И жил Яаков в земле египетской семнадцать лет (Берешит, 47:28)
Ваехи – "и жил". Если сложить числовые значения букв, входящих в это слово, то сумма окажется равной 34 (вае – 6, йод –10, хет – 8, йод – 10). Тридцать четыре года своей жизни Яаков провел рядом со своим любимым сыном – и только об этих годах можно сказать, что он жил: семнадцать лет – до того, как братья продали Йосефа в рабство, и семнадцать лет, в конце жизни, – в Египте. Семнадцать и семнадцать – тридцать четыре. Жизнь!
В системе понятий Торы жизнь – это не только вдох и выдох, движение и восприятие окружающего мира с помощью органов чувств. Человек может двигаться, совершая необходимые для поддержания существования действия, но Тора скажет, что он мертв*, потому что жизнь в ее понимании – это восприятие повсеместного Присутствия Всевышнего, тонкая неописуемая никакими словами ниточка, протянутая от Творца к творению. Злодей обладает зрением, но он не видит луча прямой связи с Источником – для него все бездушно и лишено дыхания жизни; он обладает слухом, но в гомоне материи, природных сил и явлений не может услышать слово Творца, на котором держится весь мир. Значит, в определенном смысле его органы чувств не работают, а отсутствие восприятия и реакции на окружающую действительность – признак отсутствия жизни. Если человек не воспринимает определенный уровень реальности -он мертв на этом уровне. "Злодеи при жизни называются мертвыми" (Мидраш Те’илим ).
Для пророка понятие "жизнь" обладает еще более высоким, чем для других людей, смыслом. Для него это прямой диалог: Всевышний говорит, а человек отвечает или исполняет Его повеления. Если эта связь ослабевает или прекращается, пророк ощущает, что он живет не в полной мере.
Пророчество дается только тому, кто готов его воспринять. Человек входит в духовные сферы и, погружаясь в тайны Торы, размышляя над ними, отдаляется от материального мира и тех образов, которые тот навязывает. Но необходимое условие для получения пророчества заключается в том, что человеком дол жен овладеть мощный и непрерывный поток радости. И, нако нец, в этот поток всепобеждающей радости прорываются обра зы чистого пророчества или звучание Голоса.
Точно так же и заповедь изучения Торы исполняется толь ко в тот момент, когда человека охватывает чувство радости от красоты Учения. Все остальное время, проведенное над книгой, можно считать лишь подготовкой к исполнению заповеди изу чения, но не осуществлением заповеди. Есть немало людей, ко торые измучили себя, согнувшись над толстенными книгами только потому, что "так надо", а не потому, что они нашли что-то близкое своей душе. И за всю свою согбенную жизнь они так ни разу и не исполнили заповеди изучения Торы, поскольку ни когда не ощутили радости от красоты мысли.
Всевышний не создал ничего дурного. Он Сам – благо и другим дает только благо. Царь Давид обращается к праведни кам: "Почувствуйте и увидьте, что Всевышний – благо" (Те’илим 34). Поэтому пророк, который хочет приблизиться ко Всевыш нему настолько, чтобы отчетливо воспринимать Его Присутст вие и Его волю, должен подняться на такой уровень восприятия мира, когда все дурное растворяется и перестает существовать.
Но откуда же берутся в мире боль, страдания и смерть?
Они возникают там, где человек оказывается неспособным воспринять благо – в глубине его души гнездится стремление за крыться и спрятаться от Творца. Но Высшее желание непреодо лимо. Оно похоже на мощный поток света, который, не имея возможности озарить душу, не отступает и, окружив ее, посто янно требует, чтобы ему дали проникнуть вглубь. Он давит на оболочку, которую создал человек, не пожелав приблизиться к Творцу. (Даже физика признает, что лучи света обладают силой давления.) Когда человек раскроется для восприятия блага – все
тяжелое, давящее и пугающее пропадет само собой. Поэтому тот, кто в печали, далек от Всевышнего. Он не может правиль но воспринимать пророческие образы и Его голос.
Яаков все те годы, что был в разлуке с сыном, находился в подавленном состоянии – и пророчество оставило его. Оно вер нулось, когда наш праотец, узнав, что Йосеф жив, испытал чув ство радости. Значит, самое сильное пророчество, дающее ощу щение полноты жизни, было с Яаковом только тогда, когда ря дом с ним находился Йосеф. Состояние Яакова, узнавшего, что Йосеф жив и сохранил верность Торе даже в Египте и что ему удастся встретиться с любимым сыном, Тора характеризует сле дующими словами ватэхи руах Яаков – "И ожил дух Яакова" (Берешит, 45:27). К нему вернулось пророчество необычайной си лы, и Тора говорит об этом как о возвращении дыхания жизни.
Но что представляет собой та особая связь Яакова с Йосе фом, от которой зависит сила пророчества, более того – ощуще ние жизни?
Намек содержится в самом числе лет. Семнадцать. Это сумма числовых значений букв, входящих в слово тув ("бла го"): тет – 9, вав – 6, бет – 2. Основное свойство Йосефа – притя гивать к себе хорошее, доброе, светлое, отталкивая темноту. Его можно сравнить с человеком, который собирает и обмола чивает урожай, а потом выбирает зерна из шелухи. Колосья, которые начали прорастать в Египте, когда на его землю сту пил праведник, – это души людей, которых Йосеф, став правите лем, собрал в отдельных городах, сделал им обрезание и пове лел соблюдать законы Торы. Впоследствии их потомки вышли из Египта вместе с еврейским народом. Это те проблески света, которые в темноте, из глубин материи, потянулись навстречу праведнику. Везде с ним – благословение, даже в самом темном месте – в египетской тюрьме. Подобно свету, проходя через за грязненную среду, прокладывая себе дорогу в облаках и расще пляясь на несколько радужных лучей, он остается чистым и не изменным. Он может потерять свою силу: попасть из дома отца в рабство, из дома египетского вельможи – в темницу – но сущ ность его всегда одна и та же. Всегда и везде: находясь в неволе и управляя могущественным государством, он остается Йосефом, сыном Яакова.
Йосефу дано было видеть сущность вещей – неразрывную связь сотворенного с Творцом, особую для каждого из всех существующих светлую точку. Она открывалась ему не только в душах людей, но и в каждом мгновении времени. Он искренне успокаивает раскаявшихся братьев: "…не печальтесь, и да не покажется вам досадным, что вы продали меня сюда, ибо для сохранения жизни послал меня Всесильный перед вами. …И вот, не вы забросили меня сюда, а Всесильный. Он поставил меня отцом фараону" (Берейшит 45:5,8). В этой фразе – вся сила Йосефа. Он не отрицает страдания, выпавшие на его долю, видя в них путь к новому более высокому духовному уровню. В самом признании того, что все исходит от Всевышнего, – победа над фараоном, обретение власти над миром темноты, над Египтом. Для тех, кто умеет читать, Тора раскрывает пути духовной борьбы человека. Задача Йосефа – сделать очевидным для всего мира, что все (даже то, что воспринимается как дурное), исходя от Всевышнего, несет в себе, как колос – зерно, зародыш будущего раскрытия Присутствия Творца.
Сон фараона обращен к Йосефу, и в нем неоднократно подчеркнуто, что тучные и красивые коровы и коровы, тощие и дурные видом, выходят из одной и той же реки, стебли, иссушенные ветром, вырастают на том же месте, что и полные и свежие колосья. Фараон не может это осознать. Идолопоклонник в своем восприятии делит все существующее на абсолютно хорошее и абсолютно плохое и приходит к выводу, что основой всего являются два источника. Поэтому фараон стремится увидеть в этих образах два параллельных сна, как результат влияния добрых и злых сил. А Йосеф заявляет: "Сон фараона – один он" (Берешит, 41:25). Таким образом, активная борьба против зла, которую вел Яаков, дополняется сдержанностью и верой старшего сына Рахели, превращающими темноту в свет. Только после того, как Йосеф обретает это удивительное умение видеть суть вещей, людей, времени и событий, Всевышний отдает ему в управление весь мир. Человек становится царем. Но не для того, чтобы исправить созданный Творцом мир, а для того, чтобы раскрыть спрятанное Им благо. Благословения Яакова соответствуют этим качествам Йосефа: над ним никогда не будет властвовать "дурной глаз" – как он верит только в доброе и хорошее, так никто не сможет увидеть в нем ничего дурного. Слова отца усилили свойство, присущее ему с ранних лет. В день встречи Яакова с Эсавом, когда злодей захотел увидеть всю семью праведника, Йосеф встал перед своей матерью, чтобы защитить ее от дурного глаза – основной силы Эсава (пришедшего с 400 воинами; 400 – сумма числовых значений букв, входящих в словосочетание айн ра – "дурной глаз").
Именно это умение Йосефа помогает раскрыться основному свойству Яакова, которое называется эмет ("истина"). В Торе не сказано, что Яаков умер, и комментарий (Таанит 5б, Раши ) объясняет, что наш праотец, исправив1 грех Адама, лишивший человека бессмертия, победил тем самым смерть – и навечно сохранил жизнь. Основным желанием Адама, жившего в мире, пронизанном первозданным светом, было желание почувствовать свою независимость. Он хотел быть один, и поэтому ему было нужно отказаться от восприятия Источника жизни, забыть о Нем. Отказ от самого главного эквивалентен смерти. Исправление состоит в том, чтобы вернуть истину, т.е. ощутить повсеместное Присутствие Творца. Малейший ущерб в ощущении истины превращает эмет в мет ("мертвый").
Душа, как нить связи с Творцом, выражается в мыслительных способностях человека, в умении чувствовать и двигаться. Когда мысли человека постоянно связаны со Всевышним, чувства направлены на раскрытие Его Присутствия во внешнем мире, а каждое действие вырывается за рамки возможного, потому что человек совершает его вместе с Ним – связь становится полной и не остается места для разрыва, несущего смерть.
Но раскрыть все эти каналы связи в полной мере мог только Йосеф. Яаков не мог примириться с самим фактом существования обмана и лжи, олицетворением которых для него являлся Эсав. Будучи не в силах увидеть в брате что-то хорошее, он стремился только оттолкнуть его. Понимая, что это его недопророк ощущает, что он живет не в полной мере.
Пророчество дается только тому, кто готов его воспринять. Человек входит в духовные сферы и, погружаясь в тайны Торы, размышляя над ними, отдаляется от материального мира и тех образов, которые тот навязывает. Но необходимое условие для получения пророчества заключается в том, что человеком должен овладеть мощный и непрерывный поток радости. И, наконец, в этот поток всепобеждающей радости прорываются образы чистого пророчества или звучание Голоса.
Точно так же и заповедь изучения Торы исполняется только в тот момент, когда человека охватывает чувство радости от красоты Учения. Все остальное время, проведенное над книгой, можно считать лишь подготовкой к исполнению заповеди изучения, но не осуществлением заповеди. Есть немало людей, которые измучили себя, согнувшись над толстенными книгами только потому, что "так надо", а не потому, что они нашли что-то близкое своей душе. И за всю свою согбенную жизнь они так ни разу и не исполнили заповеди изучения Торы, поскольку никогда не ощутили радости от красоты мысли.
Всевышний не создал ничего дурного. Он Сам – благо и другим дает только благо. Царь Давид обращается к праведникам: "Почувствуйте и увидьте, что Всевышний – благо" (Те’илим 34). Поэтому пророк, который хочет приблизиться ко Всевышнему настолько, чтобы отчетливо воспринимать Его Присутствие и Его волю, должен подняться на такой уровень восприятия мира, когда все дурное растворяется и перестает существовать.
Но откуда же берутся в мире боль, страдания и смерть?
Они возникают там, где человек оказывается неспособным воспринять благо – в глубине его души гнездится стремление закрыться и спрятаться от Творца. Но Высшее желание непреодолимо. Оно похоже на мощный поток света, который, не имея возможности озарить душу, не отступает и, окружив ее, постоянно требует, чтобы ему дали проникнуть вглубь. Он давит на оболочку, которую создал человек, не пожелав приблизиться к Творцу. (Даже физика признает, что лучи света обладают силой давления.) Когда человек раскроется для восприятия блага – все тяжелое, давящее и пугающее пропадет само собой. Поэтому тот, кто в печали, далек от Всевышнего. Он не может правильно воспринимать пророческие образы и Его голос.
Яаков все те годы, что был в разлуке с сыном, находился в подавленном состоянии – и пророчество оставило его. Оно вернулось, когда наш праотец, узнав, что Йосеф жив, испытал чувство радости. Значит, самое сильное пророчество, дающее ощущение полноты жизни, было с Яаковом только тогда, когда рядом с ним находился Йосеф. Состояние Яакова, узнавшего, что Йосеф жив и сохранил верность Торе даже в Египте и что ему удастся встретиться с любимым сыном, Тора характеризует следующими словами ватэхи руах Яаков – "И ожил дух Яакова" (Берейшит 45:27). К нему вернулось пророчество необычайной силы, и Тора говорит об этом как о возвращении дыхания жизни.
Но что представляет собой та особая связь Яакова с Йосефом, от которой зависит сила пророчества, более того – ощущение жизни?
Намек содержится в самом числе лет. Семнадцать. Это сумма числовых значений букв, входящих в слово тув ("благо"): тет – 9, вав – 6, бет – 2. Основное свойство Йосефа – притягивать к себе хорошее, доброе, светлое, отталкивая темноту. Его можно сравнить с человеком, который собирает и обмолачивает урожай, а потом выбирает зерна из шелухи. Колосья, которые начали прорастать в Египте, когда на его землю ступил праведник, – это души людей, которых Йосеф, став правителем, собрал в отдельных городах, сделал им обрезание и повелел соблюдать законы Торы. Впоследствии их потомки вышли из Египта вместе с еврейским народом. Это те проблески света, которые в темноте, из глубин материи, потянулись навстречу праведнику. Везде с ним – благословение, даже в самом темном месте – в египетской тюрьме. Подобно свету, проходя через загрязненную среду, прокладывая себе дорогу в облаках и расщепляясь на несколько радужных лучей, он остается чистым и неизменным. Он может потерять свою силу: попасть из дома отца в рабство, из дома египетского вельможи – в темницу – но сущность его всегда одна и та же. Всегда и везде: находясь в неволе
статок, Яаков рад рождению Йосефа – он готов оставить Харан, добраться до земли Кнаан и встретиться с Эсавом. Теперь есть тот, кто закроет прекрасную Рахель от дурного глаза. Йосеф способен сделать это, потому что сам не видит в других ничего дурного. 2
В Египте, в самом темном месте, побежден ангел смерти -ангел Эсава, человека, действующего самостоятельно, в полном отрыве от Творца. В Египте в заслугу Йосефа Яаков получает самое сильное пророчество, которое для него подобно жизни. Ему раскрывается конец времен – то, что было скрыто от него, когда во сне он отказался подниматься по лестнице и пропустил вперед ангела Эсава, устремившегося к Небесам. Яаков не умирает, сохраняя в нетленном теле жизненные силы, вечно оказывая влияние на своих детей и потомков.
1 Это было сделано в общем. Исправление этого греха во множестве его частностей заняло всю последующую историю человечества.