129

Дорога Праотцов

November 2, 2002 Автор: д-р Пинхас Полонский - No Comments

 Наш недельный раздел Торы начинается с истории о том, как Авраам купил поле и пещеру Махпела около города Хеврон для того, чтобы сделать это место своей семейной гробницей. Тора подробно рассказывает нам о том, как Авраам отказался получить эту пещеру в подарок и настоял на том, чтобы приобрести эту землю за полную стоимость в свое частное владение – так, чтобы пещера Махпела и поле Хеврона находились в частной собственности еврейского народа и чтобы в Торе как в документе эта покупка была оговорена.
Есть три места на Земле Израиля, про которые Тора сообщает нам, что они были выкуплены наши
ми  предками у их прежних хозяев, а не просто завоеваны. Эти три места – пещера Махпела, купленная Авраамом; часть города Шхема, где расположена сейчас гробница Иосифа, купленная Яаковом; и Храмовая гора в Иерусалиме, купленная царем Давидом. Это три самых святых места в Земле Израиля, и они образуют как бы ось, вокруг которой страна вращается в географическом, политическом и духовном смысле. Географически – потому, что они расположены на хребте горы, протянувшейся вдоль всей центральной части страны, и через них проходит одна из главных магистралей страны – «дорога Праотцов» (сегодня – это шоссе N 60). Политически – потому что город Хеврон был столицей южного, иудейского колена, город Шхем был центром колена Эфраима, занимавшего главное положение в северном еврейском царстве, а Иерусалим, находившийся посредине между ними, был объединенным и объединяющим центром страны. В духовном смысле – потому, что эти три города выражают важнейшие аспекты жизни еврейского народа; это три места, в которых мистически сконцентрирован наибольший уровень святости Земли Израиля.
Эти три места были куплены нашими Праотцами, потому что они составляют сердце страны, и именно в этих местах в древности располагалось еврейское государство. Когда в 1948 году была провозглашена Декларация Независимости Государства Израиль, то там есть слова о том, что мы возвращаемся в эту страну, а не в какую-нибудь другую, потому что именно здесь сформировался еврейский народ. Декларация провозглашает, что она подписана «в городе Тель-Авиве, на земле наших предков». Вместе с тем не следует забывать, что Шхем, Хеврон и Иерусалим являются не в меньшей степени «землей наших предков», чем Тель-Авив, отвоеванный у филистимлян гораздо позднее.
Парадоксально, что именно те места, которые наши предки купили за деньги, о чем записано в Библии и поэтому известно всему миру, являются сегодня самыми спорными точками наших отношений с арабами. Арабы чувствуют, что три города содержат в себе наибольшую концентрацию святости Земли Израиля, и что тот, кто будет владеть этими тремя местами, будет владеть страной. Судя по всему, спор между Ишмаэлем (чьими потомками являются арабы) и Ицхаком (чьими потомками являемся мы) о том, кто будет наследником Авраама, продолжается. Следовало бы и нам поострее это чувствовать.

Материал любезно предоставлен культурно-религиозным центром «Маханаим». Адрес сайта: www.machanaim.org