Рав Исер-Залман Мельцер рассказывал, как он учился бороться с ленью у своего учителя – знаменитого рава Йосеф-Йозеля Горовица, известного еврейскому миру как «Старец из Новардока», одного из лидеров движения Мусар – этического направления в иудаизме.
Когда в Новардок приезжал какой-нибудь известный человек, перед равом Горовицем нередко вставал вопрос: поспешить нанести визит гостю первым или не тревожить его и дождаться, пока тот сам придет выразить свое почтение? Чтобы исключить лень как фактор при принятии решения, Старец одевался и доходил до того постоялого двора, где остановился гость. Тогда, остановившись перед дверью, он еще раз взвешивал, кто к кому должен прийти первым согласно неписанному раввинскому этикету. Так он был уверен, что не поступает высокомерно из-за своей лени.
«Я постоянно пользуюсь в жизни этим патентом учителя», – говорил рав Мельцер. «Если кто-то приносит ко мне свою книгу по Торе и просит написать рекомендательное письмо, я немедленно беру книгу, читаю ее и пишу рекомендацию. Затем, когда рекомендация написана, я задаю себе вопрос – отдавать ли ее автору книги? Так я могу быть уверен, что мое решение не зависит от лени и я не обижу человека незаслуженно».
Дома праведных людей зачастую отражают их отношение к жизни. Однажды богатая еврейка из Америки, известная своей любовью к дорогим вещам, приехала в Радин, чтобы встретиться со знаменитым Хафец-Хаимом – раби Исраэль-Меиром а-Коэном, основателем и главой Радинской йешивы.
Когда она зашла в дом Хафец-Хаима, ее потрясла простота интерьера. Кроме старого деревянного стола, нескольких истрепанных стульев и множества видавших виды стеллажей с книгами, в комнате не было абсолютно ничего.
Не в силах сдержать изумление, они воскликнула: «А где же Ваша мебель?!» Хафец-Хаим ответил вопросом на вопрос: «А где Ваша?» «Ну, моя мебель дома, естественно» – отвечала дама. «Я в Радине только проездом. Не буду же я возить свою мебель с собой!» «То же самое и с моей мебелью», – продолжал Хафец-Хаим. «Я в этом мире только проездом. Мне здесь моя мебель не нужна. Я держу свое имущество в постоянном доме – том, который я строю в Будущем Мире…»