. Евреи, которые приходили к нему за советом в нелегких жизненных ситуациях, неизменно выходили от него с чувством облегчения и уверенности, что получили верный и добрый совет.
Он умел утешить вдов и сирот и вселить радость в сердца несчастных и больных. Люди входили к нему печальными и выходили радостными, потому что он понимал их и умел направить и приободрить. В сутках было недостаточно часов, что принять всех тех, кто искал у него совета и помощи. Да будет благословенна его память!
Перевела и подготовила к печати Хана ар-Шалом