Что за свечу зажигает Машиах?
В молитве Десяти дней раскаяния мы произносим такие слова: «Радость земле Твоей, и ликование городу Твоему, и взращивание рога Давиду, рабу Твоему, и приготовление свечи сыну Ишая, Машиаху Твоему». Что имеется в виду? Разве Давид или кто-то из его потомков зажигал свечи в Храме или где-либо еще?
Вопрос станет еще более сложным, если мы вспомним, что слова молитвы основаны на стихе из Теѓилим (132:17): «Там взращу Я рог Давиду, приготовил Я свечу Машиаху Моему». Нужно понять, что подразумевает стих Теѓилим, говоря о свече для Машиаха, «сына Ишая», и почему перед этим упоминается «рог Давида».
Объясняет автор комментария «Мецудат Давид» (в комментарии к книге Млахим 1, 11:36), что речь идет не о свече в прямом смысле слова, а о царе: «Так называется царь, ибо он оказывает воздействие и распространяет свет». Праведный царь называется «излучающим свет» потому, что его величие оказывает влияние на весь народ, а также потому, что он указывает народу путь истины, «путь света». Об этом сказано: «В свете лика царя – жизнь» (Мишлей, 16:15). Можно сказать, что именно поэтому царя мажут на царство особым маслом, – чтобы его лик излучал свет для всего народа, подобно лику первосвященника, которого посвящали в сан с помощью того же самого масла, и чья миссия также заключается в том, чтобы светить всему народу, как это делал первосвященник Аарон.
На основе этого толкования некоторые мудрецы считают, что свет, о котором идет речь в стихе из Мишлей, – это свет Иерусалима, который светит всему миру, подобно свече. А миссия отстроить Иерусалим во всем его великолепии возложена на потомка Давида, которого называют также «царь Машиах», потому что его мажут на царство с помощью особого масла. И хотя это происходит всего один раз в его жизни, его называют «Машиах» – помазанник, ибо помазание на царство определяет всю его дальнейшую жизнь.
А в Мидраш Танхума написано: «Сказал Святой, благословен Он, Моше: скажи Израилю: сыны Мои, в этом мире вам был нужен свет Храма, где вы зажигали светильники; а в мире грядущем, в награду за то, что вы зажигали эти светильники, Я пошлю вам царя Машиаха, которого сравнивают со светильником. И об этом сказано: “Там взращу Я рог Давиду, приготовил Я свечу Машиаху Моему”». И еще сказано в Мидраше (там же): «Сказал Святой, благословен Он: в этом мире вы нуждаетесь в светильнике, в грядущем же мире: “И будут ходить народы при свете твоем, и цари – при блеске сияния твоего” (Йешаяѓу, 60:3)».
Ѓалахические законы зажигания ханукальных свечей
Зажигание ханукальных свечей в синагоге
Мы зажигаем ханукальные свечи не только дома, но и в синагоге, между полуденной и вечерней молитвами. Зажигая свечи в синагоге, мы не должны ждать выхода звезд, чтобы молящиеся могли увидеть горящие свечи перед вечерней молитвой. Так будет исполнена заповедь «прославления чуда». Написано в Шульхан арух: «А в синагоге ханукальный светильник ставят у южной стены, зажигают в нем свечи и благословляют, дабы исполнить заповедь прославления чуда». Ханукальный светильник ставят у южной стены в память о том, что Менора стояла у южной стены Храма.
Дома мы тоже зажигаем ханукальные свечи подобно тому, как в Храме зажигали светильники Меноры. Мы ставим ханукальный светильник слева от входа. Ведь паломники заходили в Храм с востока, и лица их были обращены на запад, к Святая Святых. Менора стояла у южной стены, то есть слева от входа в Святая Святых. Таким образом, в синагоге мы выделяем южную стену, а дома – левую сторону от входа; и то, и другое призвано напомнить нам о храмовой Меноре.
Некоторые ѓалахические авторитеты задают вопрос: почему при зажигании ханукального светильника в синагоге мы произносим благословение? Ведь зажигание в синагоге не является обязательным, это всего лишь обычай. И известно, что на обычай не принято произносить благословение.
Наши мудрецы объясняют: благословение на ханукальные свечи важнее всех прочих благословений. Ведь если человек зажег ханукальные свечи, но не произнес благословения, он не исполнил заповедь прославления чуда. Тот, кто наблюдает это со стороны, может подумать, что человек зажег светильник просто так, а не для того чтобы исполнить заповедь. Вот почему в Шульхан арух написано, что в синагоге зажигают ханукальный светильник для того, чтобы исполнить заповедь прославления чуда.
Почему мы не произносим благословение «…Который даровал нам жизнь» каждый вечер в течение всей Хануки?
Сказано в Шульхан арух, что если человек забыл произнести в первый вечер Хануки благословение: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!», то он должен произнести его во второй вечер или когда вспомнит.
В этом законе есть нечто необычное. Ведь если человек хочет, к примеру, произнести вышеуказанное благословение на новую одежду, он может сделать это только перед тем, как надел эту одежду впервые. Если же он забыл произнести благословение, то потом уже нельзя этого сделать, так как одежда после первого использования уже не считается новой. Почему же можно произносить это благословение на зажигание ханукальных свечей не только в первый вечер праздника?
Дело в том, что в каждый вечер Хануки, когда мы зажигаем свечи, происходит что-то новое. В Талмуде (трактат Шабат) сказано, что в каждый день Хануки происходит новое чудо.
В таком случае, уместно задать вопрос: почему же мы не произносим благословение «…Который даровал нам жизнь» в Хануку ежевечерне? Ведь в каждый день Хануки происходит новое чудо. Ответ на этот вопрос таков: мы благословляем Всевышнего за то, что Он поддерживал в нас жизнь в течение всего года, но не можем благословлять Его за это ежедневно.
Время зажигания ханукальных свечей
Согласно мнению Рамбама, очень важно зажечь ханукальные свечи в течение получаса после выхода звезд. А если человек занят и не может быть дома в нужное время, то об этом пишет Шульхан арух, что такой человек может зажечь свечи за полтора часа до захода солнца или позже. Но в таком случае ему следует налить в светильники большое количество масла, чтобы они горели полчаса после выхода звезд. Если же человек пользуется не маслом, а свечами, то пусть возьмет очень большие свечи, чтобы их хватило на нужное время.
И предпочтительнее зажечь свечи рано вышеуказанным способом, нежели позднее чем через полчаса после захода солнца. Однако раньше чем за полтора часа до захода солнца свечи зажигать нельзя, а если человек все-таки зажег, он не исполнил заповедь, и ему следует потушить свечи и зажечь их заново вовремя.
Зажигание ханукальных свечей перед наступлением субботы
В канун субботы ханукальные свечи можно зажечь только после того, как человек прочитал полуденную молитву минха, даже если из-за этого ему придется прочитать минху дома, а не в синагоге в миньяне. Когда зажигают ханукальные свечи в синагоге перед наступлением субботы, необходимо также, как и дома, позаботиться о том, чтобы в светильнике было достаточно масло для того, чтобы свечи горели по крайней мере полчаса после выхода звезд.
Ханукальные свечи обязательно следует зажигать перед субботними. Если до наступления субботы осталось слишком мало времени, то жена может зажечь субботние свечи сразу после того, как муж зажег первую ханукальную свечу. Разумеется, она не обязана ждать, пока муж завершит все песнопения, которые поются после зажигания ханукальных свечей. Если муж спешит в синагогу, он может отказаться от песнопений.
Зажигание ханукальных свечей на исходе субботы
На исходе субботы создается противоречивая ситуация: с одной стороны, мы должны поторопиться зажечь ханукальные свечи как можно скорее после выхода звезд, а с другой стороны, мы не хотим прощаться с субботой поспешно, как будто она нам в тягость. Поэтому в синагоге мы сначала зажигаем ханукальные свечи, и только после этого делаем Ѓавдалу – обряд разделения субботы и будней. Дома же наоборот: сначала следует сделать Ѓавдалу, и лишь затем зажечь ханукальный светильник.
Почему в Хануку мы читаем полный Ѓалель
В Хануку мы читаем полный Ѓалель (особую благодарственную молитву, которую читают в праздники и знаменательные дни), тогда как в новомесячье и в холь ѓа-моэд Песах – сокращенный Ѓалель. Полный Ѓалель сопровождается двумя благословениями – в начале и в конце; кроме того, к нему прибавляются два отрывка, которых нет в сокращенном Ѓалеле. Если мы подробно рассмотрим эти два отрывка, мы увидим, что оба они говорят об одном и том же: о Храме.
Порядок молитвы Ѓалель
Для того чтобы понять смысл, заключенный в порядке отрывков благодарственной молитвы Ѓалель, мы должны прежде всего проанализировать слова Талмуда (трактат Менахот, 111): «От Цора до Карфагена признают Израиль и Отца их Небесного, а от Цора к западу и от Карфагена к востоку не признают ни Израиль, ни Отца их Небесного. Об этом сказано: “Ибо от восхода солнца и до заката его велико имя Мое среди народов, и в каждом месте воскурено, и принесена (жертва) имени Моему, и дар чистый, ибо велико имя Мое среди народов, сказал Г-сподь Ц-ваот” (Малахи, 1:11)».
Ѓалель начинается с того, что весь мир признает Всевышнего: «От места восхода солнца и до места его заката прославляется Имя Господа. Возвышен Господь над всеми народами, над небесами слава Его». Весь мир признает власть Всевышнего, но лишь над небесами. В отличие от этого, народ Израиля признает и Его власть на земле: «Кто подобен Господу Богу, что, восседая [на троне] в горних высях, опускает взор Свой к небесам и к земле?» В этом заключается основной смысл Ѓалеля. Море и все, что в нем, признают власть Всевышнего в мире и исполняют Его волю. «Море пустилось в бегство, воды Иордана обратились вспять».
Фрагменты, которые опущены в сокращенном Ѓалеле, говорят о греховности народов и о том, что те предаются идолопоклонству. Судя по всему, для того, чтобы одолеть греховность крайней степени, необходима высшая святость. Такая святость заложена в днях, в которые читают полный Ѓалель. В вышеупомянутых фрагментах говорится, что все божки ничего не стоят. «Идолы их — серебро и золото, творение рук людских». То же самое можно сказать о тех, кто творит идолов и уповает на них. «Есть уста у них — но не говорят они, есть глаза — но не видят они, есть уши — но не слышат, онемела их гортань. Уподобятся им создатели их, всякий, кто уповает на них».
Во втором отрывке, читаемом в полном Ѓалеле, говорится о том, как трудна борьба со злом. «Опутали меня узы смерти, раздвинулись границы преисподней, и я оказался в них». О самых великих трудностях этой борьбы мы говорим в дни праздников, несущих в себе наибольшую радость. В конце Ѓалеля мы вспоминаем, что когда-нибудь весь мир признает Всевышнего и восславит Его: «Восславят Тебя, Господь, Бог наш, все творения Твои». Когда же это произойдет? Тогда, когда весь народ Израиля удостоится Избавления, и все народы мира будут учиться у него.
Псалом, песнь Давида при освящении дома
Превозношу Тебя, Г-споди, ибо Ты поднял меня
После зажигания ханукальных свечей принято читать 30 псалом: «Псалом, песнь Давида при освящении дома». Этот псалом читают в Хануку и во время утренней молитвы. Он связан с Ханукой прежде всего потому, что в его начале говорится об освящении («ханука») дома – то есть Первого Храма. Кроме того, его содержание идеально сочетается с внутренним смыслом праздника Ханука: поднять нас из глубокой пропасти и вознести ввысь. Ведь из-за греков мы пали на самый низкий духовный уровень, который только может быть. В Хануку мы просим Всевышнего, чтобы Он спас нас от падения и вознес на духовные высоты. В этом заключается главный смысл Хануки: зажечь свет во тьме, после захода солнца и появления звезд. Зажечь свет на улице, за пределами дома. Зажечь свет внизу, близко к земле. Зажечь свет слева от входа в дом, где нет мезузы. Зажечь огонь на пике зимы, в самые короткие и темные дни в году. Мы стремимся осветить пропасть, в которой пребываем, чтобы мы могли выбраться из нее.
При освящении Первого Храма также читали этот псалом. Ведь именно в этом заключается одно из главных назначений Храма. Храм предназначен не только для того, чтобы в Суккот, во время церемонии черпания воды, там веселились праведники, но и для того, чтобы возносить из пропасти грешников. Каждый, кто согрешил, приносит в Храме жертву. Храм искупает любой грех, любое падение. Все люди приходят туда, чтобы удостоиться искупления, исправить свои духовные качества, вознестись на более высокий уровень. Это одна из наиболее важных миссий Храма, если не самая важная.
Вот почему царь Давид упомянул в книге Теѓилим сыновей Кораха, которым удалось в последний момент спастись от преисподней. Неслучайно Давид так и называет их: «сыновья Кораха». Ведь он мог назвать их по именам или упомянуть других их предков. Почему же Давид решил упомянуть в псалмах именно Кораха?
Ответ на этот вопрос таков: именно сыновья Кораха более всех достойны играть на музыкальных инструментах в Храме, ибо они поднялись из пропасти. Ведь для этого и существует Храм: чтобы помочь людям выбраться из пропасти. Кроме того, они унаследовали от Кораха способность возглавлять народ: ведь Корах умел увлечь за собой всю общину. Сыновья Кораха тоже увлекают за собой всю общину, но, в отличие от своего отца, к добру, с помощью игры на музыкальных инструментах в Храме.
Откуда же нам известно, что им удалось выбраться из пропасти? Сначала о них написано: «И разверзла земля глотку свою, и поглотила их, и их дома, и всех людей, которые с Корахом, и все имущество», а затем написано: «А сыновья Кораха не умерли». А в Гемаре (трактат Санѓедрин, 110) рассказывается: оказавшись в пропасти, они раскаялись в своих грехах и спаслись.
Неслучайно, что сыновья Кораха упомянуты в псалмах Давида. Именно их избрал Давид из четырех тысяч песнопевцев, которые пели и играли в Храме в дни Давида и Шломо. Об этом сказано: «Г-споди! Ты поднял из преисподней душу мою, оставил меня в живых, чтобы не сошел я в яму» (Теѓилим, 30:4). Давид избрал именно сыновей Кораха, которые воочию видели жажду власти своего отца и все извращенные душевные качества, сопутствующие этому. Только они, прошедшие весь путь от пропасти к Храму, способны творить, воспевая победу над преисподней. «Поднимающий из праха бедняка, из сора возвышающий нищего, чтобы посадить (его) со знатными, со знатными народа его» (Теѓилим, 113:7).
Почему Давид писал песнопения для Храма?
Сам Давид также проделал путь от унижения до царствования. «А Давид – самый младший из них». В семье Ишая Давид не имел никакого значения. «Чужим был я для братьев своих и неродным – для сыновей матери моей» (Теѓилим, 69:9). Говорят наши мудрецы: Адам, совершивший грех с плодом Древа познания, прожил девятьсот тридцать лет, а не тысячу, как ему было обещано изначально. Он «пожертвовал» семьдесят лет жизни царю Давиду. И Давид смог исправить то, что не удалось первому человеку: Давид умел признавать свои ошибки. «И сказал Давид Натану: согрешил я пред Господом». Адам же свалил всю вину на Хаву: «И сказал Адам: жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел» (Берешит, 3612), и потому был изгнан из Ган Эдена.
Это великая сила – уметь признать свою ошибку и вознестись после падения. Эту силу наш народ черпает еще от Йеѓуды, прародителя Давида. Сначала о нем написано: «И было в то время: Йеѓуда отошел от братьев своих» (Берешит, 38:1). Раши поясняет: «Братья отстранили Йеѓуду от власти над ними». После этого падения Йеѓуда признает свои ошибки. Рискуя полностью утратить высокое положение в обществе после истории с Тамар, он все же заботится о своей «чести», не желая молчать, чтобы не лгать самому себе и не нанести ущерба своей душе.
В конце концов Йеѓуда признается в совершенном грехе: «И узнал Йеѓуда, и сказал: она правее меня» (там же, стих 26). Если бы он замешкался в своем признании, это могло бы стоить жизни Тамар и близнецам, что развивались в ее чреве. От этих близнецов затем произойдет царь Давид, а позднее и Машиах. Однако Йеѓуда не мешкал. Он признался в содеянном и тем самым восстановил свою поруганную честь. Это очень напоминает то, для чего человек приходит в Храм.
Храм – это место для тех людей, которые хотят признать свои ошибки и исправить их. Вот почему именно Давид написал песнопения для Храма. Он сам подобен сыновьям Кораха. В Гемаре (трактат Моэд катан, 16б) написано: «Давид раскаялся в своем грехе первым и проложил путь всем раскаивающимся. Если кто-то согрешил, говорят ему: посмотри на Давида. Простил ему Святой, благословен Он, грех, и ты тоже возвратись к Нему в раскаянии».
Что сделал Давид для Храма?
Теперь мы можем понять, почему освящение Храма связывается с именем Давида, хотя не он отстроил Храм. Давид совершил по крайней мере десять вещей, благодаря которым Шломо смог построить Храм.
1. Давид пробудил в народе желание и молитву о построении Храма. Во время мора, который обрушился на народ в дни Давида, умерло семьдесят тысяч человек. После окончания мора Давид купил гумно Аравны – место, на котором впоследствии будет возведен Храм. В Мидраш Теѓилим говорится: «И пришел Гад к Давиду, и сказал ему: взойди и построй жертвенник Господу». Это можно объяснить с помощью притчи. Один человек наказывал своего сына, и не знал сын, за что отец наказывает его. Однажды отец наказал его и сказал: пойди и сделай наконец то, что я уже давно повелел тебе сделать! Так, все, кто погиб от мора, были наказаны за то, что не требовали построения Храма. И поэтому первые пророки постановили, что мы должны молиться три раза в день, говоря: «Возврати Шхину Твою в Сион и храмовое служение в Иерусалим, город Твой». А в Мидраш Теѓилим говорится, что необходимо упоминать построение Храма и в «Благословении после трапезы».
Именно благодаря Давиду в народе пробудилась тоска по Храму. Вот что сказано о Давиде: «Как клялся он Г-споду, давал обет Сильному Яакова: “Не войду я в шатер дома моего, не поднимусь на постель ложа моего; не дам сна глазам своим и векам своим – дремоты, доколе не найду места Г-споду, обители Сильному Яакова”» (Теѓилим, 132). Так Давид возвел Храм в сердцах народа Израиля.
2. Давид подготовил проект построения Храма. О Давиде написано: «И отдал Давид Шломо, сыну своему, предначертание зала, и домов его, и складов его, и верхних комнат его, и внутренних помещений его, и помещения для крышки (ковчега). И предначертание для всего, что было (передано) ему духом (святым), – для дворов дома Г-сподня и всех комнат кругом, сокровищниц дома Б-жьего и сокровищниц для (жертв) священных; и для отделений коѓенов и левитов, для всего дела служения в доме Г-споднем и всей утвари, (необходимой) для служения в доме Г-споднем. И о золоте, с (указанием) веса золота, о всех сосудах для каждой службы, о всех сосудах серебряных, с (указанием) веса, для всех сосудов, для каждой службы. И о весе золотых светильников и золотых лампад, (с указанием) веса каждого светильника и лампад его, и о серебряных светильниках, с (указанием) веса светильника и лампад его, для каждого светильника. Вес золота для столов предложения, для каждого стола, и серебро для столов серебряных. И (для) вилок, и кропильниц, и чаш золота чистого, и крышек (кропильниц) золотых, с (указанием) веса каждой крышки, и для крышек серебряных, с (указанием) веса для каждой крышки. И для жертвенника воскурения из золота (очищенного) с (указанием) веса и для предначертания о колеснице – о золотых керувах, простирающих (крылья), покрывающих ковчег завета Г-сподня. (19) Все это (сказано) в писании от Г-спода, – который вразумил меня о всех работах предначертанных. И сказал Давид Шломо, сыну своему: будь тверд и мужествен и свершай, не страшись и не трепещи, ибо Г-сподь Б-г, Б-г мой, с тобой, Он не отступит от тебя и не оставит тебя, доколе не завершится вся работа для службы в доме Г-споднем. И вот отделения коѓенов и левитов для всей службы в доме Б-жьем. И с тобою во всей работе (этой) каждый щедро дарящий мудрость во всяком деле, и начальники, и весь народ, (чтобы выполнять) все (повеления) твои» (Диврей ѓа-ямим 1, 28:11-21). Давид также постановил, что Храм будет построен в Иерусалиме, на горе Мория.
3. Давид заготовил запасы золота и серебра для Храма. Давид всеми силами души стремился построить Храм. «И было на сердце Давида, отца моего, построить дом имени Г-спода, Б-га Израилева» (Млахим 1, 8:17). Однако Святой, благословен Он, остановил его, когда он построил Западную Стену Храмовой горы. «Но Г-сподь сказал Давиду, отцу моему: “У тебя было на сердце построить дом имени Моему, – хорошо, что это у тебя было на сердце, однако не ты построишь этот дом, а сын твой, вышедший из чресл твоих, он построит дом имени Моему”» (там же, ст. 18-19). Давид, который так хотел построить Храм, сказал в сердце своем: если я не удостоился построить его, то хотя бы приготовлю все необходимое для этого. Перед смертью Давид собрал весь народ Израиля и сказал ему: «И всеми силами своими заготовлял я для дома Б-жьего золота для золотых (вещей) и серебра для серебряных (вещей), а медь – для медных, железа – для железных, и дерева – для деревянных, камней ониксовых и вставных камней изумрудных, и ткани разноцветные, и всякие камни дорогие, и камни мраморные во множестве. И еще, из любви моей к дому Б-га моего, – есть у меня сокровище, золото и серебро, – (готов) я отдать для дома Б-га моего больше, чем все, что заготовил я для дома святого. Три тысячи талантов золота, из золота офирского, и семь тысяч талантов серебра очищенного, для покрытия стен домов, для (каждой вещи) золотой – золото, и для (каждой) серебряной – серебро, и для всякого изделия мастеров» (Диврей ѓа-ямим 1, 29:2-5).
4. Давид написал песнопения для Храма. Давид написал книгу Теѓилим, которая помогает людям приблизиться к Господу. «И когда заиграл музыкант, была на нем (на Элише) рука Г-сподня (дух пророческий)» (Млахим 2, 3:15). В этом и заключается предназначение Храма. В Мидраше (Рут раба, 4:9) сказано: «Почему веселье праздника Суккот называется черпанием? Потому что от него черпали дух святости. Ведь сказано: “И с радостью будете вы черпать воду из источников спасения” (Йешаяѓу, 12:3)». Все это достигалось при помощи песнопений, написанных царем Давидом. О левитах, которые играли в Храме на музыкальных инструментах и пели песнопения Давида, написано: «И отделил Давид и начальники войска на службу сыновей Асафа и Эймана, и Йедутуна, играющих на кинорах, на арфах и на цимбалах» (Диврей ѓа-ямим 1, 25:1). Благодаря их игре некоторые из слушающих удостаивались пророчества.
5. Давид подготовил музыкальные инструменты для игры в Храме. Написано о Давиде, что он подготовил «четыре тысячи славящих Г-спода на инструментах, сделанных для прославления» (Диврей ѓа-ямим 1, 23:5). Давид сделал музыкальные инструменты для Храма сам, а не купил их у ремесленников. Инструменты, созданные Давидом, сохранились на протяжении многих поколений. Об этом сказано в книге Нехемьи, написанной во времена Второго Храма, через 500 лет после жизни Давида. Вот что там сказано: «Шмая и Азариэль, Милалай, Гилалай, Маай, Нетанэль и Йеѓуда, Ханани с музыкальными инструментами Давида, человека Божия» (Нехемья, 12:36).
6. Давид перевез Ковчег Завета в Иерусалим. Все, что связано с построением Храма, требует особой осторожности. Это относится и к перевозке Ковчега Завета в Иерусалим. «И воспылал гнев Г-спода на Узу, и поразил его там Б-г за его оплошность, и умер он там у Ковчега Божья» (Шмуэль 2, 6:7). Оказывается, перевозка ковчега в Иерусалим требует особой осторожности. И Давид знал, как это сделать. Он знал тайну: это нужно делать с особой радостью и скромностью. «И пошел Давид, и с торжеством поднял ковчег Б-жий из дома Овед-Эдома в город Давида» (там же, ст. 12). Говорят наши мудрецы: торжество, которое устроил Давид, перевозя Ковчег Завета в Иерусалим, стало уроком для всего народа, как нужно радоваться и веселиться в Храме. Сначала написано: «И Давид плясал изо всех сил пред Господом; а опоясан был Давид льняным эйфодом», а затем: «Так Давид и весь дом Исраэйлев несли ковчег Г-сподень с кликами и под звуки шофара». Давид начал веселиться, и весь народ последовал его примеру.
7. Давид отвоевал Иерусалим у йевусеев и купил место, на котором будет возведен Храм. Захват Иерусалима был одной из самых сложных задач, выполненных Давидом. Подобные дела не совершал никто из вождей народа Израиля со времен Йеѓошуа. После Исхода из Египта прошло 400 лет. Первой областью Земли Израиля, завоеванной евреями, было Восточное Заиорданье. Позднее была захвачена часть Западного Заиорданья. После семи лет правления в Хевроне Давид завоевал Иерусалим. «И пошел царь и люди его на Иерусалим против йевусеев, жителей той страны; но они сказали Давиду так: ты не войдешь сюда, пока не уберешь слепых и хромых, – то есть: не войдет Давид сюда. Но взял Давид крепость Сион: это – город Давида» (Шмуэль 2, 5:6-7). И лишь позднее Давид завладел самым сердцем Иерусалима, где будет возведен Храм. Это произошло после мора, в результате которого умерло семьдесят тысяч человек из народа Израиля. «И простер ангел руку свою на Иерусалим, чтобы погубить его, но Г-сподь раскаялся в этом зле и сказал ангелу, губившему народ: довольно, теперь останови руку твою! А ангел Г-сподень был у гумна Аравны йевусея» (Шмуэль 2, 24:16). Когда Давид увидел, что ангел смерти остановился у гумна Аравны, он понял, что в этом месте сокрыто благословение. Это – место жизни, врата Небес. И Давид купил у Аравны это место, где впоследствии будет возведен Храм. «И сказал царь Аравне: нет, куплю я у тебя (только) за плату, и не принесу Г-споду, Б-гу моему, всесожжении, (взятых) даром. И купил Давид гумно и скот тот за пятьдесят шекелей серебра. (25) И построил там Давид жертвенник Г-споду, и принес всесожжения и мирные жертвы. И исполнил Г-сподь мольбу о стране, и прекратился мор в Израиле» (там же, ст. 24).
8. Давид подготовил фундамент Храма. В Гемаре, в трактате Сукка, рассказывается, что Давид заложил фундамент Храма. Для этого он расширил подземные каналы, уходящие вглубь земли, достигая Скалы Основания, с которой был сотворен мир. И тогда через каналы поднялись великие воды, которые грозили затопить весь мир. Давид не знал, можно ли бросить в воду черепок с начертанным на нем именем Всевышнего, чтобы остановить потоп, – ведь тогда воды сотрут святое имя. Он спросил мудрецов, стоявших рядом с ним, знают ли они, каков закон, но никто из мудрецов не ответил ему. Почувствовал Давид, что кто-то среди них знает ответ, и сказал: «Если кто-то из вас знает, но не говорит мне, пусть задохнется!» И тогда Ахитофель ответил: «Если ради того, чтобы установить мир между мужем и женой, можно стереть святое имя (имеется в виду закон «сота» – пер.), то тем более это дозволяется, чтобы спасти мир от потопа!» Начертал Давид святое имя на глиняном черепке, бросил черепок в воду, и воды возвратились на свое место.
9. Давид назначил двадцать четыре смены коѓенов и левитов для службы в Храме. В книге Диврей ѓа-ямим перечислены имена всех семейств коѓенов и левитов, которых собрал царь Давид для службы в Храме. Без этого служба в Храме была бы невозможна. Давид подготовил списки всех семейств: «И отделил Давид и начальники войска на службу сыновей Асафа и Эймана, и Йедутуна, играющих на киннорах, на арфах и на цимбалах, И число их, исполняющих работу при службе своей, было» и читай далее (Диврей ѓа-ямим 1, гл. 23-25).
10. Давид повелел своему сыну Шломо и всему народу Израиля построить Храм. После всего перечисленного Давид повелел Шломо и всему народу отстроить Храм. Это было не так-то просто. После всей подготовки, проделанной Давидом, у Шломо заняло еще 13 лет, чтобы довести построение Храма до конца. «И заповедал Давид всем князьям Израиля помогать Шломо, сыну его. Ведь Г-сподь Б-г с вами, и дал Он покой вам со всех сторон, потому что предал Он в руки мои жителей страны этой, и покорилась страна пред Господом и пред народом Его. Ныне приготовьте сердце ваше и душу вашу (к тому), чтобы вопрошать Г-спода Б-га вашего. Встаньте и стройте Храм Г-спода Б-га, чтобы перенести Ковчег Завета Г-сподня и утварь священную Б-жью в дом, (который) построен будет имени Г-сподню» (Диврей ѓа-ямим 1, 22:17-19).
Врата Храма раскрылись только при упоминании Давида
После всего вышесказанного нас не удивляет, что освящение Храма связывается с именем Давида. В Гемаре (трактат Шабат, 30) рассказывается: когда царь Шломо строил Храм, он хотел занести Ковчег Завета в Святая Святых, однако створки ворот словно приклеились одна к другой. Произнес Шломо двадцать четыре песнопения, но ворота не послушались. И лишь когда он упомянул имя Давида, ворота распахнулись. В тот час увидел весь народ, что хотя Храм построил Шломо, ворота Святая Святых раскрылись только благодаря Давиду.
Сегодня мы пребываем накануне построения Третьего Храма. Мы должны учиться у Давида, что нужно сделать, чтобы Храм был построен как можно скорее. Нужно молиться о Храме и готовить все необходимое для него. Да будет воля Всевышнего, чтобы Храм был отстроен в скором времени, в наши дни, амен!