250px-driedfruits

Святость плодов Земли Израиля

January 18, 2013 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

Вот как объяснял цадик свой отказ: «Когда сыны Израиля спросили: что мы будем есть в седьмой год? – Тора пообещала, что в шестой год нам будет ниспослано чудо, и урожай будет в три раза больше обычного. Разве не могла Тора повелеть нам питаться плодами, привезенными из других стран? Нет, этим Тора хотела сказать, что еврей должен питаться лишь плодами Земли Израиля».

 

Наши мудрецы, благословенна их память, и величайшие законоучители, их преемники, много писали о святости и духовной силе плодов Земли Израиля. Однако рабби Авраам-Дов из Овруча добавил к их словам еще один аспект: он указал, что еврею подобает питаться исключительно этими плодами.

 

В данной статье мы рассмотрим особую связь между душой еврея и плодами Земли Израиля.

 

Пища и Божественность

 

Великое чудо создал Творец в Своем мире, и зовется оно человек. Человек состоит из двух аспектов: тело и душа, материя и дух. Тело человека непрестанно нуждается в материальной пище, чтобы оно могло продолжать существовать и действовать в мире. Душа также нуждается в пище – духовной; эта пища дает ей непрестанную разрядку и наслаждение. Согласно примитивному подходу, тело и душа являются различными сущностями и нередко причиняют ущерб друг другу. Подобным же образом рассматриваются и два вида пищи: телу необходима материальная пища, тогда как душа стремится к Торе, заповедям и духовности.

 

Однако каббала говорит о великом чуде, которое заключается в том, что тело и душа неразрывно переплетены друг с другом. Это позволяет нам увидеть, что они дополняют друг друга: тело – это сосуд для проявления души в этом мире, а душа – это внутренняя сущность тела.

 

Этот вывод имеет множество проявлений в действительности. Одно из них – отношение к материальной и духовной пище как к единому и неразделимому целому. В связи со стихом Торы: «И Он смирял тебя, и томил тебя голодом, и питал тебя манной, которой не знал ты, и не знали отцы твои, чтобы дать тебе понять, что не хлебом одним живет человек, а всем тем, что исходит из уст Господа, живет человек» (Дварим, 8:3) величайшие каббалисты писали: «Человек живет хлебом, исходящим из уст Господа». Голод, который испытывает человеческое тело, не только физический. Он отражает и духовный «голод», тягу к Божественной искре, сокрытой в пище. Человеческая душа нуждается в духовной подпитке – священных силах, которые, согласно учению каббалы, содержатся в различных видах материальной пищи и переходят к человеку в процессе физического пищеварения. Поэтому мудрецы каббалы имели обыкновение покупать на рынке множество различных плодов, варить их вместе и, произнеся благословение, вкушать ложку этого блюда, чтобы вознести разом духовность, содержащуюся во всех этих плодах.

 

Идею стремления к Божественным искрам, сокрытым в материальной пище, можно объяснить очень просто. Все в мире, в том числе и пища, создано Всевышним с определенной духовной целью, которая является частью общего плана проявления Божественности в материальном мире. Неживая природа, растения и животные сугубо материальны и не могут нести ответственность за достижение духовной цели, ради которой были сотворены. В отличие от них, человек совмещает в себе духовность и материальность, и поэтому он способен превратить материальность в духовность. Когда человек учит Тору, исполняет заповеди и служит Всевышнему, он использует свои материальные силы для достижения духовных целей.

 

Если бы человек был способен жить без пищи, он мог бы приобщить к Божественности только свои собственные силы. Однако поскольку он нуждается в растительной и животной пище, он получает силы от растений и животных. Без пищи человек не смог бы достичь целей, ради которых был сотворен. Значит, когда человек занимается духовной деятельностью, пища, съеденная им, также участвует в этом, то есть и другие части Творения исполняют свое духовное предназначение. Именно так проявляются Божественные искры, сокрытые в пище, и исполняется ее духовное предназначение.

 

Получается, что Творец наложил на человека миссию трансформировать все части материальной действительности в духовность. Голод, который испытывает человек, – это физическое проявление его внутреннего духовного стремления к достижению цели, ради которой он был сотворен.
Как мы могли убедиться из вышеприведенного стиха, мудрецы учат это на примере пищи, которая сопровождала народ Израиля в пустыне: манна – хлеб, созданный непосредственно словом, исходящим из уст Всевышнего. При помощи манны Всевышний показал нам, что мы получаем жизненные силы благодаря духовности, сокрытой в материальной пище.

 

В самом деле, в месте, которое является средоточием мировой святости, – в Святая Святых Иерусалимского Храма – стояла баночка с манной рядом со Скрижалями Завета и свитком Торы, написанным Моше. Манна стояла рядом со скрижалями, чтобы научить нас: откуда исходит Тора и слово Господа – «Ибо из Сиона выйдет Тора, и слово Господнее – из Иерусалима», – оттуда же исходит материальное изобилие и пропитание для всего мира. И духовность, и материальность исходят из одного источника и служат одной цели.

 

Небесный хлеб

 

После Исхода из Египта мы получали материальные и духовные жизненные силы посредством манны, однако когда мы вошли в Землю Израиля, манна перестала спускаться с небес. Отныне мы вынуждены самостоятельно находить пищу и сокрытые в ней жизненные силы.
Рабби Авраам Азулай, житель Хеврона и дед великого каббалиста Хаима-Йосефа-Давида Азулая (Хида), уже много веков назад задал в своей книге «Хесед ле-Авраам» вопрос: за что была наказана Святая Земля, что, войдя в нее, народ Израиля лишился духовной пищи – манны – со всеми ее величайшими достоинствами?

 

Он дает неожиданный, вызывающий недоумение ответ: манна перестала выпадать потому, что в ней уже не было духовной необходимости, поскольку святость, сокрытая в ней, содержится и в плодах Земли Израиля. За пределами Святой Земли, объясняет рабби Авраам Азулай, человек связывается со Всевышним не напрямую, а через посланников – духовные силы народов мира. Поэтому плоды, произрастающие в этих странах, являются грубыми, материальными. Во время скитаний по пустыне мы не могли питаться этими плодами, и нам была необходима манна – особый духовный хлеб, посылаемый с небес. Однако, войдя в Землю Израиля, мы удостоились получать жизненные силы непосредственно от Всевышнего. Плоды этой особой земли обладают святостью и могут служить нам и материальной, и духовной пищей одновременно.

 

Из слов рабби Авраама Азулая и рабби Авраама-Дова из Овруча мы учим, что телу и душе еврея подходит лишь небесный хлеб, напрямую связанный со святостью Шхины – Божественного присутствия в мире. Во времена скитаний по пустыне таким хлебом была манна, а в наши дни – ее «преемники», плоды Земли Израиля. Теперь мы можем понять всю глубину слов Гемары в трактате Кидушин, 38а. В связи со стихом: «А сыны Израиля ели манну сорок лет, до пришествия их в землю обитаемую; манну ели они, пока не пришли к рубежу земли Кнаанской» (Шмот, 16:35) мудрецы Гемары задают вопрос: почему Тора подчеркивает, что мы ели манну ровно сорок лет? Ведь на самом деле мы ели ее сорок лет без одного месяца. Мы перестали есть ее 16 нисана того года, когда вошли в Землю Израиля, а начали 15 ияра в год Исхода из Египта.

 

Вот какой ответ дает Гемара: «Опресноки, что взяли с собой евреи во время Исхода, имели вкус манны». С момента рождения народа Израиля его сыны не могли питаться плодами других стран, и потому их пища тотчас же приобрела вкус манны.

 

И сладок свет

 

Манна и плоды Земли Израиля – это одно и то же. Тот, кто вникает в сущность манны, может в некоторой степени осознать и духовный смысл этих плодов. О манне в Торе сказано: «И утром увидите славу Господа» (Шмот, 16:7), тогда как о перепелах сказано: «И вечером узнаете». Рамбан (см. комментарий на этот стих) видит в необычном выражении, употребленном в Торе, намек на духовную сущность манны, которая была создана как новое и особое творение и ниспослана сынам Израиля с небес. У нее было одно-единственное предназначение: служить пищей народу Израиля.

 

В книге Теѓилим (78:25) о манне сказано: «Хлеб сильных ел человек». Рабби Акива поясняет (трактат Йома, 75б): речь идет о хлебе, который едят ангелы служения. Далее Гемара продолжает: «Сказал ему рабби Ишмаэль: ошибся ты! Разве ангелы служения едят хлеб? Разве о них не сказано: “Хлеба не ел я и воды не пил”? Нет, хлеб сильных (абирим) – это хлеб, который проникает в органы (эварим)».

 

Но рабби Акива не ошибся. Ведь он был учителем рабби Шимона бар Йохая, величайшего светоча каббалы, и единственным, кто вышел с миром из Пардеса (см. трактат Хагига, 14б). Рабби Акива намекает здесь на очень глубокую идею: ангелы – это не белокрылые птицы, а особые духовные сущности, которых Всевышний хотел поселить в высших и нижних мирах. Разумеется, все ангелы получают свои силы от Всевышнего.

 

В отличие от человека, который состоит из души, помещенной в материальное тело, ангелы содержат в себе лишь духовный аспект и потому черпают силы от «сияния Шхины». Ангелы тоже непрерывно нуждаются в пище, которая обновляет их силы, однако они «питаются» духовностью, и об этом сказано в трудах каббалы: «И сладок свет». Свет – самая духовная сущность в материальном мире, его можно лишь увидеть, но не попробовать на вкус. И все же о нем сказано «сладок», что выражает вкус, дабы научить нас, что для ангелов свет имеет приятный вкус.

 

Таким образом, рабби Акива хотел сказать: те, кто питаются манной, и ангелы, питающиеся светом, употребляют одну и ту же пищу. В книге Зоѓар об этом сказано: «Манна – это порождение высшего света, который принял материальную форму по воле Святого, благословен Он». Душа еврея высока и духовна; она подобно ангелу, облаченному в физическое тело. Поэтому еврей ест пищу, которая является материальным облачением духовного света, и благодаря этому достигает духовных целей, которые соответствуют его высокой душе.

 

Подобно манне, плоды Земли Израиля также духовны: «Пища Земли Израиля является святой по своей внутренней сути, а материальной – лишь по своей внешней форме» (рав Кук, «Орот ѓа-кодеш», гл. 3). Поэтому наш праотец Яаков называл плоды Земли Израиля «песнью земли» (Берешит, 43:11), ведь песнь – это понятие духовное. Но как может быть, что плоды Земли Израиля стоят на одном уровне с манной – «хлебом сильных», пищей ангелов, в которой проявляется слава Всевышнего?

 

Одной из главных особенностей Земли Израиля является то, что ее материальность духовна. Ведь слово «земля» подразумевает верх материальности, средоточие неживой природы, наиболее низкой и грубой, которую все топчут ногами. Но в Земле Израиля и земля – свята. А поскольку самые низкие ее аспекты святы, высокие аспекты становятся еще выше. Об этом сказали наши мудрецы: «Воздух Земля Израиля умудряет». Таким образом, Земля Израиля освящает и материальное чувство вкуса, а поскольку даже физические силы человека освящаются, его духовные силы становятся еще выше и значительнее.

 

Доказательство слов рабби Акивы можно найти в том исключительном обстоятельстве, что однажды ангелы служения на самом деле ели материальный хлеб в шатре у праотца Авраама. Это из ряда вон выходящее событие произошло 15 нисана, когда ангелы пришли к Аврааму, чтобы сообщить ему весть о грядущем рождении Ицхака, «первого еврейского ребенка». По сути, это было вестью о рождении народа Израиля – то есть о том, что духовная идея получит материальное облачение в этом мире. В знак этого духовные ангелы и ели материальный хлеб. Ровно четыреста один год спустя, во время Исхода из Египта, родился народ Израиля, и его пища приобрела вкус манны. Это учит нас, что ангелы и сыны Израиля питаются одной и той же пищей, исходящей из одного и того же Высшего источника.

 

Стволовые клетки

 

Манна обладала особыми качествами, которые указывали на ее высокий духовный уровень.

 

Во-первых, она усваивалась организмом полностью, не оставляя отходов. Отходы выражают грубую материальность пищи, а тот, кто ест, но не выделяет отходов, подобен духовным ангелам служения. Более того, наличие отходов намекает на то, что часть пищи «лишняя» и не питает человека. Манна всегда выпадала в строго определенном количестве для каждого человека (по выражению Торы, «омер на голову»), так что никто не мог съесть лишнее. Одним из непременных условий духовного возвышения, лежащего в основе пророчества, является то, что человек ест лишь необходимое для его тела и отказывается от излишней пищи. Таким образом, манна – это лучшая пища для пророков.

 

Количество «омер», которое Тора применяет к манне, относится и к плодам Земли Израиля: принесение жертвы омера в Храме и отсчет омера. Жертва омера приносится в память о дне, когда сыны Израиля перестали есть манну и начали есть плоды Земли Израиля. По закону Ѓалахи, запрещено есть новый урожай плодов Земли Израиля до 16 нисана, когда приносят жертву омера. Получается, что каждый год, принося в Храме эту жертву, мы празднуем высшую святость плодов Земли Израиля, радость нового урожая и великую честь есть эти плоды. Неслучайно жертва называется «омер» – это слово призвано напомнить нам о манне.

 

Во-вторых, тот, кто ел манну, мог ощутить любой вкус, который пожелает. Этим манна напоминала материнское молоко: «И был вкус ее, словно вкус материнской груди. Сказал рабби Абаѓу: как у материнской груди младенец ощущает различные вкусы, так и Израиль все время, что ели манну, ощущали в ней различные вкусы» (трактат Йома, 75а). Данное изречение напоминает нам исследования стволовых клеток.

 

Это первичные клетки организма, которые еще не прошли процесс дифференциации и поэтому могут превратиться в клетки самых разных видов. То есть чем более первичной является та или иная сущность, тем легче направить ее развитие в заданном направлении. Вот почему материнское молоко, которое является наиболее первичной пищей для младенца, может иметь разные вкусы. Подобным же образом, манна, сотворенная непосредственно из Божественного света, близка к самой основе жизни и потому может обладать множеством вкусов. А поскольку плоды Земли Израиля являются основой всего изобилия, ниспосылаемого в мир – ведь сказано: «Прежде Земля Израиля пьет воду дождей, а вслед за ней – весь мир» (трактат Таанит, 10а), – они тоже обладают качеством первичности.

 

В свете этого принципа Рамбан делает в своем комментарии еще один шаг, объясняя, что именно благодаря своей духовности манна имеет множество вкусов. Материальность ограниченна, а духовность неограниченна. Поэтому духовность может принять любую форму, и манна могла иметь любой вкус, который существует в мире.

 

Пища пророков

 

Народ Израиля получил манну после рассечения Чермного моря. Рамбан объясняет, что между этими явлениями существует внутренняя связь. Во время получения Торы на горе Синай весь народ Израиля взошел на ступень пророчества, и простая служанка видела то, чего не видел пророк Йехезкель. На горе Синай все сыны Израиля как один удостоились приобщиться к Божественному сиянию. А после этого они получили манну, которая есть проявление этого сияния в материальном мире.

 

Поэтому в Писании свет пророчества сравнивается с манной. О пророчестве сказал Йехезкель (1:1): «Открылись небеса, и я увидел видения Божьи», а о манне сказано: «И повелел Он облакам наверху и двери небес растворил. И дождем пролил им манну для еды и хлеб небесный дал им» (Теѓилим, 78:23-24). И в том, и в другом случае открылись небеса, и человек смог посмотреть ввысь и достичь высочайших духовных ступеней.

 

Манна также помогла сынам Израиля сформировать в себе душевные качества, необходимые для человека, пребывающего в непрерывной связи с Творцом. Каждый человек получал ежедневно порцию манны, достаточную лишь на этот день. Кроме того, место нисхождения манны зависело от духовного уровня человека. Праведники получали манну прямо рядом со своим шатром, а грешникам приходилось идти за ней за пределы стана. Так сыны Израиля приучались сохранять высокий духовный уровень, не забывая о том, что жизнь и пропитание человека исходят от Источника жизни, по Чьему слову создан мир.

 

Именно этому учил рабби Шимон бар Йохай своих учеников, когда те спросили, почему манна не нисходила с небес один раз в год. Рабби Шимон ответил им притчей: «На что это похоже? На царя из плоти и крови, у которого был единственный сын. Царь давал ему пропитание один раз в год, и царевич лицезрел отца лишь однажды в год. Тогда царь стал давать ему пропитание каждый день, и царевич лицезрел отца ежедневно. Так и сыны Израиля, у которых было четверо или пятеро детей, тревожились и говорили: а если манна не спустится завтра, и все мы умрем с голода? Так все они постоянно направляли сердце свое на Отца своего небесного».

 

Эти качества манны продолжают существовать и в плодах Земли Израиля. Земля Израиля славна тем, что «от дождя небесного пьет она воду» (Дварим, 11:11), в отличие от земли Египетской, которая получает жизненную силу от вод Нила. Это очень сомнительное достоинство – ведь в Земле Израиля существует постоянное напряжение, связанное с дождями и количеством воды, в отличие от Египта, жители которого всегда спокойны, так как им с лихвой хватает воды из Нила.

 

Однако вышеупомянутое сомнение разрешается в последующих стихах, которые повествуют, что это «земля, о которой Господь, Бог твой, печется, – очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней: от начала года и до конца года». В Земле Израиля есть непрестанная связь между человеком и Создателем – именно благодаря зависимости от Него. Далее Тора говорит, что изобилие плодов Земли Израиля зависит от нашего духовного уровня и соблюдения заповедей. Так плоды Земли Израиля заставляют человека держаться на высоком духовном уровне.

 

Таким образом, благодаря манне и плодам Земли Израиля человек достигает одного и того же духовного уровня. Можно также сказать: как манна неразрывно связана со светом пророчества, так плоды Земли Израиля являются пищей пророков. Ведь пророчество осеняет человека лишь в Земле Израиля, ибо лишь в ней мы удостаиваемся непосредственной и постоянной связи со Всевышним, а это, как было сказано выше, имеет прямое отношение к плодам Земли Израиля.

 

Тайна раскрыта

 

Долгие годы тайна связи между манной и плодами Земли Израиля была сокрыта от большинства людей. Намеки на нее можно было найти в словах великих каббалистов, которые стали преемниками пророков. На это намекал, кроме прочих, рабби Акива – учитель рабби Шимона бар Йохая, величайшего светила тайного учения, а также Рамбан – один из крупнейших каббалистов прошлых поколений.

 

Но теперь, когда близко Избавление и возвращение пророчества, когда тайное пророчество раскрывается, прокладывая путь Шхине, нам известно из слов Аризаля, что в году есть один день, посвященный Земле Израиля. Кроме того, Аризаль часто говорил своим ученикам о высокой духовной ступени плодов Земли Израиля.

 

В свете учения Аризаля его ученики установили обычай есть плоды Земли Израиля в Ту би-шват, а также глубоко изучать в этот день тему святости Земли Израиля и ее плодов. От них этот обычай распространился во всем народе. С тех пор мы удостаиваемся того, что свет, раскрывшийся в мире в Хануку, облекается в сладость святых плодов в Ту би-шват, о чем и было сказано: «И сладок свет».

 

Рав Нетанель Йосифон

Перевод: Хана Ар-Шалом