Ган Эден — приятный сад, в котором пребывал первый человек до того, как он согрешил. Наши мудрецы, комментируя строки Торы, пояснили, что Эден — название особого места, о котором сказано: «Река вытекает из Эден, чтобы орошать сад» (Берешит, 2:10), а название Ган Эден нужно понимать как «сад, орошаемый рекою, берущей свое начало в Эден».
Сказано в трактате Брахот: «Эден расположен в некотором отдалении от сада» (346). Сад — это материальные структуры, через которые высокая духовность находит свое выражение. Всевышний поместил человека в Ган Эден, «чтобы обрабатывать его и хранить его» (Берешит, 2:15). Наши мудрецы разъяснил и, что повеление Всевышнего обрабатывать и охранять сад является требованием соблюдать все повелевающие заповеди и не нарушать все запреты Торы. Это повеление еще в большей степени относится к нам — ведь, находясь в Земле Израиля, мы живем в том месте, где располагался Ган Эден.
Однако наше состояние отличается от состояния первого человека: в день его сотворения весь мир был пронизан духовностью, а в наше время материальные структуры настолько преобладают над силой духовности, что последняя остается почти неощутимой. И, следовательно, работа людей, направленная на создание условий для раскрытия Эден через сад, является еще более важной и трудной, чем та, которую должен был исполнять Адам в мире, находившемся в идеальном состоянии в момент его сотворения.
Эден должен проявиться как Б-жественное благословение, несущее материальному миру изобилие и благо. Возложенную на нас работу можно сравнить с работой земледельца: выращивая прекрасные плоды, он должен подумать не только о том, как возделать почву, но и о том, чтобы труды его рук не погибли от сорняков и вредителей и не были разграблены многочисленными разбойниками. Нам же следует, продвигаясь вперед и приближаясь ко времени сбора плодов урожая, постоянно думать о защите нашего сада.
Преодолевая трудности на протяжении пятидесяти с лишним лет, мы создали свой «национальный сад» и «национальный дом». Но до сих пор нам не удалось эти прекрасные сами по себе сосуды, предназначенные для раскрытия высокой духовности, использовать по назначению, т. е. сделать явным, очевидным и ощутимым источник нашего блага, черпающий свои силы из самых высоких Б-жественных сфер. Мы добились высокого экономического развития, мы построили мощную армию обороны. Все это должно быть пронизано светом, раскрывающим Б-жественное Присутствие. Будем надеяться, что наша нелегкая работа даст обильные плоды и мы увидим, как «утешил Б-г Цион, поднял развалины его и превратил пустыню в Эден, а степи — в Б-жественный сад. Радость и веселье пребывают в нем, благодарность и звуки песни» (Йешаяу, 51).