bar_kokhba_coin-1

Монетка, которая вдохновляла воинов Бар-Кохбы

July 13, 2010 Автор: Нир Рачковский - No Comments

 

Историкам, изучающим историю еврейского народа, период восстания Бар-Кохбы (132-135 г.г. н.э.) приносит немало огорчений. С одной стороны, общеизвестно, что это одно из величайших восстаний в истории народа Израиля, превосходившее по своим масштабам Великое антиримское восстание времен императора Тита; последняя война, в которой было что-то апокалиптическое, начавшаяся с небывалых побед над римскими легионами и закончившаяся разрушением, которого история не знала прежде. С другой стороны, сведения об этом величайшем событии крайне скудны.

До нас донесся лишь далекий отголосок того геройского и трагического финального аккорда, за которым последовали окончательное разрушение и суровые императорские эдикты. Мы не только не располагаем ясной картиной хода восстания, данными о размерах войск с обеих сторон и сведениями о кратковременной власти евреев, установившейся тогда в Земле Израиля, но и не имеем ответов на самые центральные вопросы, связанные с этим восстанием. Например, почему восстание Бар-Кохбы разразилось именно тогда, когда геополитические условия наименее благоприятствовали ему: власть императора Адриана сильна и прочна, в пределах Римской империи царит мир, а силы евреев, живущих в провинциях, истощены восстанием, которое бушевало всего за несколько лет до этого? Удалось ли повстанцам захватить Иерусалим? Кто такой «священник Эльазар», возглавивший восстание вместе с Бар-Кохбой? Но прежде всего, кто был сам Бар-Кохба, и как он достиг положения вождя еврейского народа в Иудее?

Возможно, одной из причин такого конфуза может послужить отсутствие в тот период историка, на записи которого мы могли бы положиться. В те времена не было никого, подобного Иосифу Флавию, кто достоверно отразил бы события тех лет. Историографические источники, связанные с восстанием Бар-Кохбы, – римские (Дион Кассий), христианские (Евсевий Кесарийский) и еврейские (талмудические сказания) – скудны и ненадежны. На фоне этой скудости всякая археологическая находка, относящаяся к тому периоду, имеет колоссальное значение. Наиболее известными и значимыми находками являются, несомненно, свитки, которые были найдены в пещерах в Иудейской пустыне. Большая часть свитков была написана самим Бар-Кохбой, и так нам стало известно его настоящее имя: Шимон бен Косва. Но даже в этом случае радость находки смешалась с глубоким разочарованием – в тексте свитков описаны, главным образом, крайне прозаические вещи: аренда земель, выговоры «младшему командному составу», вопросы, связанные с исполнением заповеди арбаат ѓа-миним. Все это не отражает той бури, что бушевала в этот последний перед гибелью миг.

И здесь на помощь ученым приходит нумизматика. Древние монеты, найденные во время раскопок, доносят до нас отголосок того ощущения величия и надежды на избавление, которое охватывало евреев в годы этой последней войны. На золотых, серебряных и бронзовых монетах вычеканены изображения Храма, разрушенного за 62 года до этого (по всей вероятности, эти изображения основывались на воспоминаниях стариков, которые еще видели Храм своими глазами); слова: «За свободу Иерусалима» (и неясно, свидетельствуют ли они о реальном захвате Иерусалима или только о стремлении к нему); торжественные даты, как например, «Первый год избавления Израиля» и «Второй год избавления Израиля»; и надпись: «Шимон – вождь Израиля». Однако подавляющее число этих монет были найдены похитителями древностей, и потому мы никогда не узнаем, как именно лежали эти монеты при раскопках и какие предметы их окружали, – а эти вопросы имеют первостепенную важность для археологов.

 

Сюрприз из подземелья

Восстание Бар-Кохбы происходило в значительной степени под землей. В начале восстания повстанцы скрывались в заранее подготовленной сети подземелий, которая включала в себя сотни метров тоннелей, жилые помещения, склады, амбары, колодцы, а также отверстия для вентиляции и освещения. Большая часть этих подземелий была расположена под заселенными районами Иудейской низменности.

Римский историк Дион Касси      й описал эти подземелья, но в течение многих лет к его описаниям относились с недоверием, как к гиперболе, призванной объяснить трудности, с которыми столкнулись римляне, подавляя восстание. И только археологические находки последних десятилетий подтвердили его слова. Ближе к концу восстания оставшиеся в живых воины и члены их семей собрались в естественных пещерах, доступ к которым крайне труден. Большая часть этих пещер находится в Иудейской пустыне. За исключением отдельных случаев, например, Меарат ѓа-браха в Эйн-Геди, запасов воды и продовольствия в которой хватило до тех пор, пока положение в Иудее не нормализовалось, повстанцев, скрывающихся в пещерах, ждал горький конец: римляне держали пещеры в осаде, пока все их обитатели не умирали от голода, жажды и болезней. Об этом свидетельствуют скелеты, найденные в пещерах, а также остатки римских военных лагерей неподалеку. В некоторых пещерах их обитателям удалось спрятать от римлян посуду, монеты, документы и драгоценности, которые они взяли с собой в укрытие. Эти клады и ищут сегодня археологи, стремясь опередить похитителей древностей.

Когда пять лет назад д-р Боаз Зисо отправился со своими детьми в Меарат ѓа-теомим (Пещеру близнецов), расположенную в районе Иерусалима, между Цур-Ѓадаса и Бейт-Шемеш, он и представить себе не мог, что именно там – в этой пещере, столь излюбленной туристами, – он обнаружит самый большой клад монет периода восстания Бар-Кохбы, найденный когда-либо археологами.

У Зисо были веские основания не ожидать, что он найдет клад в Меарат ѓа-теомим. Во-первых, этот район, расположенный на границе между Иудейскими горами и Иудейской низменностью, был густо заселен во времена восстания Бар-Кохбы, а повстанцы, как правило, скрывались в труднодоступных районах Иудейской пустыни. Во-вторых, многие исследователи уже посещали эту пещеру, начиная с англичан Кондера и Кичнера, которые побывали в ней 17 октября 1873 года и оставили нам ее подробное и довольно достоверное описание и карту. Местные жители рассказали англичанам, что, по преданию, в колодец, расположенный в глубине пещеры, в древности бросали женщин, которые изменяли своим мужьям. Кондер и Кичнер не спустились в колодец, чтобы проверить эти сведения.

Туда спустился Гидон Ман, который исследовал пещеру в начале 70-х годов по поручению израильского Общества охраны природы. В колодец можно спуститься только при помощи веревок (несколько человек погибли, пытаясь спуститься туда, и поэтому сегодня колодец закрыт, и в него нет доступа). Ман обнаружил в стене колодца узкие и труднопроходимые тоннели, которых не видно сверху, с края колодца. Тоннели вели в залы, в которых Ман нашел лишь глиняные черепки. Обширное исследование пещер, состоявшееся в 90-е годы, миновало Меарат ѓа-теомим – она была закрыта, поскольку это был сезон гнездования в ней летучих мышей.

 

Зеленые бугорки

Итак, когда пять лет назад д-р Зисо, преподаватель археологии в университете Бар-Илан, оказался в Меарат ѓа-теомим, он подумал, что не мешало бы исследовать пещеру еще раз. Он начал исследование вместе с профессором геологии Амосом Фрумкиным, работником центра по исследованию пещер в Еврейском университете в Иерусалиме. Д-р Зисо и его коллеги спустились в колодец, одолели ползком тоннели, обнаруженные Маном, и достигли внутренних залов. Один из исследователей обнаружил в выемке в скале маленькие зеленые бугорки. На первый взгляд могло показаться, что это не более чем скопление земли и окислившегося металла. После очистки оказалось, что это самый большой клад серебряных монет периода восстания Бар-Кохбы, когда-либо найденный археологами.

Позднее в другом зале были найдены еще два клада римских и еврейских монет – среди них поблескивали и золотые. Кроме монет исследователи обнаружили железное оружие и множество человеческих костей, почти рассыпавшихся. Все находки датированы периодом восстания Бар-Кохбы.

Серебряные монеты периода восстания делятся на два вида: тетрадрахмы и динары. Все они уже известны ученым, за исключением одного вида тетрадрахм. На них вычеканены изображения Храма, арбаат ѓа-миним, музыкальных инструментов, виноградных гроздьев, а также надписи «Шимон», «священник Эльазар» и «Иерусалим». Большая часть монет датируется вторым годом восстания, как свидетельствует надпись: «Второй год свободы Израиля». Следует отметить, что монеты первого года восстания являются значительно более редкими.

Второй клад, обнаруженный в пещере, состоял, в основном, из римских монет периода правления императора Траяна, на которых вычеканен портрет императора и эмблемы легионов. Нет ничего удивительного в том, что в кладах еврейских повстанцев найдены римские монеты; фактически, все монеты того периода являются римскими. Поскольку во время восстания Бар-Кохбы евреи не имели своего монетного двора, а также из-за нехватки материалов и ремесленников, руководство восстания не чеканило собственные монеты, а использовало римские монеты, бывшие в обороте. Чеканка на монетах стиралась ударами молота, а потом еврейские кузнецы выбивали на них новую чеканку с еврейской символикой. Так, под надписями на иврите просматриваются оригинальные надписи на латыни, а сквозь изображения Храма, лулава и этрога проглядывает портрет римского императора.

Золотые римские монеты были обнаружены в третьем кладе. Это более древние монеты, датируемые 1 веком н.э. Их украшают портреты ранних императоров, таких как Тиберий и Нерон, а также крылатой богини возмездия Немезиды и Юпитера, восседающего на троне и держащего в руке молнию.

 

Последнее убежище

Кому принадлежали эти клады? Кто были люди, что скрывались в пещере? Представляется, что это были воины и беженцы периода конца восстания (134-135 г.г. н.э.), когда было ясно, что их положение отчаянное, и легионы полководца Юлия Севера осаждали последние очаги сопротивления и уничтожали их. По всей вероятности, эти беженцы были жителями одной из близлежащих деревень, поскольку они были хорошо знакомы с устройством пещеры и знали о существовании в ней тайных залов, доступ к которым крайне труден. Они не только знали о существовании тоннелей, которые не видны сверху, с края колодца; им было также известно, что эти тоннели ведут в залы, где постоянно капает вода с потолка – а это своего рода «кран» на время осады. Поскольку на полу пещеры было найдено совсем немного глиняных черепков, а также поскольку на стенах и потолке пещеры не было скопления гари, мы можем заключить, что беженцы пробыли в пещере недолго. Пещера стала для них последним убежищем, до которого римляне не могли добраться. Воины захватили с собой свое оружие и спрятали его в расщелине, так, чтобы его не было видно, но чтобы им можно было воспользоваться в любой момент. Беженцы взяли с собой и семейные сокровища – серебряные и золотые монеты – в надежде, что рано или поздно опасность минует их, и они смогут возвратиться домой.

В одном из залов камни сдвинуты в сторону так, что под стеной зала образовался узкий проход. Были ли это делом рук беженцев? Может быть, они пытались пробраться в еще одно помещение? Похоронить умерших? А может быть, это была отчаянная попытка выбраться наружу? Как бы то ни было, монеты и оружие, найденные в пещере, а также груды человеческих костей свидетельствуют о том, что в пещере беженцев настигла смерть. Драгоценные золотые монеты, которые хранились как фамильная драгоценность и передавались от поколения поколению, остались в пещере, и никто больше не мог воспользоваться ими.

Но самой волнующей находкой в Меарат ѓа-теомим стала маленькая серебряная монетка с примесью бронзы, обнаруженная среди золотых и серебряных римских монет. Она датируется хасмонейским периодом. Впервые наряду с монетами периода восстания Бар-Кохбы обнаружена более древняя еврейская монета, периода Второго храма. Эта мелкая монета не имеет значительной ценности. Зачем же беженцы взяли ее с собой в пещеру?

Напрашивается вывод, что монета имела для беженцев не материальную, а эмоциональную ценность. Не только для нас, но и для беженцев, уцелевших после восстания Бар-Кохбы, эта монета была древней. Она была отчеканена за 250 лет до того, во времена Йоханана Гиркана I, сына Шимона Хосмонея и внука первосвященника Матитьяѓу. Последние борцы за свободу Израиля перед двухтысячелетним изгнанием черпали силы для борьбы у маленькой бронзовой монетки – символа еврейской независимости, на которой вычеканено с одной стороны изображение граната меж двух рогов изобилия, а с другой – надпись на иврите: «Первосвященник Йоханан». Это тот самый Йоханан, который был правителем свободной Иудеи, который расширил границы Иудеи вплоть до Самарии, Эдома и Заиорданья, который одолел многих врагов народа Израиля.

Монеты, найденные в Меарат ѓа-теомим, станут частью новой постоянной экспозиции, открывшейся в эти дни в Музее Израиля.