9

Кока-кола и Пастернак

July 27, 2002 Автор: Элиезер Макс Лесовой - No Comments

   Одним из любимых еврейских занятий (особенно в СССР) всегда было выяснение того, кто же еще из знаменитых людей был евреем.
  Некоторые даже составляли специальные «списки евреев», где Троцкий соседствовал с Софи Лорен, а Осип Мандельштам – с Карлом Марксом. Читая эти списки, мы испытывали невольную гордость: знай наших, вон какой вклад внесли в копилку мировой культуры! С мировой культурой все понятно – в каждой стране, где жили евреи, набирается солидный список таких «вкладчиков», а уж в Союзе и подавно: Пастернак и Дунаевский, Ильф и Бабель, Райкин и Жванецкий – список композиторов, актеров, писателей, сатириков можно продолжать почти до бесконечности.
   Сложнее обстоит дело с еврейской культурой. Кого можно считать ее представителем? И существует ли такая культура вообще? Существуют ли определения еврейской живописи, музыки, литературы? Учебники по искусству говорят, что евреи, не создавая собственной культуры, обогащали культуру тех народов, в среде которых жили.
  С этим тоже нельзя согласиться. Очевидно, что еврей Модильяни еврейским художником не был. Но так же очевидно, что Шагал, представитель того же периода и круга, еврейским художником был. Что же служит определяющим фактором – тематика полотен? Но все тот же Марк Шагал писал картины и на христианские сюжеты, и эту составляющую его творчества никак не назовешь частью еврейской культуры!
  Парадокс: витебские скрипачи Шагала, летающие над местечком, являются частью еврейской культуры, а его же эскизы для церквей – нет!
  Один мой знакомый говорит: «Если евреи производят кока-колу, это еще не значит, что кока-кола – еврейский напиток».
  Карл Маркс не был еврейским философом, хотя и происходил из семьи раввина; многие евреи участвовали в революции 1917 года, но она не стала от этого еврейской революцией (хотя многие антисемиты считают иначе). И книга, которую пишет еврей, вовсе не обязательно еврейская.
   Для литературы определяющим считается фактор языка, но в нашем случае это тоже не подходит. Как ни крути, а Доктороу – американский писатель, Пруст – французский, Кафка – немецкий.
  Возьмем «русских» евреев, например, Пастернака и Бабеля. Неужели можно назвать еврейским поэтом выкреста Пастернака, который писал в дневнике: «Еврейство – несмываемое пятно, которое мне придется нести до конца дней…»?!
  Во всем, что написал Б.Пастернак, вы не найдете ни одного еврейского слова или взгляда…
   А теперь откроем «Конармию» Бабеля и почитаем о погромах в Новограде, о еврейских старухах, стерегущих последних драгоценных гусей, о красноармейце Рафаэле Брацлавском – мятежном сыне, последнем из древней династии цадиков…
  За нарочито грубым, бесчувственным стилем «буденновца» проглядывает то, чего не смог, да и не хотел прятать Исаак Бабель: любовь и боль за свой народ, за его трагическую судьбу. И я обязательно дам своим детям почитать «Конармию» как часть еврейской литературы. Возможно, определяющим фактором является именно позиция автора, то, как он относится к своему еврейству, считает ли общую судьбу еврейского народа своей судьбой. Иногда это отношение проявляется в одном-единственном произведении.
  Например, Стивен Спилберг снял десятки фильмов – но только «Список Шиндлера» стал вкладом в еврейскую культуру. Если применять такие критерии, возникнет вопрос: являются ли частью еврейской культуры многие книги Шолом-Алейхема? Те, где евреи изображены как темный и вырождающийся народ, для которого едва ли ни единственный выход – ассимиляция?
   Ну что ж, мы не нашли определения того, что такое еврейская культура, но кое-что поняли. Еврейская культура – это не «то, что создано евреями», а то, что создано с любовью к евреям, служит общим целям и задачам еврейского народа, в контексте его традиции и исторической судьбы.
  Вряд ли частью еврейской культуры являются поэзия Мандельштама, песни Боба Дилана, марш Мендельсона, монологи Хазанова или шахматные партии, которые сыграли между собой Таль и Ботвинник.
  Так что прежде чем хвастаться еврейским происхождением Пастернака и Иосифа Бродского, подумайте: может быть, стоит гордиться кем-нибудь другим?

[url=”http://www.intercept-trainingen.nl/?p=1464″]discount allegra online[/url]