Молчанием – против размежевания

Молчанием – против размежевания

February 9, 2005 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

8 февраля около почти 200 синагог и общин по всему Израилю провели так называемый «таанит дибур» – пост молчания. Во время «поста молчания» запрещается обсуждать будничные дела, а также просто вести пустые разговоры. Исключение составляют разговоры, связанные с изучением Торы, исполнением заповедей, а также чтение вслух священных текстов и произнесение псалмов. Решение о проведении подобного поста было принято ведущими авторитетами Каббалы в Израиле, среди которых – рав Мордехай Элиягу (бывший главный раввин Израиля и духовный лидер национально-религиозного лагеря), рав Хаим Коэн и рав Эзра Шейнберг. Цель поста – предотвратить ликвидацию еврейских поселений в районе Гуш-Катиф и в Северном Шомроне, а также преодолеть раскол и политическое противостояние между частями израильского общества. Обычай проведения подобных постов имеет глубокие каббалистические корни. Согласно еврейской традиции, воздержание от пустых разговоров является сильнейшим духовным лекарством, которое позволяет отвести от общины и общества возможные беды и избежать реализации тяжелых постановлений, принятых против еврейского народа.
Как отметили раввины, у тяжелой ситуации в Израиле прежде всего духовные корни и причины, следовательно, для ее исправления надо применять духовные средства. Воздерживаться от пустых разговоров, особенно – от злоязычия (лашон а-ра) намного труднее, чем отказаться на день от еды и питья, а положительный результат подобного воздержания может превзойти результаты демонстраций и политических дебатов.
Применение подобных мер для решения политических проблем вызвало бы улыбку в любой стране, но только не в Израиле. В связи с этим можно вспомнить, как в 1967 году во время Шестидневной войны правительство Израиля официально обратилось к руководителям всех йешив и центров изучения Торы с просьбой отменить регулярные занятия и вместо этого читать псалмы и молиться за победу израильской армии. Тогда раввины пошли навстречу политикам и военным, и, как все помнят, совместными усилиями желаемый результат был достигнут…
Кроме того, рав Мордехай Элиягу направил в Гуш-Катиф десять своих учеников – мудрецов Каббалы, с тем чтобы они изучали там каббалистические книги. По его убеждению, это укрепит общины Гуш-Катифа в час нелегких испытаний и поможет предотвратить человеческие жертвы в результате ракетных обстрелов террористов.