purim

Для чего пьют в Пурим?

March 7, 2006 Автор: рав Лейб Горбачевский - No Comments
Вообще-то евреи – народ относительно непьющий. Антиалкогольная кампания проходит красной нитью через всю еврейскую литературу. Тем занятнее наблюдать их в Пурим. Просто не узнать. Так пьют…

Ну, расслабляются раз в году, отпускают тормоза. По-человечески, вполне понятно. Нельзя же так всё время… не пить…

Это было бы довольно приемлемым объяснением, если бы пуримское пьянство было бы обычаем, традицией. Но не так ведь это. Это – закон. В самом главном еврейском кодексе «Шульхан Арух» формулируется он в такой совершенно серьёзной форме:
«Должен каждый еврей (мужчина) достигнуть такой степени опьянения, чтобы не отличать два противоположных высказывания – «благословен Мордехай» и «проклят Аман».

Законы и обычаи Пурима приводятся в Мегиле – Свитке Эстер. Подарки бедным, радость, веселье, праздничная трапеза, посылание еды знакомым и друзьям – всё это написано в конце Мегилы открытым текстом. Со столь приятно звучащим для русскоязычного уха законом – несколько сложнее.

Евреи любят, когда ответ не очень легко найти, добавить до кучи ещё парочку трудных вопросов, и разбираться со всеми вместе. Клин клином.

Ещё один обычай Пурима, который в Мегиле не очень заметен – маскарад. Именно по этой причине Пурим – любимый праздник детей от 3 до 120 лет. Обычай этот очень древний, и ничего с языческими карнавалами, по сути, не имеет общего.
В свитке Эстер, на первый взгляд, маски тоже, вроде бы, не фигурируют.
На второй, впрочем, взгляд…

Итак, попробуем ещё раз открыть этот удивительный свиток. Да, мы знаем его очень хорошо. Каждый Пурим читаем его в синагоге вечером и утром, плюс детские спектакли, пуримшпили, и.т.п.

Ну что тут можно ещё увидеть? Злодей Аман задумал уничтожить наш народ, а праведный Мордехай и царица Эстер нас спасли, благодаря помощи Всевышнего, Стража Израиля. Амана повесили на дереве, которое он приготовил для Мордехая. А город Шошан ликовал и веселился. Вот и сказке конец, а кто слушал – тому ещё по одной. Лехаим.

Понимаете, уважаемый читатель, тут имеется одна объяснимая, но досадная ошибка. Дело в том, что Пурим очень любят дети, а мы очень любим детей. Вот и усвоили мы тот рассказ, который вообще-то предназначен для младшего дошкольного возраста.

И если бы авторы Мегилы хотели бы нам рассказать только эту занятную и оптимистичную историю, то непонятно, чего от нас хотят, когда обязывают два раза подряд слушать каждое слово Свитка, включая такие заковыристые слова, как "ахаштраним" и "ахашдарпаним". Ведь если каждое слово так важно, то значит, и история не столь проста.

Аман
Мы привыкли уже смотреть на него через ветви дерева, приготовленного им для Мордехая, и под аккомпанимент топота копыт гонцов, несущих смертоносные письма.
Но откроем свиток сначала. Если следовать мнению мудрецов Талмуда (1) , то Мемухан из советников Ахашвероша, который даёт царю такую замечательную юридическую консультацию, позволившую изящно избавиться от строптивой царицы Вашти (2) , – он и есть Аман. Есть, впрочем, и другие, менее известные объяснения, кто такой Мемухан (3) . Однако, допустив, что Мемухан – это Аман, мы можем многое объяснить. Например, то, почему после того, как царь женился на Эстер, первое, что он делает – это возвеличивает какого-то Амана. Конечно, можно сказать, что Аман появляется совершенно случайно, но тут действует принцип минимальных допущений: а зачем нам тогда в первой части сообщили, что некий Мемухан, который более нигде и никогда не появляется, даёт царю столь ценные советы?

Итак, вот он – Мемухан, он же Аман. Прошу любить и жаловать.
Не праведник, конечно, народов мира, но и совсем не злодей.
Простой политический деятель эпохи неограниченных возможностей.
Неброские семитские черты лица, элегантный костюмчик, живые глаза.
Молодой начинающий волк.

И тут – удача. Утренняя звезда улыбнулась прямо с утра. Его величество поставило себе капкан, а все эти так называемые великие мудрецы и сановники Персии и Мидии чешут свои лысины. Ну, мы же не зря изучали масс-медиа и психологию. Нужный совет в нужное время стоит дорого. Тем более что в результате открываются совсем головокружительные возможности.

– Ваше величество, не угодно ли будет вам спасти всех мужчин Персии от страшного позора, которому их подвергла царица Вашти? Народ Персии требует суда над оголтелой наследницей вавилонского сатрапа. Она думает, что ей всё можно – она ошибается. Народ говорит – ей всё нельзя.
Первые десять баллов.

– Ваше величество, народ Персии видит ваше горе от безвременной утраты любимой подруги. Лучшие дочери всех народов империи готовы предстать перед царём, чтобы Его Величество выбрал лучших из лучших.
Такая забота о монархе тоже не забывается. Десять баллов и ещё десять баллов – это, по нашим временам эпохи неограниченных возможностей, уже серьёзное повышение.

Железо нужно ковать, пока оно горячо. Власть нужно удерживать, а это по нашим временам гораздо сложнее, чем до неё дорваться. Итак, как правильно сказал классик, "мы любим людей за то, что мы для них делаем". Организуем, прежде всего, поклонение нашей персоне. Не лично! Что вы! Как символу и оплоту государства и монархии. Привыкнут кланяться – забудут и про символы, и про оплот. Немного терпения….

Всё идёт по плану. Все части аппарата присягают на верность великому и мудрейшему Аману. Старые вавилонские бюрократические крысы и спесивые наглые персидские вояки. Империя кланяется мне…. Всё идёт по плану… Ну, что такое один идиот, не стоит нашего волнения. И тронуть его нельзя… Воспитатель царицы, сам на свою голову накликал…. Ничего, потерпим. Спокойствие и терпение….

Однако же, Мордехай по-прежнему стоит, как столб в воротах, и портит картину.
Всё дальнейшее в столь понятную и объяснимую роль не вписывается.
Яркая вспышка… – и привычный образ умного и расчетливого карьериста исчезает.
Появляется лихорадочный блеск глаз, жидкая прядь волос падает со лба, голос становится резким и отрывистым.

– А подайте-ка мне анкету этого Мордехая. Иудей! Я так и знал. Везде – жиды! От них укрыться невозможно. Или мы, или они. Вот оно, то, что перед смертью говорил мой дорогой безвременно ушедший родитель: Амаша, берегись жидов. Дави их, Амаша, или они тебя задавят.

Но сейчас пока шансов задавить больше у нас, дорогой папа. И никаких средств для этого святого дела мы не пожалеем. И все наши современные знания используем. Мы, наконец, объясним всему миру, что каждая минута существования этого народа – непоправимый ущерб для всего человечества.

– Ваше величество, ЕСТЬ ОДИН НАРОД СРЕДИ ДРУГИХ НАРОДОВ, НО ОБОСОБЛЕННЫЙ ОТ НИХ; И ЗАКОНЫ ИХ ОТЛИЧНЫ ОТ ЗАКОНОВ ВСЕХ НАРОДОВ, И ЗАКОНОВ ЦАРЯ ОНИ НЕ ВЫПОЛНЯЮТ, И ЦАРЮ НЕ СТОИТ ОСТАВЛЯТЬ ИХ (ЖИТЬ В СТРАНЕ).

Всё идёт по плану. Больше того, я ещё на этом заработаю. Ха-ха. Царь попался понимающий. Моё положение, разумеется, только упрочится. Как же – спаситель отечества от всемирного заговора. Только терпение – и со всеми мордехаями будет покончено.

Но этот Мордехай всё стоит и не кланяется. Он всё пронюхал уже, вот он стоит в мешковине вместо одежды – знает, что конец его близок. И все равно не кланяется!

Яркая вспышка.
Исчезает хитрый, расчетливый антисемит, талантливый организатор.
Появляются клыки, слюна капает из полураскрытого рта. Тяжёлое дыхание, зубной скрежет:
– Зэреш, мудрейшая из жён, я не выдержу. Как медленно тянется время. Я задушу его собственными руками. Нет, я загрызу его!
– Зачем портить зубы? Есть масса более цивилизованных способов. Построй, к примеру, виселицу. Не просто так, а что-нибудь монументальное. Чтобы было понятно, что ты не за себя, а за государство печёшься. Ну, ведь ты же сам придумал "брэнд" про Вашти: не против царя лично согрешила… Вот-вот…Но что с тобой? Ты сам не в себе, дорогой.
– Замечательно, так мы и сделаем. Его будет видно со всех окраин столицы. Выше всех поднимется Мордехай! Пятьдесят локтей – никак меньше.
– Плотников ко мне!
– Что?! Нету на складе такой деревяшки?! Заказывать с весенним сплавом? Нет, я не могу ждать. На всю столицу только две балки такого размера? Нет, царский дворец разбирать не будем, пока. Разбирайте мой! Для такого дела – не жалко. Тихо, дети! Это для вас всех папа старается. Чтобы вам больше эту жидовскую нечисть больше не видеть! (4)
Я лично буду руководить строительством. Дайте мне топор. Так, стоит. Стоит, красавица. Взвейтесь, соколы, орлами! К царю!
– Ваше превосходительство. Позвольте напомнить, время – полпятого утра. Вы нарушите высочайший покой. Да и подозрения это может вызвать. Подождите до утра…
– Плевать, дело государственной важности. Немедленно подготовиться к торжественному мероприятию. Карету!
– Госпожа Зереш, Мудрейший Аман совершенно потерял голову. Это может плохо кончиться. Он сам роет себе могилу.
– Я ничего не могу сделать – он неуправляем.
Далее началось падение, а в падении уже трудно разглядеть детали маски….

Мордехай

И так же как и в случае с Аманом, нам придется отказаться от привычных стереотипов. Вы хотите сказать, что Мордехай – не праведник?
Честно говоря, я хочу разобраться, не связывая себя схемами. Поскольку то, что перед нами открывается в Мегиле, в привычные схемы вписывается плохо.

Факты же заключаются в том, что:
1) Имя праведника – Мордехай. И это уже о многом говорит.
Да, сейчас это самое что ни на есть еврейское имя. После Мордехая. Но в Танахе вы его не найдёте. Нееврейское это имя.
– Ну и что? Моше – тоже нееврейское имя, и ничего.
– Да, но Мардук – это не просто распространённое вавилонско–персидское имя.
Это – имя главного языческого божества. Вы представляете себе уважаемого раввина, которого зовут, к примеру, Христофор (в переводе: "свет Христа")?
2) Кузина праведника Мордехая оказывается замужем за гойским царём.
– Хорошо, – вы скажете, – её насильно взяли.
– Тогда почему Мордехай не рвёт на себе волосы, не посыпает голову пеплом, не сидит по умершей для еврейского народа девушке траур? А, напротив, занимает вполне почётное место у царских ворот, как воспитатель царицы.
3) Праведник Мордехай почему-то приказывает Эстер тщательно скрывать своё еврейское происхождение. С позиции еврейского праведника это объяснить невозможно. Зато когда я спросил своих учеников, из бывших советских евреев, которые за семьдесят лет власти большевиков несколько отдалились от праведности в её традиционном еврейском понимании: "А почему Мордехай сказал Эстер не говорить, что она еврейка?" – то на меня посмотрели, как на ребёнка. Это даже не требовало объяснений в их глазах.

Мордехай – маска первая

Муж еврейского происхождения был в столичном городе Шошане. И имя его – Мордехай.

(Прошу сразу: не обвинять меня в ереси и святотатстве, пока не дочитаете эти заметки до конца… )

Перед нами с достоинством одетый господин зрелого возраста. Аккуратно постриженная борода с проседью. Модный костюм. Запонки из искусственных бриллиантов. Нос выдающихся размеров и не вызывающей сомнений формы разрушает образ мелкого персидского чиновника. Живые и пронзительные зеленоватые глаза, жадно всматривающиеся вокруг, довершают разрушение образа. Да, перед нами, несомненно, еврей. Хотя…. Говорит по-персидски и по-арамейски, не картавя. В синагогу с утра не бежит и по субботам имеет обыкновение ходить в персидские бани. Разбирается в тонкостях языческого пантеона, очень доступно может объяснить, почему Митре стоит приносить жертвы в полдень, а Астарте – под утро. Говорят, что однажды в Йом Кипур его видели в молитвенном собрании евреев, но сам он говорил, что зашёл туда за старыми калошами.

– Да, меня зовут Мордехай, в честь Мардука. Это здесь главное божество. Мы здесь живём, значит, должны приспосабливаться в чужом монастыре со своими уставами. По-моему, очень благозвучно. Это ещё мой покойный родитель побеспокоился, чтобы у мальчика не было проблем. И действительно, почему у нас будут проблемы? Персы – очень либеральный народ. Всем открыты двери. Никакой пятой графы, если её специально не подчёркивать, конечно.

Слушай, Эстер, мы, конечно евреи, и ты это помни. Мы великий народ. Но сейчас про это здесь никто не должен знать.

Да, я знаю, что мама назвала тебя Адасса, это древнее еврейское имя. Но теперь, дочка, тебя будут звать Эстер. Астарта. Это – богиня утренней звезды, богиня любви. Это прекрасно.

Ты говоришь, что мама говорила тебе, что есть только один Бог, еврейский? Я тоже про это слышал. Я не хочу ничего плохого тебе сказать про то, что говорила твоя мама. Но всё-таки: и где он, этот еврейский Бог? Я спрашиваю! Где Он – великий, могучий и грозный? Где он был, когда дикие орды вавилонян жгли Его Дом? Где он был, когда народ, которому он обещал дать Землю Израиля навечно, вели в цепях в рабство ? (5) Нет, я извиняюсь, может, когда-то и был Бог Один, но сейчас, видимо, появились и другие. И вообще, это разговор слишком сложный для такой молодой девушки.

Давай лучше подумаем о том, как устроить твою судьбу. Что ты думаешь о…
Что это сегодня глашатаи царские прямо с утра разъездились? А, срочный указ – интересно, интересно…Так, царь объявляет…. Всех девиц, хороших видом…во дворец… Адас…Эстер, душа моя, это – шанс, это нельзя упускать, звезда моя утренняя! Королева моя!

Ты уже оделась? Посыльные ждут. Девочка моя, запомни – никто не должен знать, что ты – дочь моего дяди Авихайля, что ты – еврейка. Ты – просто сирота, которую я подобрал на улице. У тебя нет национальности, нет пятой графы. Ты – просто Эстер.

Следующее явление Мордехая тоже не получается объяснить в рамках общепринятой концепции его праведности в еврейском понимании.

Мордехай не поклонился злодею Аману. И тем самым поставил под угрозу весь еврейский народ. Не имея на это никакого права, с точки зрения еврейского закона . (6)
– Ну кто мог знать! – разведём мы руками. Правильно, никто не мог знать. До того, как все узнали.
Но ведь Мордехай не кланяется, даже когда узнаёт про страшные планы Амана . (7)
Проблема заключается в том, что такая "несгибаемость" не вписывается не только в образ ортодоксального праведника, но и в тот образ активно ассимилирующегося еврея, которым нам Мордехай представлялся во второй главе.
Попробуем найти достаточно серьёзное объяснение того, почему же не кланялся Мордехай.

Мордехай – маска вторая

Муж еврейского происхождения БЫЛ В ШУШАНЕ, ГОРОДЕ ПРЕСТОЛЬНОМ; ИМЯ ЕГО – МОРДЕХАЙ СЫН ЯИРА, СЫН ШИМИ, СЫН КИША, ИЗ КОЛЕНА БИНЬЯМИНОВА. ИЗГНАННЫЙ ИЗ ИЕРУСАЛИМА С ИЗГНАННИКАМИ, ИЗГНАННЫМИ ВМЕСТЕ С ЙЕХОНИЕЙ, ЦАРЕМ ИУДЕЙСКИМ, КОТОРЫХ ИЗГНАЛ НАВУХОДОНОСОР, ЦАРЬ ВАВИЛОНСКИЙ.
Если до сих пор мы говорили только в самых общих чертах про происхождение Мордехая, то теперь стоит посмотреть повнимательнее на всё его досье. Для понимающего человека эта генеалогия – просто находка. Особенно, если сравнить её с генеалогией второго главного героя – Амана.
Про Яира, отца Мордехая, нам почти ничего не известно.
Зато Шимми, Шимми Бен Гера (под этим именем он фигурирует в книге Шмуэля) – персонаж очень любопытный. Племянник царя Шауля, он не признал царя Давида, и когда последний оказался в трудном положении, использовал случай, чтобы высказать про Давида всё, что он о нём думает. Не взирая на личности. Причём у Давида и возможность, и полное право казнить наглеца были и прямо тогда, и позднее. Но он поклялся не трогать его. И лишь сыну своему Шломо завещал после смерти закрыть этот счёт. Одно из объяснений этой странной отсрочки приговора Мидраш видит в пророческом видении царя. Давид, говорит Мидраш, видел, что из негодяя Шимми произойдёт Мордехай, который спасёт еврейский народ. Сам, правда, страшную опасность накликивает, и сам же спасает. Причём, особенно интересно, то, что и то, и другое происходит благодаря тому же, фамильному, видимо, качеству: наглости….
Киш известен, в основном, как отец первого еврейского царя Шауля. Единственная дополнительная деталь, про него известная, тоже связана с воцарением Шауля. Пропали ослицы, говорит книга Шмуэля, у Киша, и послал он их искать своего сына. Искал он их по всей стране, пока не встретил пророка Шмуэля. И решил спросить пророка, где, мол, ослицы – чтобы, значит, не пропадал бесцельно Божий дар. А пророк, конечно, после того, как с ослицами вопрос был улажен, его за одно и помазал на царство…. Таким образом, если, к примеру, у истоков римской государственности были гуси, то у нас вот – ослицы. Я подозреваю, что процесс этот влияния ослов на государственную политику у нас ещё не завершился. Ну а если серьёзно, то в еврейской традиции осёл не считается символом глупости. Символической является другая характерная черта этого животного – упрямство и своенравие.
Так вот, царь Шауль тоже потерял царство из-за все того же упрямства. Не хотел он уничтожать всех амалекитян, как это предписано Торой строго-настрого. А было у него своё соображение. И в результате (как говорит Мидраш) у царя амалекитян, Агага, рождается через девять месяцев наследничек, и через лет этак шестьсот приводит генеалогическая цепочка к нашему знакомому политическому волку эпохи неограниченных возможностей – Аману.
Надо сказать, что упрямство – вообще характерная черта нашего народа. Да что там говорить, сам Всевышний в Торе нас не раз называет жестоковыйным народом. У этой жестоковыйности, справедливости ради надо сказать, есть не только отрицательные стороны. Интересно то, что мудрецы связывают это качество с Биньямином, сыном Яакова, который стоит у начала генеалогического дерева Мордехая. Так вот, Мидраш рисует такой воображаемый диалог между Мордехаем и Аманом.
– Поклонись, говорю.
– Ни за что.
– Твой праотец Яаков и все его дети поклонились моему праотцу Эсаву. Чем ты лучше?
– Вот тут-то ты и попался. Поклонились все, кроме Биньямина. Его-то ещё и на свете не было.
Если относится к словам мудрецов с достойным их вниманием, то можно понять, что речь они ведут о том же самом: о способности и неспособности кланяться. Рождённые в галуте дети Яакова несут в себе зерна рабской психологии: ничего не поделаешь – в галуте мы зависим от милости народов мира. Поклонишься волей-неволей. Зато, как только перейден Ярдэн, вступают в силу другие правила игры, другие качества. И тогда рождается свободолюбивый Биньямин. Который, в принципе, может не поклониться….
Теперь, когда мы немного прояснили наследственность Мордехая, можно прикинуть, что произошло у царских ворот. Необходимая оговорка: ворота в древнем мире вообще и в Танахе, в частности, – это не просто такое место, где все толкутся. Это – место заседаний городского суда, а в поправке на "царские" – речь идёт о местонахождении высшей государственной администрации.
21. В ТЕ ДНИ, КОГДА МОРДЕХАЙ СИДЕЛ У ВОРОТ ЦАРСКИХ, ОЗЛИЛИСЬ БИГТАН И ТЕРЕШ, ДВА ЕВНУХА ЦАРСКИХ ИЗ СТРАЖЕЙ ВХОДА, И ЗАМЫСЛИЛИ НАЛОЖИТЬ РУКУ НА ЦАРЯ АХАШВЕРОША. 22. И СТАЛО ИЗВЕСТНО ЭТО ДЕЛО МОРДЕХАЮ, И СООБЩИЛ ОН ЦАРИЦЕ ЭСТЕР, А ЭСТЕР РАССКАЗАЛА ЦАРЮ ОТ ИМЕНИ МОРДЕХАЯ.
Во-первых, что проясняется? Что Мордехай заседает в воротах царских. И это вполне логично: можно сказать, родственник царя. Но мало того, Мордехай оказывает неоценимую услугу трону, раскрыв заговор против царя. Не говоря уже про то, что при раскрытии заговора проявляются его необыкновенные способности. (8) И вот, после всего этого …
ПОСЛЕ ЭТИХ СОБЫТИЙ ВОЗВЕЛИЧИЛ ЦАРЬ АХАШВЕРОШ АМАНА, СЫНА АМДАТЫ, АГАГИТЯНИНА, И ВОЗНЕС ЕГО, И ПОСТАВИЛ КРЕСЛО ЕГО ВЫШЕ ВСЕХ КНЯЗЕЙ, КОТОРЫЕ У НЕГО.

Диалог в воротах

– Вы понимаете, Митра Израилевич? Нет, вы не понимаете. Мало того, что царь возвысил не меня! Он возвысил это ничтожество. Это гнусное отродье Агага.
– Уважаемый Мордехай Яирович, а вы понимаете, что такова воля царя? Монарх соизволил. Что вы так волнуетесь? Сегодня вы кланяетесь, завтра кланяются вам. Но, если сегодня вы не кланяетесь, завтра кланяться будет некому.
– Вы знаете, хотя меня и называют иудеем, но на самом деле моим предком был Биньямин.
– Ну и что? Хоть сам праотец Авраам! Сейчас-то какое это имеет значение в риал-политике?
– А то, что во время встречи Яакова и Эсава все сыновья Яакова и он сам поклонились ниц Эсаву, кроме Биньямина. И знаете почему? Потому, что его ещё не было на свете.
– Вот и вас не будет, если не поклонитесь. Несгибаемый вы мой, вы же всех нас под монастырь-то подводите. Из-за одного идиота всем иудеям карьера будет испорчена.
– Послушайте, что я вам скажу. Нельзя нам, сынам Израиля, поклоняться этому отродью. Служить – ладно. Шапку снимать – куда ни шло. Но кланяться? Это же идолопоклонство самое настоящее. Не то, что перед деревяшкой свечку поставить.
– Вы что же это говорите такое, Мордехай Яирович? Вы нас всех призываете не поклоняться? Какое идолопоклонство? Что вы мелете? Вот поговорите с главным раввином всея Персидской империи. Пусть он вам объяснит, что такое "Закон царства – закон".
– Да мне до раввинов, вы же знаете,…. Я человек нерелигиозный. Но всему же есть предел? Есть национальное достоинство, в конце концов. Короче говоря, я, Мордехай, сын Яира, потомок Израильских царей перед Амалеком не поклонюсь. Точка.

Занавес.
Вспышка света.

Один малоизвестный Мидраш рисует весьма поучительную историю взаимоотношений Мордехая и Амана. О том, как они оказались в Шошане. Мы приводим здесь его художественное изложение, поскольку оно прибавляет ещё одну сторону к портрету главного героя….

Видение
Щупальца сионизма

В дымке хамсина возникают очертания пустыни. По пустыне бредут два верблюда. На одном сидит добротно одетый и закутанный в широкий плащ человек, на поясе – широкий меч, на шее – большой маген-давид. Вглядевшись, мы узнаём во всаднике Мордехая. За его стремя держится оборванный измождённый человек. В его лохмотьях узнаётся богатая одежда, на голове клетчатая куфия. Он всё время что-то громко канючит. При внимательном рассмотрении оборванец оказывается Аманом.

– Мордехай Яирович, Христом богом прошу, не губите душу грешную. Дайте покушать.
– С чего бы это я буду поддерживать своих врагов? На наши еврейские деньги мы будем подкармливать террористов Санбалата? (9) Нет уж, подыхай.
– Да как вы можете!? Где же ваш хвалёный гуманизм? А Женевские конвенции? А что Европа скажет?
– Европа пока ещё молчит, слава Богу. Пока ещё персы их долбают на их территории.
– Ну, я вам обещаю, больше никакого террора. Честное бандитское.
– А зачем ты в Шушан тащишься? Думаешь, я не знаю? Тебя же послал Санбалат с доносом на нас. С лживым доносом. Вы хотите убедить персов, что евреи планируют восстание.
– А разве это не так? Зачем вы укрепляете стены Йерушалаима?
– Чтобы от ваших набегов защититься. Спасу от шахидов не стало. Что ни день…
– Мы же к вам с дорогой душой. Давайте дружить. Давайте не будем отделяться стенами. Пусть Йерушалаим будет городом тридцати трёх богов. С международным контролем. А? Красота. И на Храмовой горе чтобы была свобода вероисповедания.
– Значит, слушай, что я тебе скажу, Аман Амдатович: я сам человек нерелигиозный, но Храм – это наша национальная святыня. Народ Израиля живёт на этой земле вот уже восемьсот лет, и я ни одного язычника на Храмовую гору не допущу.
С этими словами Мордехай многозначительно положил руку на меч и поправил усы.
– Мордехай Яирович, ну хотя бы давайте заключим перемирие, и вы меня покормите.
– Никаких перемириев. Только окончательное урегулирование. За Иордан!
– Хорошо, я обещаю полную лояльность. Да я рабом вашим буду. На стройках работать буду за восемь шекелей в час. Только не губи! Дети малые дома ждут! Сыночки, десять их у меня…
– Ладно, не ной. У меня тоже сердце есть. Давай писать договор. Только на чём? Ни клочка пергамента. Впрочем, есть идея: напишем исторический документ на подошве моего ботинка. А когда приедем в Шошан – ратифицируем. Идёт?
– Едет, Мордехай Яирович. Идёт – не то слово! Я ваш раб на веки! (10)

Мордехай и Аман благополучно добираются до Шушана и ищут ходы к власти, пытаясь продвинуть те задачи, с которыми их послали. Мордехай – добиться разрешения на возобновление строительства Храма, Аман – запрещения строительства и ликвидации еврейской автономии. Разумеется, сразу по прибытии Аман "смеётся с договора", заключенного в пустыне.
Дальнейшее нам известно из самого свитка Эстер. Одна только пикантная подробность:
Аман в мундире и при всех чинах, не торопясь, осанисто идёт по коридору главной канцелярии. Все вельможи и сановники падают ниц. Аман улыбается, подкручивая ус. Вдруг глаза его встречаются с Мордехаем. Он стоит в вольготной позе. Аман выжидает. Мордехай не двигается. Затем поднимает ногу, как бы для того, чтобы почесать пятку. Подошва оказывается обращенной к Аману. На ней написано: "Я твой раб навеки. Аман".

Немая сцена. Аман в гневе уходит.

Уши Амана Коллега Мордехая, пожилой иудей, с трудом вставая с колен, потирает поясницу и обращается к Мордехаю:

– Мордехай Яирович, ну зачем такой эпатаж? Все знают, что вы сионист, но зачем же так… Вы же на всех нас тень бросаете. На всех персидских евреев.
– Не преувеличивайте. Не так страшен чёрт. Сейчас поклонимся Аману – завтра придётся срывать стены вокруг Йерушалаима и уступать самаритянам. Нет и ещё раз нет. Мы должны, прежде всего, воспитать новое поколение сынов Израиля, гордых и несгибаемых борцов за свою родину. И этому новому поколению нужны примеры.
– Бог с вами, вы сами не знаете, к чему всё это приведёт…
– Не знаю, но догадываюсь. Вы знаете, мой дедушка – он был глубоко религиозным евреем – любил повторять: "Не дремлет и не спит страж Израиля ". (11) И мне почему-то в последнее время мне всё чаще приходят в голову эти слова. Вы знаете, что на иврите эта фраза может быть понята и как "Не дремлет и не спит, страж – Израиль ". (12) Тут разобраться нужно, кто кого сторожит. У меня такое ощущение, что идёт какая-то грандиозная игра на небе и на земле. И мне кажется, что первый ход в этой игре делаем мы.

Занавес.

Мордехай – маска третья

У нас опять проблемы с образом Мордехая. Он опять не

                                 Уши Амана
вписывается в те рамки, которые мы для него нарисовали.
Посмотрите, кто это перед нами?

И УЗНАЛ МОРДЕХАЙ ВСЕ, ЧТО ДЕЛАЛОСЬ, И РАЗОДРАЛ МОРДЕХАЙ ОДЕЖДЫ СВОИ И ВОЗЛОЖИЛ НА СЕБЯ ВЛАСЯНИЦУ И ПЕПЕЛ, И ВЫШЕЛ НА СЕРЕДИНУ ГОРОДА, И РЫДАЛ ВОПЛЕМ ВЕЛИКИМ И ГОРЬКИМ.

То, что Мордехай предпринимает – это в точности законы поста, описанные в трактате Таанит Вавилонского Талмуда. Со всеми деталями: разрывание одежды, власяница, пепел, вопль…. И даже о середине города говорится: выносят возвышение, на котором читают Тору, на середину города, и самый уважаемый мудрец посыпает голову пеплом и читает отрывок из Торы… Получается, что самым уважаемым мудрецом в городе Шошан на тот момент был Мордехай?
А вот как говорит этот чисто говорящий по-персидски человек с таким нееврейским именем:

ИБО ЕСЛИ ТЫ ПРОМОЛЧИШЬ В ТАКОЕ ВРЕМЯ, ТО СВОБОДА И ИЗБАВЛЕНИЕ ПРИДУТ К ИУДЕЯМ ИЗ ДРУГОГО МЕСТА, А ТЫ И ДОМ ОТЦА ТВОЕГО ПОГИБНЕТЕ. И КТО ЗНАЕТ, НЕ ДЛЯ ТОГО ЛИ ТЫ И ДОСТИГЛА ДОСТОИНСТВА ЦАРСКОГО?"

Это же не просто раввин. Это – мудрец, на плечах которого лежит ответственность за всё поколение. И это – тот же Мордехай?!
Или вот что поручает ему Эстер:

16. "ПОЙДИ, СОБЕРИ ВСЕХ ИУДЕЕВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ШУШАНЕ, И ПОСТИТЕСЬ РАДИ МЕНЯ, НЕ ЕШЬТЕ И НЕ ПЕЙТЕ ТРИ ДНЯ, НИ НОЧЬЮ, НИ ДНЕМ…17. И ПОШЕЛ МОРДЕХАЙ, И СДЕЛАЛ ВСЕ ТАК, КАК ПРИКАЗАЛА ЕМУ ЭСТЕР.
И дело не в том даже, чтобы уговорить евреев три дня не есть и не пить. Это пустяки по сравнению с тем, что написано в начале. "Собери ВСЕХ иудеев!" Вы пробовали когда-нибудь собрать десять евреев хотя бы? (13)
Мордехай собирает всех, руководит постом, молитвами о спасении.
На то, что происходит в конце свитка, обычно обращают гораздо меньше внимания: развязка уже наступила, с Аманом покончили, и трещотки отдыхают. Да и под ложечкой после поста сосёт. А там, в конце свитка, есть несколько очень интересных деталей, проливающих свет на всю историю. Например, там говорится про знаменитые постановления Мордехая и Эстер:

И ОПИСАЛ МОРДЕХАЙ ЭТИ СОБЫТИЯ, И ПОСЛАЛ ПИСЬМА КО ВСЕМ ИУДЕЯМ, КОТОРЫЕ В ОБЛАСТИ ЦАРЯ АХАШВЕРОША, К БЛИЗКИМ, И К ДАЛЬНИМ. ЧТОБЫ ОБЯЗАТЬ ИХ ПРАЗДНОВАТЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА АДАРА И ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ЕГО ВО ВСЯКОМ ГОДУ.
Тут нужно себе представлять, насколько непросто у евреев ввести такое постановление и каким авторитетом нужно обладать. Всего постановления такого масштаба за почти четыре тысячи лет нашей истории по пальцам пересчитать можно. Совершенно естественным выглядит поэтому утверждение о том, что Мордехай был одним из мудрецов знаменитого Великого Собрания, и даже председателем этого Собрания.
Итак, заметим, что мы возвращаемся к более традиционному образу Мордехая – праведника и мудреца (ну что, уважаемые читатели, вы готовы снять с меня обвинение в кощунстве?) Но только на время. Потому что это ещё не конец истории…

Мордехай – маска четвёртая
Пророчество

Все эти проблемы с образами свитка Эстер не сегодня открыты. И пути объяснения этих проблем существуют разные. Например, есть такой формально безупречный метод: на любой вопрос "А почему Мордехай так сделал?" отвечать стандартно: "Он был пророк, а пророкам всё можно". И Эстер тоже была пророчицей. И никаких проблем. (14)
Однако есть как минимум пара мест в Свитке, где ничем, кроме пророчества, то, что происходит, не объяснить. Например, обратите внимание на то, что Мордехай всё знает, ему всё известно:

И СТАЛО ИЗВЕСТНО ЭТО ДЕЛО МОРДЕХАЮ (заговор Бигтана и Тереша)

И УЗНАЛ МОРДЕХАЙ ВСЕ, ЧТО ДЕЛАЛОСЬ, И РАЗОДРАЛ МОРДЕХАЙ ОДЕЖДЫ СВОИ И ВОЗЛОЖИЛ НА СЕБЯ ВЛАСЯНИЦУ И ПЕПЕЛ, И ВЫШЕЛ НА СЕРЕДИНУ ГОРОДА, И РЫДАЛ ВОПЛЕМ ВЕЛИКИМ И ГОРЬКИМ
И РАССКАЗАЛ ЕМУ МОРДЕХАЙ ОБО ВСЕМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ, И О ТОМ, СКОЛЬКО СЕРЕБРА АМАН ОТВЕСИТЬ СОБИРАЛСЯ В КАЗНУ ЦАРСКУЮ ЗА ИУДЕЕВ, ЧТОБЫ ИСТРЕБИТЬ ИХ.
В случае с раскрытым заговором можно, напрягши фантазию, придумать объяснение про лингвистические способности, но так и напрашивается предположение о способностях более глубоких. Но как ещё, кроме пророческого видения, можно объяснить то, что Мордехай знал ВСЁ, что делалось? Включая такие деликатные подробности, как сумма взятки, предложенной Аманом царю. При этой встрече точно посторонних не было. А значит, Мордехай – пророк! (15)

Маска, маска, я вас знаю

Итак, спектакль окончен. Погашен свет. Зрители разошлись.
Мы садимся за праздничный стол. Самое время разобраться, что же такое мы сегодня опять услышали. Что же это за представление, дошедшее до нас через почти две с половиной тысячи лет?

Сегодня мы увидели за причудливыми поворотами Свитка смену масок в древней трагедии. В классическом европейском театре XVII-XVIII вв. существовал принцип единства времени и места действия. В современном театре этот принцип уже не существует. Однако предполагается (если речь не идёт о театре абсурда), что на протяжении действия герои остаются более или менее теми же личностями. И их поведение в той или иной ситуации может быть объяснимо.

Театр, который мы видим в Свитке Эстер, похоже, живёт по другим принципам. И к финалу от главных героев остаётся лишь имя, и то не всегда.
Занятно, скажет читатель, ну и что с того? Какой из этого маскарада следует вывод?

Вывод столь интересный, что оправдывает это необычное и очень непростое исследование. Дело в том, что маски не надеваются в нашем спектакле, а лишь снимаются. То есть. Каждый из героев входит в сюжет вполне обычным человеком: ловкий политик, борющийся за выживание еврей, его симпатичная кузина.
Но разворачивающийся на глазах сюжет заставляет наших героев сбрасывать одну маску за другой. Мы не успеваем оглянуться, а перед нами уже вместо политика-интеллектуала оскалившаяся морда вампира, а вместо скромного буржуа – пророк, стоящий во главе своего народа.

Это, конечно, само по себе очень важно: понять, что за каждым ассимилированным евреем скрывается иудей, гордый своим происхождением и историей, а может быть, даже и готовый бороться за свою национальную реализацию. А за всем этим на самом деле живёт мудрец, свято хранящий мудрость Божественного Закона и понимающий, как эта мудрость может быть воплощена здесь и сейчас. А в глубине каждый еврей – вообще пророк. Только ради одного этого стоило бы читать Свиток Эстер каждый год.
Но ведь там говорится гораздо больше этого.

Там говорится, например, что спасение приходит только после того, как сорваны все маски. Да, только после того, как все герои обнажают свою настоящую сущность….

Впрочем, кто может быть уверен в том, что это и есть настоящая сущность после всех этих превращений? Это ещё одно направление для размышлений, с которым мы выходим из театра.

Само по себе слово МЕГИЛА означает свиток. И происходит от корня ГИМЕЛ – ЛАМЕД-hЭЙ, означающего "скатывать, раскатывать". Однако в биньяне ПИЭЛЬ этот корень имеет значение "раскрывать, открывать".

Слово ЭСТЕР, как мы уже говорили, вообще-то не еврейское. Это вообще вавилонская богиня Астарта. Однако, если уж мы у вавилонян их имя позаимствовали, и даже назвали этим именем одну из двадцать четырёх книг Танаха (могли бы, кстати, назвать и еврейским именем – Адасса), то будьте уверены: это имя можно проанализировать и в рамках иврита.

Так вот, Талмуд задаёт очень интересный вопрос: где про Эстер написано в Торе? Ну, разумеется, если в Торе написано всё, значит и про Эстер тоже должно быть где-то написано. И отвечает Талмуд: в стихе из книги Дварим: ВЭАНОХИ АСТЭР АСТИР ПАНАЙ. (16)

Перевод: "А Я, скрывая, скрою Лицо Моё". (17)

Попросту говоря, Эстер – это скрытие.

Тогда получается, что, казалось бы, техническое словосочетание Мегилат Эстер может быть переведено как раскрытие скрытого. И тогда сразу вспоминаются все наши маски, их сбрасывание и спасение, которое наступает не раньше, чем падает последняя…

Итак, вопрос о Пуримском маскараде вроде бы ясен: одевая и снимая маски всяких рыцарей и принцесс, чудовищ и красавиц, мы показываем тем самым, что и наше лицо под маской – это, на самом деле, не всё… Я не таков, я на рубль дороже.

Не трудно уже догадаться, с какой стороны мы посмотрим на милую сердцу пуримскую заповедь напиться. Да, действительно, вино снимает с нас маски. Что у трезвого на уме – у пьяного на языке. В Талмуде есть более глубокий афоризм на ту же тему: "Вошло вино – вышла тайна". Гиматрия – числовое значение – слов сод («тайна») и йаин («вино»), совпадает, в обоих случаях получается 70. Недостаточно выглядеть порядочным человеком – нужно быть человеком внутри. Маски, которые мы носим не только перед другими, а перед самими собой, мешают нам видеть настоящую картину, настоящее своё лицо. Раз в году нужно постараться это лицо увидеть. Кстати, это зрелище, которое далеко не каждый способен выдержать. Если за всеми масками скрывается праведник, как Мордехай, – это, конечно здорово. А если Аман, не дай Бог?

Я шучу. Аманы Пурим не празднуют. Однако литовские, к примеру, мудрецы рекомендуют простым евреям заповедь "напиться до того, чтобы не различать…" не воспринимать. Чтобы избежать душевных травм. Это, говорят они, только настоящие праведники могут себе позволить.
Но подчас, не выпив, не поймёшь, что на самом деле за маской ассимилированного еврея скрывается настоящий праведник…

Лехаим!

Примечания:

1) Вавилонский Талмуд, трактат Мегила 12б.

2) Эстер гл.1, 11-21.

3) Например, Мидраш Агада Мегила говорит, что Мемухан – это пророк Даниэль, который, действительно занимал видное положение в вавилонской, а затем в персидской администрации. Однако, в са мом свитке Эстер никаких намёков на это нет.

ילקוט שמעוני אסתר רמז תתרנט 4)
באותה שעה קרא אותו רשע לעבדיו לפח גזר הנגר ולבעל גור ואמר להם בחרו לי עץ גבוה חמשים אמה כדי שיראה בכל המדינה, אמרו לו היכן נמצא עץ של חמשים אמה אלא בבירה שלך, מיד עמד והחריב אכסדרה שלו ונטלו קוץ מונד משם והביאוהו, ומפני מה חמשים אמה כדי שיתלה הוא ועשרה בניו עליו
5) תלמוד בבלי מסכת יומא דף סט עמוד ב
האל הגדול הגבור והנורא. והא דרב מתנא מטייא לדרבי יהושע בן לוי, דאמר רבי יהושע בן לוי: למה נקרא שמן אנשי כנסת הגדולה – שהחזירו עטרה ליושנה. אתא משה אמר (דברים י) האל הגדל הגבר והנורא, אתא ירמיה ואמר: נכרים מקרקרין בהיכלו, איה נוראותיו? לא אמר נורא. אתא דניאל, אמר: נכרים משתעבדים בבנין, איה גבורותיו? לא אמר גבור. אתו אינהו ואמרו: אדרבה, זו היא גבורת גבורתו שכובש את יצרו, שנותן ארך אפים לרשעים. ואלו הן נוראותיו – שאלמלא מוראו של הקדוש ברוך הוא היאך אומה אחת יכולה להתקיים בין האומות?

6) – Есть, – скажет образованный читатель, – очень авторитетные ответы на этот вопрос. Например, то, что Аман сделал из себя объект для идолопоклонства. Эта версия изложена в Талмуде (Мегила 10б), в Мидрашах и у комментаторов.
Только…. Ведь когда Мидраш сообщает нам ту или иную подробность, о которой не говорится в тексте, это ведь не значит, что у Мудрецов Мидраша была секретная информация о комментируемых событиях. Это значит, что с помощью новых подробностей Мидраш хочет помочь нам по-новому посмотреть на текст.
А о тех, кто понимает Мидраш по-простому, без мудрствования, великий наш учитель Рамбам говорит:
"Нужно проявлять милосердие к их глупости". Мидраш – не для детей написан.
Однако, с точки зрения простого смысла, не очень получается, чтобы Аман был настоящим идолом, которому нельзя поклоняться даже под страхом смертной казни. Это плохо вяжется с тем, что он, хотя и был всесильным министром, но ведь при царе. Как же он мог себе позволить при живом-то царе себя божеством объявлять?
Опять же, известный факт: все остальные евреи, включая мудрецов, которые в то время, несомненно, были, Аману как раз поклонились. Не западло было. Ведь сказано, что только Мордехай не поклонился.
А ведь под монастырь он подвёл, как мы знаем, не только себя, а весь еврейский народ.

7) Эстер 5-9.

8) На основании скупого текста Мегилы Мидраш делает совершенно дедуктивное расследование. В самом деле, как можно раскрыть государственный заговор, не выходя из канцелярии? А очень просто. Бигдан и Тереш – два военачальника – происходили из какого-то мелкого народа, одного из ста двадцати семи, входивших в империю Ахашвероша. И говорили между собой на никому не известном языке. Что давало им известную уверенность в себе – и напрасно. Потому что наш Мордехай, ко всему прочему, был полиглотом и знал как минимум семьдесят языков. Почему семьдесят, спросите вы? Потому, что это кандидатский минимум для члена Санэдрина. Вот такие у нас были мудрецы. Постойте, а разве Мордехай был… членом Санэдрина, мудрецом?! Всё смешалось…. Не волнуйтесь, это всего лишь Мидраш. Пока. Сказка – ложь, да в ней намёк…

9) Санбалат – предводитель самаритян, которые боролись против иудеев, возвращавшихся из Вавилонского изгнания после декрета царя Кира. Противостояние между иудеями и окружающими их народами описывается в книгах Эзры и Нехемии.

10) Видение в пустыне основывается на Мидраше, приведённом Ялкут Шимони на Мегилат Эстер 1056. На этот малоизвестный мидраш опирается Талмуд (Мегила 15б), и вслед за ним Раши, в комментарии на стих 5:13: НО ВСЕ ЭТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ, ПОКА Я ВИЖУ МОРДЕХАЯ-ИУДЕЯ СИДЯЩИМ У ВОРОТ ЦАРСКИХ". Раши говорит, что Мордехай показывал Аману договор, написанный на подметке своего ботинка.

11) Речь идёт о Всевышнем.

12) Речь идёт о народе Израиля.

13) В Талмуде говорится об одном интересном благословении: когда видят шестьсот тысяч евреев, собранных вместе, то произносят особое благословение на удивительные и чудесные явления: "Благословен Мудрый в Тайнах". То есть способность собирать вместе евреев – это качество мудрости. Как Божественной, так и человеческой.

14) Ну, попробуйте, к примеру: "Почему Мордехай сказал Эстер не говорить о своём происхождении?" "Он заранее всё знал или предчувствовал, что всё получится именно так, а для того, чтобы всё получилось именно так, необходимо, чтобы вначале никто не знал, что она еврейка, а потом – вдруг она бы это открыла". Непробиваемое объяснение, но как объяснение на простом уровне – не очень подходит. Прежде всего, потому, что при таком понимании сюжет может быть какой угодно: результат все равно будет тот же. И тогда изучать досконально то, что написано в свитке Эстер, большого смысла не имеет.

15) Ещё одно место, которое наводит на предположение о пророчестве – это решение Эстер о трёхсуточном посте. Ничего подобного Галаха не знает. Более того – поститься больше чем два дня запрещено из соображений опасности для здоровья. И никакой самый великий мудрец не может вынести постановление вразрез с этим законом. Так каким образом это постановление принято? То, что не может сделать мудрец – делает часто пророк. Пророк тоже не может отменить или, наоборот, дополнить закон навсегда. Но он может вводить так называемые "временные постановления" – этакие "законы чрезвычайного положения". Так вот, повеление Эстер, тщательно выполненное Мордехаем, может быть объяснено именно в рамках "временных постановлений".
А это значит, что и Эстер была пророчицей. Во всяком случае, в тот момент.

16) ДВАРИМ 31:18.

17) Речь в книге Дварим идёт об одном очень грустном пророчестве Моше, которое даже как бы не оставляет никакой свободы выбора: "Вот ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить за богами чужого народа…..и возгорится гнев мой на него…и постигнут его многие бедствия и невзгоды…. и скажет он…: "не потому ли, что нет Бога среди меня, постигли меня бедствия эти". А Я скрывая скрою (совершенно скрою) Лицо Моё в тот день…"
Вот это "скрывая скрою" и есть то место, где Тора намекает на Эстер.