В еврейской традиции придается величайшее значение точному определению границ Земли Израиля, и вот почему:
1. От этого зависит степень святости той или иной территории в пределах Земли Израиля.
2. Это определяет ѓалахические законы, связанные с Землей Израиля.
Святость Земли Израиля и ее особые Божественные качества зависят от границ, установленных словом Всевышнего, отделившего святое от будничного. Эти границы не имеют отношения к политике, экономике и любой другой области человеческой деятельности. Они не продиктованы какими-либо соглашениями, логическими причинами или иными человеческими соображениями. Ведь если дух святости осеняет Землю Израиля, он существует лишь в географических пределах, установленных Всевышним.
Таким образом, речь идет о географических и природных границах, отделяющих Землю Израиля от иных земель. Ведь существуют естественные признаки, созданные Всевышним, которые указывают, где заканчивается одна страна и начинается другая. Такой порядок установлен с самого Сотворения мира, когда Всевышний создал все страны с Землей Израиля в центре.
Первый намек на естественные границы Земли Израиля мы находим в Торе, в описании Ган Эдена: «И выходит река из Эдена для орошения сада, и оттуда разделяется и образует четыре главных реки» (Берешит, 2:10). Тора упоминает четыре реки: Прат, Хидекель, Гихон и Пишон. Две из них знакомы нам и сегодня: Прат и Хидекель. Они упоминаются в еврейских источниках как обозначающие северные границы Земли Израиля. Две другие – Гихон и Пишон – неизвестны нам сегодня, но поскольку Тора отмечает, что они протекают недалеко от «земли Куш», мы можем заключить, что под одной из этих рек подразумевается Нил, упоминаемый в источниках как южная граница Земли Израиля.
Мы видим, что Земля Израиля напрямую связана с Ган Эденом. На заре истории человек утратил Ган Эден, но возвратится туда после общемирового Избавления.
Что касается ѓалахических законов, связанных с границами Земли Израиля, то здесь следует различать два аспекта: общий и частный. Во-первых, заповедь заселения Земли Израиля, относящаяся ко всему еврейскому народу в целом, может быть исполнена только в освященных границах нашей земли. Нет заповеди захвата, правления и заселения вне географических границ Земли Израиля. Во-вторых, существует множество ѓалахических законов, которые связаны со святостью Земли Израиля и касаются каждого отдельного еврея. Это заповеди «шмита» (седьмой год), «ювель» (пятидесятый год), «орла» (запрет использования плодов в первые три года жизни дерева), «килаим» (запрет смешения посевов), «лекет» (заповедь оставлять в поле упавшие колосья в пользу бедных), «шехиха» (заповедь оставлять в поле забытые снопы в пользу бедных) и «пеа» (заповедь оставлять несжатым край поля в пользу бедных), «трумот» (заповедь отделения приношений) и «маасрот» (заповедь отделения десятины), «бикурим» (заповедь приносить в Храм первые плоды урожая) и другие.
Когда мы попытаемся определить границы Земли Израиля согласно Письменной Торе и ее прямому продолжению – Устной Торе, мы столкнемся с ситуацией, которая на первый взгляд покажется нам великой путаницей, ибо увидим, что в разных источниках описаны разные границы. Однако, вникнув в эту тему глубже, мы убедимся, что каждая система границ, описанная в источниках, имеет свой особый духовный и ѓалахический смысл.
Существует четыре основных категории границ Земли Израиля:
1. Согласно клятве, данной Всевышним нашим праотцам;
2. Согласно наследованию Земли Израиля после Исхода из Египта, во времена Йеѓошуа бин Нуна;
3. Границы возращения в Сион в дни Эзры и Нехемьи;
4. Будущие границы в дни Машиаха согласно Божественному обещанию, как оно понимается в Книгах пророков и Писаниях.
Клятва, данная Всевышним праотцам
Клятва о владении Землей Израиля была дана Всевышним Аврааму незадолго до того, как патриарх вошел в эту землю. Всевышний заключил с Авраамом беспрецедентный союз, который наши мудрецы назвали «Союз меж рассеченных частей животных». При заключении этого союза Всевышний дал Аврааму Божественную клятву, которая вечна, и которую невозможно отменить: Он пообещал отдать Аврааму и его потомкам Землю Израиля. Тогда же были определены и границы Святой Земли: «В этот день заключил Господь с Аврамом союз, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки великой, реки Прат; Кинийца, и Книзийца, и Кадмонийца, и Хетийца, и Призийца, и Рефаим, и Эморейца, и Кнаанейца, и Гиргашийца, и Йевусея» (Берешит, 15:18-21).
В этих стихах мы находим определение, впоследствии проходящее через всю Тору. Во-первых, есть две границы, «обрамляющие» Землю Израиля, и обе они – водные: река Египетская на юге и река Прат на севере. Во-вторых, пределы Земли Израиля определяются народами, живущими в ней. Аврааму была обещана земля, заселенная десятью перечисленными в стихе народами.
Толкователи Торы, комментируя эти стихи, установили границы Земли Израиля. Йонатан бен Узиэль в толковании «Таргум Йонатан» постановил, что река Египетская – это Нил. С ним соглашаются многие другие толкователи. Эвен-Эзра же пишет, что это не Нил, а Шихор – один из восточных рукавов Нила.
Что касается отождествления народов «Кинийца, Книзийца и Кадмонийца», то об этом написано несколько толкований. Так, Раши пишет, что имеются в виду Эдом, Моав и Амон – народы, населяющие восточное Заиорданье. Другие толкователи, например, Ор ѓа-хаим, видят в этих народах символ всех народов мира.
Тора не объясняет, в чем именно заключается святость земли, лежащей меж упомянутых границ, кроме особых заповедей (см. выше), которые не были актуальны во времена праотцев. Более того, даже святость заповеди заселения Земли Израиля не распространяется на эти территории. В доказательство этому можно привести просьбу Авраама к своему рабу Элиэзеру не брать Ицхака в землю Харан, расположенную между Пратом и Нилом, в пределах земли, обещанной Всевышним (как известно, Ицхак ни разу в жизни не покидал пределов Земли Израиля – пер.). И все же Авраам считал, что она находится вне пределов Земли Израиля. Еще одно доказательство: когда в Земле Израиля был голод, и Ицхак хотел спуститься в Египет, чтобы добыть пропитание для своей семьи, Всевышний повелел ему не покидать Землю Израиля. Он позволил Ицхаку добраться не далее чем до земли филистимлян, до места под названием Грар. Мы можем заключить, что святость Земли Израиля распространялась лишь до этого места.
Наши праотцы старались не покидать Землю Израиля и стремились быть похороненными в ней. Значит, святость этой земли как для живых, так и для мертвых, существовала еще во времена праотцев. Вот что пишут об этом толкователи. Эвен-Эзра говорит в связи с захоронением праматери Сары в пещере Махпела: «Эта глава упоминает о превосходстве Земли Израиля над всеми прочими землями для живых и мертвых», а в связи с покупкой Яаковом поля в Шхеме: «Эти слова Торы сообщают нам, что у Земли Израиля есть великое достоинство. У кого есть доля в ней, у того есть и доля в мире грядущем».
Рамбан в связи со смертью праматери Рахели, умершей в Земле Израиля, объясняет: праотец Яаков в нарушение закона Торы взял в жены двух сестер, и пока он пребывал вне пределов Земли Израиля, он не был наказан за это. Из слов Рамбана становится ясно, что границей Земли Израиля в этом случае считается река Иордан. Раши, описывая важность Земли Израиля во времена праотцев, пишет в связи с тем, что Яаков повстречался с ангелами: в Земле Израиля были особые ангелы, отличные от ангелов иных земель.
Границы, установленные при заключении Союза меж рассеченных частей, свидетельствуют о потенциальной святости, сокрытой в них. Однако эта святость проявится лишь в далеком будущем – ведь ее проявление зависит от завершения процесса формирования народа Израиля во всей его глубине и силе.
Наследование Земли Израиля после Исхода из Египта, во времена Йеѓошуа
В книге Бемидбар, в недельной главе Масеэй, Тора указывает границы Земли Израиля на тот момент, когда сыны Израиля вошли в нее после Исхода из Египта и скитания по пустыне. Тора отмечает четыре границы: на севере, юге, востоке и западе. Согласно этим границам будут установлены наделы всех колен Израиля во времена Йеѓошуа: «И Господь сказал Моше, говоря: повели сынам Израиля и скажи им: когда войдете в землю Кнаанскую, то вот, земля, которая выйдет вам в надел, земля Кнаан по ее границам: сторона южная будет у вас от пустыни Цин, подле Эдома, и будет у вас южная граница от конца Ям Ѓа-мелах к востоку. И повернет граница от юга к Маале-Акрабим, пройдет к Цину, и будет выход ей к югу от Кадеш-Барнеа, и выйдет она к Хацар-Адару, и пройдет к Ацмону. И повернет граница от Ацмона к потоку Мицраим, и выйдет к морю. И границею западною будет у вас Великое море с границей его (с побережьем); оно будет у вас западной границей. А это будет у вас граница северная: от Великого моря отметьте ее к горе Ѓор. От горы Ѓор отметьте ее ко входу в Хамат, и будет выход границы к Цидаду; и пойдет граница к Зифрону, и будет выход ее к Хацар-Эйнану. Это будет у вас граница северная. И отметьте себе линию для границы восточной от Хацар-Эйнана к Шефаму, и спустится граница от Шефама к Ривле с восточной стороны Айна, и (далее) сойдет граница и коснется берегов моря Кинерет с востока, и спустится граница к Ярдену, и будет выход ее к Ям Ѓа-мелах. Это будет земля ваша по границам ее со всех сторон» (Бемидбар, 34:1-12).
На южной границе Тора упоминает пустыню Цин, расположенную рядом с Эдомом. Один конец границы находится в южной части Мертвого моря, оттуда граница тянется через Маале-Акрабим, Кадеш-Барнеа, Хацар-Адар и Ацмону до Египетской реки, впадающей в море, и соединяется с южным концом западной границы.
Что касается отождествления Египетской реки, то в связи с этим существует несколько толкований. Рав Саадья Гаон думает, что Тора подразумевает поток Эль-Ариш. Эвен-Эзра считает, что речь идет не о великой египетской реке Нил, и возможно, соглашается с Саадьей Гаоном. В отличие от них, два толкования, приписываемые танаям – Йонатан бен Узиэль и Йерушалми, – утверждают, что имеется в виду именно Нил.
Западная граница проходит вдоль берега Великого (Средиземного) моря. Из слов «и границею» наши мудрецы делают вывод, что и море, граничащее с западной частью Земли Израиля, обладает святостью.
Северная граница описана в Торе так: от горы Ѓор ко входу в Хамат. В барайте в трактате Гитин гора Ѓор названа «Турей Амнон». Возможно, от этого произошло название горного хребта на юге Турции – Таврские горы (Торос Амнос). Таргум Йонатан также называет гору Ѓор «Таурус Амнус». Хамат же известен как город на севере Сирии, и согласно комментарию Раши, он называется также Антиохия – город, расположенный на современной турецко-сирийской границе.
Восточная граница начинается на юге – у Мертвого моря, проходит через Иордан и Кинерет, а оттуда восходит к Ривле, Хацар-Эйнану и Шефаму, которые не поддаются точному отождествлению. Ривле упомянут в книге Млахим как город, расположенный в стране Хамат. Оттуда восточная граница восходит на север, к современной Сирии.
Восточное Заиорданье было заселено еврейскими племенами еще во времена Моше, поэтому из того, что этот район не упомянут в Торе, мы не можем сделать вывод, что он не относится к Земле Израиля. Можно сказать, что Тора не указала Восточное Заиорданье в пределах Земли Израиля потому, что его границы были известны еще с тех пор, как там поселились еврейские племена. Вероятно, Иордан служил границей главным образом по отношению к Амону и Моаву, расположенным в Южном Заиорданье и не относящимся к Земле Израиля.
Территорию в вышеупомянутых границах и должны были завоевать сыны Израиля, вышедшие из Египта. Всевышний заповедал им поселиться там, и именно на эти земли распространяются все заповеди Земли Израиля: отделение приношений и десятин, седьмой и пятидесятый годы, «пеа», «орла», «килаим» и прочие.
По словам Рамбана, существует обязанность из Торы завоевать земли в этих пределах, править в них и не допускать чужеземной власти – ни на всей этой территории, ни на ее частях. Кроме того, существует заповедь заселять их и не давать им пустовать. Так, Всевышний заповедал Йеѓошуа, сразу же после смерти Моше, унаследовать землю. Эта заповедь включает в себя завоевание и заселение земли: «От пустыни и Леванона этого до реки великой, реки Прата, – всю землю хетийцев, – и до Великого моря к заходу солнца будут пределы ваши. Не устоит никто пред тобой во все дни жизни твоей; как был Я с Моше, (так) буду Я и с тобой: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Тверд будь и мужествен, ибо ты передашь народу этому во владение землю, о которой Я клялся отцам их, что дам (ее) им» (Йеѓошуа, 1:4-6).
Таким образом, пока народ Израиля не живет на своей земле, даже если он завоевал ее, на нее не распространяются основные заповеди Земли Израиля: седьмой год, пятидесятый год, приношения и десятины. Однако из слов Гемары в трактате Кидушин (40б) следует, что между заповедями Земли Израиля существует разница: заповедь отделения халы сыны Израиля были обязаны исполнять сразу же, как вошли в землю, тогда как заповедь отделения приношений и десятин – лишь четырнадцать лет спустя, после того, как земля была окончательно завоевана и разделена между коленами. Так или иначе, из слов Гемары мы можем заключить, что спустя четырнадцать лет после завоевания Земли Израиля под предводительством Йеѓошуа в ней действовали все заповеди, связанные с землей. Для этого нет необходимости, чтобы все без исключения области Земли Израиля были заселены евреями, – достаточно, чтобы евреи жили в большей ее части. Так, в книге Шофтим говорится, что сыны Израиля не жили во многих областях, и все же в те времена действовали все заповеди, связанные с землей.
Индивидуальный захват
Наши мудрецы постановили на основе стиха из книги Йеѓошуа (1:3): «Всякое место, на которое ступит стопа ноги вашей, даю Я вам, как говорил Я Моше», что всякое место, завоеванное евреями, даже если оно находится за пределами Земли Израиля, принимает святость этой земли, при условии, что территория была завоевана по приказу царя или пророка и с согласия большинства еврейского народа. Если же отдельный еврей завоевал территории за пределами Земли Израиля, в них нет святости.
Согласно этому принципу следовало освятить Сирию и часть Вавилона – ведь их завоевал царь Давид с согласия Санѓедрина и народа Израиля. Тем не менее, мудрецы Гемары постановили, что на эти земли не распространяется святость, данная силой всего народа. Они обладают святостью более низкого уровня, называемой «святостью индивидуального захвата». Эти земли имеют промежуточный статус: с одной стороны, они отличаются от всех территорий вне Земли Израиля, а с другой стороны, святости Земли Израиля они не достигли. Получается, что в современной Сирии действует согласно постановлению мудрецов заповедь отделения приношений и десятин, а также заповедь седьмого года, и нам заповедано приобретать там земельные участки, как в Земле Израиля.
Гемара добавляет: в трех аспектах Сирия подобна Земле Израиля, и в трех – странам за ее пределами. Три аспекта, в которых Сирия подобна странам за пределами Земли Израиля, таковы: ее почва оскверняет, как почва стран за пределами Земли Израиля; тот, кто продает раба в Сирию, словно продает его за пределы Земли Израиля; тот, кто привозит «гет» (разводное письмо) из Сирии, словно привозит его из-за границы. А вот три аспекта, в которых Сирия подобна Земле Израиля: в ней необходимо отделять приношения и десятины, как в Земле Израиля; в нее можно входить в состоянии ритуальной чистоты; тот, кто покупает поле в Сирии, словно покупает его на окраинах Иерусалима, тем самым исполняя заповедь заселения Земли Израиля. В свете вышесказанного необходимо выяснить, каковы границы Сирии, внутри которых действуют принципы, упомянутые в Гемаре.
Когда Всевышний впервые обещал Аврааму Землю Израиля, Он установил границы более широкие, чем те, что были обещаны сынам Израиля после Исхода из Египта. Вот что обещал Всевышний Аврааму в главе Лех-леха: «В этот день заключил Господь с Авраамом союз, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки великой, реки Прат» (Берешит, 15:18). Между границами, описанными в главах Лех-леха и Масеэй, есть несколько различий. Прежде всего, река Прат в качестве северной границы упомянута только в главе Лех-леха; в главе же Масеэй вместо нее упомянут Иордан. Второе отличие связано с народами, чьи земли были обещаны сынам Израиля. Как правило, обещания, приведенные в Торе, касаются семи кнаанейских народов. В обещании, данном Аврааму, упомянуты еще три народа: «Киниец, и Книзиец, и Кадмониец». Раши отождествляет эти народы с Эдомом, Моавом и Амоном – народами, населявшими Южное Заиорданье, относительно которых Всевышний предостерег сынов Израиля при входе в Святую Землю, что их следует опасаться.
В книге Йеѓошуа (1:4) также сказано, что северной границей Земли Израиля будет река Прат; коме того, и в ней народу Израиля обещана земля хитийцев. Согласно историческим исследованиям, в те времена хитийцы владели Малой Азией – территорией современной Турции. Таким образом, и в книге Йеѓошуа описываются более широкие границы, чем в главе Масеэй.
Рамбам отождествляет Сирию со странами, которые захватил царь Давид к северу от Земли Израиля: Арам-Наѓараим, Арам-Цова, Арам-Дамаск и Халеб. Святость, которой стала обладать Сирия после этого захвата, была отменена позднее, когда Сирию захватили другие народы. Поскольку еврейский захват отошел в прошлое, перестала существовать и святость, возникшая от встречи святости народа Израиля со святостью Земли Израиля. Из этого следует, что в наши дни заповеди, связанные с Землей Израиля, не действуют согласно закону Торы из-за изгнания и завоевания Земли Израиля другими народами, однако действуют согласно постановлению мужей Великого Собрания.
Завоевание Земли Израиля после возвращения из Вавилона
В трактате Арахин сказано: поскольку колена Реувена и Гада и половина колена Менаше были изгнаны ассирийцами, святость Земли Израиля была отменена, а вместе с ней отменилась заповедь пятидесятого года, а по мнению некоторых законоучителей, и заповедь седьмого года, как и многие другие. Эти заповеди были отменены, так как они обусловлены тем, чтобы все двенадцать колен Израиля жили на своих наделах. Поэтому было время, в период между изгнанием десяти колен и возвращением изгнанников в дни Эзры и Нехемьи, когда Земля Израиля не обладала святостью. Однако все время, пока существовали Иерусалим и Храм, святость Храма осеняла всю Землю Израиля, несмотря на то, что не все израильские колена жили на ней. Рамбам писал, что святость Храма и Иерусалима обусловлена Божественным присутствием (Шхиной) и потому является вечной и не может быть отменена. Она не исчезает и не уменьшается даже тогда, когда Иерусалим захвачен чужеземцами.
Когда Эзра и Нехемья вместе с частью изгнанников возвратились в Землю Израиля и основали в ней Великое Собрание, она была освящена особой святостью, которая сохраняется вечно, в том числе, и при чужеземном захвате. Однако эта святость не распространяется на все территории, освященные при входе в Землю Израиля после Исхода из Египта. Ее пределы более ограниченны (согласно Мишне, трактат Гитин, 1:2): Акко с севера, Ашкелон с юга, Ракам с востока, море с запада.
Получается, что в сегодняшнем государстве Израиль есть территории, на которые не распространяется эта святость. Поэтому на них не действуют заповеди, связанные с Землей Израиля, – ведь эти территории не были освящены во время возвращения в Сион в дни Эзры и Нехемьи. Однако нельзя утверждать, что Эзра и Нехемья отрицали святость других областей Земли Израиля. Ведь в Гемаре (трактат Хагига, 3б) сказано: «Вышедшие из Египта захватили многие области, которых не захватили возвратившиеся из Вавилона. Они оставили эти области, чтобы ими могли воспользоваться бедняки в седьмой год». То есть в областях, которые не были освящены в дни Эзры и Нехемьи, законоучители постановили отделять «десятину бедных» в седьмой год (год Шмиты), когда в освященных районах Земли Израиля никто не обрабатывал землю и не собирал урожай. В неосвященных областях, в одной стороны, можно обрабатывать землю в седьмой год, а с другой стороны, нужно отделять «десятину бедных», чтобы обеспечить пищей бедняков Земли Израиля. Из этого следует, что данные области обладают определенной святостью, – ведь если бы они были лишены всякой святости, там не нужно было бы отделять десятину от урожая.
Святость Земли Израиля в дни Эзры и Нехемьи была ограничена по двум причинам. Во-первых, власть находилась в руках чужеземцев, что уменьшает святость Земли Израиля; во-вторых, большая часть народа Израиля осталась в изгнании, а святость Земли Израиля раскрывается в полную силу только тогда, когда в ней живет большая часть народа. Из этого следует, что даже в тех районах, на которые распространяются заповеди шмиты, подношений и десятин, а также все прочие заповеди, связанные с Землей Израиля, – мы обязаны исполнять эти заповеди согласно постановлению мудрецов, а не по закону Торы. Так считает Рамбам и многие другие ведущие авторитеты.
Возвратившиеся из Вавилона не только освободили некоторые области от заповедей, связанных с Землей Израиля, но и постановили, что эти области обладают скверной, свойственной территориям за пределами Святой Земли. Тем самым они стремились отвратить евреев от желания поселиться там, чтобы быть свободными от обязанности отделения приношений и десятин, кроме «десятины бедных». Таким образом, в Земле Израиля образовались «островки», как бы находящиеся вне ее пределов, и на них распространяется статус «заграницы», важный для некоторых ѓалахических законов. Это Бейт-Шеан, окрестности Лода, деревня Сисси в Верхней Галилее и другие.
Границы Земли Израиля в дни Машиаха
В книгах пророков периода Первого Храма также описываются границы Земли Израиля. В книге пророка Йешаяѓу, в главе 11, говорящей о власти Машиаха, сказано, что сыны Израиля будут властвовать над Эдомом, Моавом и Амоном. Не совсем ясно, идет ли речь о распространении на земли этих народов святости Земли Израиля или еврейской власти. Однако в книге пророка Михи (7:12) указаны именно географические границы: «В день тот и к тебе приходить будут из Ашшура и из городов египетских, и от Египта до реки, и до моря, и до горы Ѓор». Радак отождествляет реку, о которой идет речь в этом стихе, с Пратом, а гору Ѓор – с горой, упомянутой в книге Бемидбар.
И в книге Йехезкеля, в главе 47, говорящей о новом разделе Земли Израиля между коленами в дни Машиаха, описаны границы: «И вот граница страны этой: по северной стороне, от Великого моря через Хетлон по направлению к Цедаду; Хамат, Бэйрота, Сиврайим, что между границей Дамаска и между границей Хамата, Хацер Аттихон, что у границы Хаврана. И будет граница от моря (до) Хацар Эйнона (у) границы Дамаска, и на севере – к северной границе Хамата; и (это) край северный. А край восточный – между Хавраном, и между Дамаском, и между Гиладом, и между Землей Израиля, (по) Иордану, от (северной) границы по морю Восточному отмечайте; и (это) край восточный. (19) И край южный – к югу от Тамара до вод Меривот Кадеша, к потоку, (вливающемуся) в Великое море; и (это) край Негева, южный. (20) И край западный – море Великое, от (конца южной) границы до пути, ведущего в Хамат; (это) край западный» (Йехезкель, 47:17-20).
Согласно комментарию Радака, очевидно, что Земля Израиля в дни Машиаха будет включать в себя и Сирию. А вот что сказано в книге пророка Зхарьи (9:1-2): «Пророческое слово Господа: в земле Хадрах и в Дамаске обитать будет оно, ибо к Господу (обращен) глаз человека и всех колен Израиля. И Хамат будет в его границе, и Цор, и Цидон, хотя он очень мудр». Далее в этой главе книги Зхарьи, в описании власти Машиаха, говорится: «И истреблю Я колесницы у Эфраима и коня – в Иерусалиме, и истреблен будет лук воинский, и будет он говорить мирно с народами, и власть его (будет) от моря до моря, и от реки до краев земли» (стих 10). Радак поясняет: «Власть Машиаха распространится от края и до края мира».
Пределы будущей власти Машиаха описаны и в книге Теѓилим (72:8): «И будет властвовать он от моря до моря и от реки до концов земли». Эвен-Эзра пишет, что речь идет о всем мире, который окружен морями, а под «рекой» подразумевается река, выходящая из Ган Эдена.
Согласно приведенным здесь словам пророков, представляется: как в наши дни существуют два уровня святости – святость Иерусалима и святость всей Земли Израиля, так в дни Машиаха святость Иерусалима распространится на всю Землю Израиля до Дамаска, а святость Земли Израиля – на весь мир.
Рав Давид-Хай Ѓа-Коѓен
Перевод: Хана Ѓар-Шалом