Видел я Бога сидящим на престоле высоком и величественном, нижний край которого наполняет Храм… И сказал Он: "Иди и скажи народу этому: "Слышать слышите – а не понимаете, видеть видите – а не знаете. Отучнело сердце народа этого, и уши его отяжелели, и глаза отвращены, чтобы только не увидеть глазами, и не услышать ушами, и сердце, чтобы не поняло, и чтобы не раскаяться и и не стать здоровым ему".
Корнем зла и недобрых дел является скрытие Присутствия.
Человек, от рождения обладающий способностью отказываться от видения духовной структуры, скрытой за завесой материи, может воспринимать окружающую действительность так, как будто все происходит без непосредственного участия Творца. Для этого ему нужно выделить собственное "я" и оборвать все нити связи с внешним миром, представив его, как набор средств, необходимых для существования и удовлетворения желаний, а не как нечто живое, одухотворенное и не отделимое от души. Используя умение испытывать удовольствие без осознания Источника, дающего благо, и производя действия, направленные на подчинение природы, человек создает мир в собственном сознании и отводит себе роль хозяина, не задумываясь над тем, что он ограничил свои сенсорные возможности и физические силы, чтобы не видеть Присутствие Творца, управляющего всем происходящим, поддерживающего существование материи и постоянно вдыхающего в него самого душу живую. Если же отказаться от ограниченности, стать сильнее и чувствительнее, то моментально откроется истинная картина -движения перестанут казаться собственными, а органы чувств сделают ощутимой связь с Источником блага. Большинство людей предпочитает ограниченность, чтобы сохранить иллюзию самостоятельности и независимости от Творца.
И под кожей моей вырезано это (Имя), и в плоти моей я вижу Бога.
Яаков делал все вместе со Всевышним.
Яаков превратил органы чувств в сосуды, способные вместить свет прямой связи с Источником блага, а каждое движение рождало в нем ощущение непосредственной помощи Бога Живого. Победив дурное желание и превратив его в орудие служения, он завершил исправление внутреннего мира человека и попал в парадоксальное состояние, которое называется "непрекращающееся благословение": Яаков делал больше, чем может сделать, так как его физические силы превосходили реальные возможности человека, и при этом он не задавался вопросом, кто совершает действие. Существо из плоти и крови или Всевышний?
"Если повсюду Он, то кто я такой? Какое место осталось для меня в мире?" – подобные вопросы не могли возникнуть у Яакова, потому что он был рад непрекращающейся встрече с Творцом и не тяготился Его постоянным Присутствием. Наш праотец исправил грех Адама, началом которого стали безуспешные поиски первым человеком своего особого места в мире. Как следствие, потенциал Эсава, человека действия, противопоставившего себя Творцу и объявившего о своей независимости, был исправлен, и тем самым были искоренены последствия греха Эвеля, разорвавшего связь между миром мысли и миром чувств.
С того дня как был создан первый человек, больше не появлялось на свете такого святого тела, как тело Яакова. Какой красотой обладал Адам – точно такой же красотой обладал Яаков.
Красота Яакова подобна красоте первого человека.
Ночная борьба с ангелом, который подверг испытанию каждый орган тела Яакова, попытавшись найти хоть какую-то часть, служащую для ощущения собственной силы, самостоятельности и оторванности от Источника, доказала совершенство праотца еврейского народа.
…и пришел (Яаков)… цельным в Шхем.
Но исправление внутреннего мира праведника – не последняя ступень на пути к идеальному состоянию мироздания. Присутствие Всевышнего должно проявиться с неоспоримой очевидностью для всех. Деревья и камни должны заговорить, а чудеса, ломающие рамки природы, – раскрыть беспредельное, скрывающееся за ней.
Вселенная не могла вместить в себя высоту духа Яакова, сделавшего свое тело совершенным подобием высших миров. Природа не была готова стать тем материалом, который духовные составляющие бытия могут использовать для своего непосредственного самовыражения.
Наши праотцы были похожи на свет, который сияет по ту сторону – за перегородкой небес. Их духовный мир остался никем не узнанным: люди чувствовали, что кто-то великий находится рядом с ними, но в чем его отличие от обычного человека, не могли понять. Чудеса, происходившие с Авра’амом, Ицхаком и Яаковом, имели значение в основном только для них самих. Но когда их потомки размножились и расплодились в Египте – свет рассыпался множеством лучей. Настало время чудес, которые, вторгшись в мир природы, изменили и его, и все народы. Исход из Египта стал моментом проявления При сутствия Всевышнего во внешнем по отношению к человеку мире.
Творец, прокладывая пути для будущего преображения вселенной, расщепил единое целое, чтобы цельный луч духов ности, распавшись на составляющие, смог проникнуть в глубь материи и осветить ее изнутри. Раскрытие совершенства начи нает проявляться через сыновей Яакова1, каждый из которых представлял собой отдельный аспект величия нашего праотца.
Каждый из двенадцати сыновей Яакова соответствует ка кой-либо части его тела, а значит, является воплощением одно го из путей служения Всевышнему и обладает потенциалом найти новую форму раскрытия Присутствия Творца в мире.
РЕУВЕН
В Реувене воплощается потенциал зрительного восприятия духовных миров.
Имя Реувен образовано из слов, сказанных Леей при рож дении первого ребенка: "Рэу, бен" ("Смотрите, сын"). Реувен дол жен был довести до совершенства зрительное восприятие, при котором материальные образы не заслоняют тонкие духовные структуры.
ШИМОН
В Шимоне воплощается умение слышать голос Творца.
Основой имени Шимон является глагол шама ("услышал"). Шимон был обязан сделать совершенным слух человека, чтобы в дуновении ветра, трепете листа и крике птицы он улавливал пророчество, рассказ о будущем и о тех аспектах духовного ми ра, которые не могут быть выражены зрительными образами.
ЛЕВИ
Леви связан с чувством обоняния.
Ко’эны, семейство из колена Леви, были избраны для слу жения в Храме, где постоянно приносились жертвы, названные "приятным запахом для Всевышнего" (Ваикра 1:13).
…поднимут воскурений до ноздрей Твоих и жертву все сожжения принесут на жертвеннике.
Пресвятой, благословен Он, не нуждается в дарах – Его гнев, направленный против грешника, успокаивается не тогда, когда поднимается дым от сжигаемого мяса, а когда человек приносит жертву с намерением ослабить материальные силы и приблизиться к духовным мирам. "Приятным запахом" Тора называет ощущение духовности, проникающей сквозь материю, которая преображается стремлением человека к Творцу. Самое важное из всех жертвоприношений – кторет: ежедневное воскурение пахучих трав на золотом жертвеннике, находившемся в помещении Кодеш ("Святое"). Благоухание этого специально приготовленного состава соединяло все миры. Кторет ("воскурение") на арамейском, который комментаторы Торы часто используют для пояснения ивритских слов, – "связующий узел". Умение, соприкоснувшись с далекими духовными мирами, принести их крупицы и пылинки в повседневную жизнь – свойство, подобное обонянию.
Леви ("сопровождающий", "идущий рядом") – "тот, кто связывает все миры путем привнесения духовности в материальные структуры. Благодаря его постоянному служению Творцу мир обретает живое дыхание: в материю проникает нечто большее, чем могут вместить в себя любые ограниченные объекты, и хотя высокие уровни души не могут существовать среди них больше нескольких мгновений и вновь возвращаются к Источнику, они сообщают им новый импульс, без которого продолжение жизни было бы невозможно.
ЙЕ’УДА
Йе’уда – воплощение силы речи, заключающейся в умении благодарить Всевышнего, научившись воспринимать все данное Им, как благо. Тот, кто рад дару Небес, раскрывает еще одну возможность дать человеку новый поток благословений.
…и родила (Лея четвертого) сына и сказала: "Вот теперь возблагодарю Всевышнего" Поэтому нарекла ему имя Йе’уда.
Если человек не понимает сущности подарка – можно сказать, что он не получил его. Благословение Всевышнего превратилось в скрытую силу, которая, как всякий не нашедший применения потенциал, постоянно порождает чувство неудовлетворенности и горечи, пока не будет осознана и реализована.
Услышь, Бог, голос Йе’уды…
Имя Йе’уда образовано от корня моде ("благодарить"). Уста человека, произнося в молитве благодарность Творцу, моментально раскрывают новые проявления Присутствия. Ведь тот, кто умеет благодарить, понимает самое главное: важно не то, что дается человеку, а то, что между Тем, Кто дарит, и тем, кто получает подарок, возникает любовь. Тот, кто умеет благодарить, получит самое главное – ему раскроется Дающий.
Второе свойство Йе’уды, являющееся прямым следствием восприятия всего, что исходит от Всевышнего, как блага, – это умение раскаяться и признать свою вину (одно из значений моде – "признаю"). Йе’уда умел раскаиваться, т.е. причину он искал только в себе, а не "перекладывал ответственность" на Творца.
Йе’уда! Тебя восхвалят братья твои. Руна твоя на затылке врагов твоих. Поклонятся тебе сыновья отца твоего… Опустился на колени, лег как лев, как молодой лев, кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Йе’уды… и ему повиновение народов.
Лев – символ царского достоинства. Править другими может только тот, кто побеждает сам себя: находит силы признать свою вину и отбросить то дурное, что есть в нем. Рык льва заставляет врагов бежать: те, кому Всевышний дал мощь, чтобы наказать совершившего преступление, теряют свою силу и бегут, когда согрешивший раскаивается.
ИССАХАР
Иссахар – правая и левая половины тела, в котором бьется сердце в постоянной борьбе между хорошим и дурным началом, наполняющим его.
В самом имени ощущается двойственность из-за повторенной дважды буквы сын. Иссахар можно разбить на два слова: йеш сахар ("есть награда").
Иссахар, ведя непримиримый бой с дурными желаниями, вдруг обнаружил, что они могут быть сбалансированы и облагорожены всем тем хорошим, что есть в сердце.
Сказал Рабби Йоси бар Йе’уда: "Два ангела провожают человека из синагоги домой вечером в субботу. Один хороший и один плохой. И когда он входит в дом и видит зажженную свечу, накрытый стол и застеленную постель, хороший ангел говорит: "Пусть и в следующую субботу будет так". А ангел зла отвечает ему: "Амен", – против своей воли".
Если человек готов попытаться возвысить материю до духовного уровня – черный ангел тоже будет служить ему и помогать во всем.
Иссахар похож на того, кто стоит между темнотой и светом. Недаром стяг колена Иссахара украшали солнце и луна -день и ночь одновременно. Человек, который боролся со своим дурным началом и обнаружил линию соединения света и тьмы, удостаивается награды – света Всевышнего, приходящего из мира глобальной цельности, где нет различия между белым и черным: "Первые семь дней, когда творился мир, свет и тьма служили (Всевышнему) вместе, как днем, так и ночью" (Раши, Берейшит 1:14).
Иссахар – осел костистый, который лежит между двумя оградами.
Иссахар призван сделать материальное тело средством выражения духовности (осел – хомор, материя – хомер).
Но как этого можно добиться?
Разбить сердце на две половины – хорошую и плохую – а затем соединить их вновь так, чтобы на стыке возник новый свет.
Мудрецы, умевшие рассчитывать движение планет и созвездий, принадлежали к колену Иссахара. Они четко видели, как план Всевышнего, начертанный на небе, воплощается на земле для народов мира, для которых движение светил имеет определяющее значение.
А у сынов Израиля нет созвездий. Светила не довлеют над теми, кто живет силой первозданного света, затмевающего и солнце, и луну.
ЗВУЛУН
Когда родился Звулун, его мать Лея произнесла слова благодарности "Одарил меня Всесильный хорошим даром…" Когда хотят подчеркнуть богатство и великолепие здания Храма, его называют Звуль бейт тифар теину ("дом, богатое убранство которого свидетельствует о нашем величии"). Звулун – человек, отдавший свое богатство на службу духовности.
Возрадуется Звулун совершая выходы свои, а Иссахар -в шатрах своих.
Звулун – деятель.Он – воплощение силы рук. Собирая в материальном мире плоды духовной работы Иссахара, он приносит их брату.
Иссахар лежит между двумя оградами – между верхним и нижним пределами мира: небом и землей – и умеет, глядя на небеса, определить, что происходит на земле, а Звулун, являясь отображением брата в материальном мире, живет между двумя морями – большим и малым между (Средиземным морем и морем Кинерет): "Звулун на берегу морей жить будет…" (Берейшит 49:13).
НАФТАЛИ
Благословение Нафтали – быть стремительно быстрым.
Нафтали – лань освобожденная, говорит он речи красивые.
Отец сравнивает его с вырвавшейся на свободу ланью. Эта особая сила подобна силе ног. Но речь идет не о быстроте передвижения, а о редком свойстве – привнести вечное в мир суеты и постоянных перемен. Вечное не имеет временных рамок и поэтому входит в материальный мир с потрясающей быстротой – даже глаз не может уловить момент его появления. Так человек не в состоянии увидеть молнию – он "видит" реакцию собственного глаза на вспышку, которая давно погасла. Духовный мир врывается в материальный подобно молнии – он не виден, потому что события в нем происходят за сверхмалое время. Но постепенно структуры физического уровня начинают реагировать на уже погасшую вспышку… Их изменение, происходящее с большим опозданием, напоминает замедленную реакцию глаза. В рассказе об освобождении сыновей Израиля из рабства подчеркивается быстрота всего происходящего в ночь Исхода, когда по Египту прошел Всевышний и родился вечный народ. Мудрецы спорят о том, почувствовал ли Моше это мгновение или оно осталось неуловимым даже него и можно было ощутить только последствия вторжения духовности высочайшего уровня (Брахот 3б ).
Всевышний повелел сынам Израиля все делать с поспешностью, чтобы исход народа стал подобен проявлению Присутствия Творца: "И так ешьте его (пасхального ягненка): чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших, и посох ваш в руке вашей, и ешьте его с поспешностью – это песах Всевышнего" (Шмот 12:11). Ешьте с поспешностью не потому, что вам нужно бежать из этой страны, а потому, что это песах ("перешагивание") Всевышнего – Бог сделал шаг вне времени. В ту полночь произошло событие, которое не укладывается во временные рамки. Но оно повлияло и продолжает влиять, как на ход истории, так и на каждое мгновение нашей жизни, делая Присутствие Всевышнего более близким. И потому еврей обязан упоминать о выходе из Египта каждый день – утром и вечером. Почему Нафтали говорит красивые речи? Тот, кто был свидетелем проявления Всевышнего в Египте, произошедшего вне времени, всегда хочет рассказать о нем. У него не хватает слов – но он не может остановить поток речи. Поэтому заповедь рассказа об исходе из Египта в пасхальную ночь не имеет границ – кто больше расскажет, тот достоин большей похвалы.
АШЕР
Ашер подобен шее, связывающей голову и тело.
От Ашера – тучный хлеб, и он даст яства царские.
Имя Ашер образовано от слова ашрей ("счастлив"). На него было возложено материальное обеспечение Храма. Оливковое масло для светильников меноры, для жертвоприношений и помазания первосвященника получали из маслин, произраставших в уделе Ашера. Улитка хилазон, из которой приготовляли голубую краску для нитей цицит и одежд первосвященника, выходила на берег также в пределах его удела.
Храм, соединяющий духовный и материальные миры, часто сравнивают с шеей, соединяющей голову и тело. Сделать материю выразителем духовного мира, заставить конечное пропустить свет бесконечности – задача Ашера. Человек, способный привнести духовность в материю испытывает ощущение счастья, так как, с одной стороны, он не отказывается от материального, а с другой стороны, над ним не довлеет ограниченность.
ДАН
Имя Дан образовано от слова дин ("суд"). Тот, кто справляется со своим дурным желанием, может судить других.
И будет Дан как змей на дороге…
Дан ассоциируется со способностью рождать детей. Свою внутреннюю сущность человек должен передать родившемуся ребенку, чтобы его способности и особое восприятие мира не пропали. Авра’ам просит у Всевышнего сына, зная, что из всех его многочисленных учеников не останется никого. Слова, нашедшие отклик в их сердце, забудутся после его смерти, и лишь похожая на него душа сможет продолжить великое дело.
Символ Дана – змей на голубом фоне. Его задача – исправить дурное желание человека, олицетворением которого является змей. И тогда раскроется духовный уровень родившегося ребенка и он продолжит дело отца.
ЙОСЕФ
Йосеф – соответствует знаку обрезания на теле. Его символ – радуга, знак союза. Духовная работа Йосефа заключается в том, чтобы связать внутренний мир человека с тем, что находится вне его, сделать природу одухотворенной, вернувшись к состоянию Адама, когда вся вселенная была его частью. Для этого необходимо повсюду, даже в самом темном месте, увидеть свет Всевышнего, несущий благо. И тогда соединятся все разрозненные части.
БИНЬЯМИН
Биньямин, самый младший сын, родился после победы Яакова над ангелом скрытия. У него два имени: Бен Они ("сын бедности, бессилия") – так назвала его Рахель, и Бен Ямин ("сын силы") – так назвал его Яаков. Бедным называется праведник, достигший четкого ощущения, что у него нет собственных сил, а все возможности, подарены ему Всевышним. Чем полнее человек осознает, что Всевышний сотворил его и каждое мгновение поддерживает в нем жизнь, тем больше сил он может получить от Пресвятого, благословен Он.
Биньямин волк, разрывающий на части добычу утром и делящий вечером захваченное им.
Жертвенник Храма находился в уделе Биньямина. Принесение жертвы является признанием того, что все материальные силы находятся во власти Творца. Именно с этим связано благословение, данное Яаковом младшему сыну: "волк, разрывающий добычу" – уничтожающий силу скрытия материи.
ГАД
Гад собирает вместе свойства всех братьев, объединяя их благословения.
Гад – отряды будут теснить его, но он отбросит их.
Единство помогает преодолеть все препятствия и победить многочисленных врагов.
1 Рождение у Яакова двенадцати сыновей, которые пред ставляют собой частности единого целого, соответствует общей схеме процесса раскрытия духовности. Общее всегда проявляет себя через частные аспекты, потому что не может сразу войти в материальный мир, являющийся миром разделения, дробящим единый поток света, подобно мелкой водяной пыли, превраща ющей белый луч в семь цветов радуги.