Кто-то скажет: «Ведь Всевышний Сам отдал во власть халдеев и задолго до падения Йерушалаима предупреждал через Своих пророков, что грехи и преступления правителей и народа приведут к разрушению Храма. Пленение и изгнание — это не случайность и не результат военного превосходства Вавилонской империи, а прямое следствие духовного и нравственного падения Иудеи. И теперь, когда изгнание стало наказанием, сиди тихо, молись о прощении и плачь, ожидая того времени, когда истечет срок наказания и уляжется Б-жественный гнев: «Опусти до земли уста свои — может быть, есть надежда» (Эйха, 3:29). И, конечно же, нельзя бунтовать и противиться воле правителей.
Это правило распространяется на все изгнания и на все времена, когда еврейский народ утрачивает свободу и оказывается в зависимом положении. Ведь сказал раби Йосей бен Кисма своему товарищу раби Ханина бен Терадион: «Ханина, брат мой, ведь ты знаешь, что с Небес дали римлянам править в мире. Они разрушили дом Б-га и сожгли Его дворец, они убили праведников и лучших сыновей народа, и земля не разверзлась у них под ногами. А я слышал, что ты сидишь и занимаешься Торой (в то время, как ее изучение запрещено властями) и собираешь вокруг себя много людей… Удивлюсь я, если не сожгут тебя вместе со свитком Торы» (Авода Зара, 18а).
Что можно на это возразить? Раби Ханина бен Терадион только и мог сказать в ответ: «Небеса милуют». «Ханина, — сказал ему раби Йосей бен Кисма, — я тебе привел довод и обосновал его, а твой ответ не обоснован ничем» (там же). (И действительно, раби Ханина был схвачен, завернут в свиток Торы и сожжен на костре.)
Кто прав?
И тот, и другой…
Как всегда, в Талмуде ни одна из сторон не претендует на владение абсолютной истиной. Истина находится где-то посередине.
Аргумент раби Йосея понятен: человек, нарушающий законы утвердившейся власти, не признает ни своей вины, ни вины народа перед Всевышним. Своим действием он показывает, что выпавшие на его долю страдания — случайность, и должны быть немедленно прекращены.
Но ведь раби Ханина — великий мудрец и большой праведник. Он не мог действовать безответственно. Он прекрасно знал, что нужно быть осторожным и подчиняться правителям, под властью которых ты оказался. Но когда они пытаются унизить наш народ, или оторвать нас от Торы, или убедить в том, что Б-г оставил нас и не придет нам на помощь, кто-то должен выпрямиться во весь рост и заявить о том, что и в изгнании, и под властью жестоких правителей мы подчиняемся только Б-гу и остаемся избранным народом, и что никто не освободил нас от обязанности хранить и передавать из поколения в поколение мечту о свободе, любить Землю Израиля и стремиться построить Храм.
У Мордехая не было другого выхода.
У раби Ханина не было другого выхода.
Кто-то возразит и скажет: «Почему же все-таки нельзя было тихо склонить голову и переждать, пока не пройдет гнев правителей, как во времена персидского владычества, так и во времена римской деспотии?» Кто-то подольет масла в огонь и добавит, критикуя поведение Мордехая или поведение раби Ханина бен Терадион: «Допустим, ты гордый и принципиальный, но твое вызывающее поведение может навлечь гнев правителей на весь народ. Есть ли у тебя право «идти на принцип»? Мордехай не поклонился Аману и тем самым подверг весь еврейский народ опасности полного уничтожения. Стариков, женщин детей… Во имя чего? А раби Ханина?… Ведь пострадал не только он, но и другие люди!»
Все правильно. Кроме одного: зависимость от идолопоклонников, признание их победы, смиренное поведение — духовная смерть. Раб не в состоянии понять глубины Торы и претворить ее требования в жизнь. Тора была дарована не рабам, а тем, кто вышел из рабства; и первая заповедь, прозвучавшая с горы Синай, гласит: «Я Б-г твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства». Духовное опустошение неминуемо влечет за собой физическую гибель.
Трудно потребовать от каждого человека, чтобы он пожертвовал собой, если его не заставляют поклониться идолу, а хотят, чтобы он склонился перед изображением царя (золотая статуя, установленная Невухаднецаром, была его скульптурным портретом). Отдать знак уважения власти никто не запрещал.
Однако нередко бывает так, что даже в тех случаях, когда формальный закон позволяет идти на компромисс, Всевышний ожидает от Своего народа твердости и непреклонности.
Как должны были себя вести сыновья Израиля, оказавшиеся на чужбине под властью халдеев? Хотел ли Всевышний, чтобы они, спасая жизнь, склонили голову перед царем-победителем, или ожидал, что они не подчинятся чужой власти, даже если возникнет угроза для жизни?
Дилемма.
Попробуем ее разрешить.
Невухаднецар, царь Вавилона, заставил все подвластные ему народы, в том числе и евреев, поклониться золотой статуе — символу его власти и могущества. Хананья, Мишаэль и Азарья были единственными, кто отказался исполнить приказ. За это они были брошены в огненную печь. Но, благодаря чудесному вмешательству Всевышнего, огонь не причинил им вреда.
– Сказал раби Танхума: «В час, когда вышли Хананья Мишаэль и Азарья из огненной печи, пришли представители всех народов мира и дали пощечину евреям. Сказали они им: «У вас есть такой Б-г, и вы склонились перед колоссом?!» (Санэдрин, 93а). В тот момент, когда Хананья, Мишаэль и Азарья не склонились перед статуей, пророк Йехезкель начал оживлять мертвых в долине Дура (там же). Т. е. в заслугу их самоотверженности в мире начались процессы, которые должны были привести к воскрешению из мертвых! Так, значит, Всевышний ждал, что народ не склонится перед колоссом Невухаднецара!
– Сказал раби Йоханан: «Из пророчества «Видел я ночью этой: вот человек сидит верхом на красном коне» видно, что хотел Пресвятой, благословен Он, наслать на мир вечную ночь и весь его залить кровью. Но когда взглянул Он на Хананью, Мишаэля и Азарью, успокоилось Его сознание» (Санэдрин, 93а). По мнению раби Йоханана, в тот момент, когда сыновья Израиля не оправдали Его надежд, гнев Всевышнего навис над миром. Но, вспомнив подвиг Хананьи, Мишаэля и Азарьи, свидетельствующий о том, что праведники хранят мечту о свободе, Он сдержал Свой гнев. Раби Шимон бар Йохай считает, что страшная угроза, нависшая над евреями Персии, о которой рассказывается в свитке Эстер, сама по себе была свидетельством гнева небес и наказанием за то, что они склонились в свое время перед статуей, которую воздвиг Невухаднецар (Санэдрин, 93а).
Так что не всегда можно исходить только из рациональных соображений. Иногда нужно понять волю Всевышнего и угадать, чего Он хочет. Мордехай спас еврейский народ от Б-жественного гнева, который неминуемо обрушился бы, если бы не нашлось человека, способного противостоять Аману.
Так что не Мордехай подвергал опасности людей, а те, кто боялись царей и правителей настолько, что готовы были подчиняться всем их постановлениям. Даже тем, которые унижают достоинство еврейского народа. А унижение еврея — осквернение имени Всевышнего. И наша обязанность — не ронять своего достоинства ни при каких обстоятельствах.
Аман оказывает почести
Мордехаю. Синагогальная
роспись, III век н.э.