“И будут притеснять вас из-за земли, на которой вы живете”

“И будут притеснять вас из-за земли, на которой вы живете”

January 28, 2005 Автор: рав Дов Бигон - No Comments

Народы мира и те из наших собратьев, которые отдалились от Торы, предъявляют нам претензии: "Вы захватили земли арабов и поэтому обязаны передать части Святой Земли чужому народу, чтобы он мог создать на отведенном ему пространстве свое государство".

Все эти претензии в наш адрес предвидели наши мудрецы две тысячи лет назад. О них говорится в Мидраш Раба, и Раши, цитируя его, начинает свой комментарий к Торе с ответа, который мы должны дать, услышав подобные упреки: "Силу деяний Своих поведал народу Своему, чтобы дать ему удел народов" (Теилим, 111:6). Если скажут народы мира Израилю: "Грабители вы, ибо захватили земли семи народов", то вы ответите им: "Вся земля принадлежит Б-гу. Он сотворил ее и дал тому, кому счел нужным. По Своему желанию дал им и по Своему желанию забрал ее у них и дал нам".

Возникает вопрос: "Все те, кто обвиняют нас в грабеже и захвате чужого, разве они не знакомы с учением Раши? Как еще можно убедить их в том, что Земля Израиля принадлежит исключительно народу Израиля и запрещено строжайшим образам передавать ее части во владение чужому народу"? Ответ на это вопрос прост: "Прежде всего мы должны убедиться, не оставляя места никаким сомнениям, в том, что Земля Израиля принадлежит народу Израиля именно потому, что таково желание Всевышнего и таково Его повеление. И об этом было сказано еще нашему праотцу Аврааму: "Ибо всю Землю, которую ты видишь, – тебе Я отдам ее и потомству твоему на веки веков" (Берешит, 13:15). С этого дня заключил Всевышний союз с нашим праотцем, сказав: "Потомству твоему отдал Я землю эту" (Берешит, 15). Раши комментирует: "Обещание, произнесенное Всевышним на будущее, следует считать уже исполнившимся, так как ничто не сможет помешать ему претвориться в жизнь".

Недостаточно того, чтобы мы поняли, что Земля Израиля принадлежит исключительно народу Израиля, нам необходимо осознать, что заповедь Торы обязывает нас завоевать ее и заселить: "И завладеете землею, и поселитесь на ней, ибо вам Я отдал эту землю, чтобы вы владели ею" (Бемидбар, 33:53). Великий Рамбан выводит из этих строк закон, и не было в нашей истории авторитетов, которые бы оспаривали его постановление: "Нам заповедано овладеть этой землею и не оставлять ее в руках какого-либо другого народа. И мы не имеем права оставлять ее в чужих руках ни в одном поколении" (Замечания к Книге заповедей Рамбама).

Если народ Израиля сможет ясно увидеть силу деяний Всевышнего, народы мира смогут осознать, что наше пребывание на Земле Израиля и владение ею дает и им благо. Тогда они действительно примирятся с нами и будут просить прощение за все, что причинили нам. Значительная часть наших политиков и немалая часть общества проявляют ужасающую слабость: они продолжают верить в то, что можно достичь мира, создав на территории Святой Земли палестинское государство. Одни только разговоры о создании арабского государства на нашей земле ослабляют нас, провоцируют давление на Израиль со стороны международного сообщества и приближают будущую войну.

Достаточно обратить внимание на следующие строки Торы, чтобы это стало очевидно: "А если не прогоните жителей той земли от лица вашего, то будут те, кого вы оставите, колючками в ваших глазах и шипами на дороге вашей, и будут они теснить вас из-за земли, на которой вы проживаете" (Бемидбар, 33:25). Комментируя это предложение Торы, Ор а-Хаим пишет: "Они будут удерживать в своих руках не только ту землю, которую вы не удостоились завоевать, но и ту, которую вы завоюете и будете проживать на ней. Они будут требовать ее у вас, и притеснять вас, и говорить вам: "Вставайте и убирайтесь". Еврейский народ должен пробудиться и прийти в себя. Он должен набраться сил и понять, что Земля Израиля принадлежит ему и только ему. И это само по себе приведет нас к полному освобождению, обещанному Всевышним. "Ибо Всевышний даст силу Своему народу, Б-г благословит Свой народ миром".