Назначение. Цикл лекций представляет собой гибкий инструмент широкого спектра применения: от ознакомления слушателя с еврейскими понятиями, представлениями, обычаями до пробуждения еврейского самосознания. Многофункциональность достигается за счёт богатства и разнообразия изобразительного ряда, который можно адаптировать к интересам, запросам и уровню восприятия аудитории.
Предполагаемая аудитория. Цикл рассчитан на четыре условные категории слушателей: знакомых с еврейской историей и культурой бегло и поверхностно; подготовленную аудиторию, способную воспринять сюжет на концептуальном уровне с дифференциацией по возрасту – на тинэйджеров, и публику постарше; снобов от кино, путь к которым, «точка входа» в душу, и подсознание – в сфере их увлечений.
Дидактические приёмы. Состоят в отсутствии дидактики. Ничего «не нагнетается под давлением». Специфика психологического воздействия кино такова, что человек отождествляет себя с персонажем. «Переживает» за него ситуацию, если то, что он видит на экране «накладывается» на его собственный опыт. Поэтому репертуар целесообразно дифференцировать. Молодёжную аудиторию подтолкнут к размышлениям фильмы «Фанатик», «Брошенный багаж», «Арифметика дьявола», где персонажи – тинэйджеры, и просто молодые люди, где антураж современный – а обстоятельства и представления зрителю знакомы и понятны. Ещё более юная аудитория воспримет «на ура» демонстрацию французского фильма «Ас из Асов», в котором тема преследования евреев не ложится страшным грузом, который провоцирует защитную реакцию, а «поступает в сознание » на фоне авантюрного и героического сюжета с комическими элементами, в виде информации, побуждающей задуматься. В аудитории «зрелой», располагающей немалым жизненным опытом, собственным, или осмысленным опытом старшего поколения успех будут иметь фильмы: «Нигде в Африке», «Кабаре», «Пейзаж после битвы», «Вкус солнечного света». Фильмы эпические, с неспешным повествованием, охватывающим большие или значимые периоды еврейской истории. Для «снобов» и знатоков кино большой интерес представят фильмы П. Вегенера «Голем»,1920; Ф. Харлана «Еврей Зюсс»,1940(!);А. Вайды «Земля обетованная»,1975; «Красная афиша» Ф.Кассанти,1976; «Аустерия» Ежи Кавалеровича,1983. Каждый из этих фильмов, ценен не только как артефакт, но и как этап в истории кинематографа. «Еврей Зюсс», снятый в традициях имперской пропаганды интересен для исследователя, как инструмент «внедрения» идеологии третьего рейха в подсознание немецкого обывателя. Рядовой зритель, вдумчивый, но не очень знакомый с еврейской историей и культурой, из фильма «Голем» почерпнёт сведения о жизни гетто в Европе 16-го века; о хасидском Дворе и цадике – из фильма «Аустерия», о законах траура и быте ортодоксальный семьи из фильма «Брошённый багаж», о трепетном отношении к Торе – из фильма «Фанатик», о праздновании Песаха из «Арифметики дьявола», о Шабате – из фильма «Нигде в Африке».
Преимущества предложенного проекта состоит в том, что высказанные идеи можно развивать по мере повышения уровня аудитории, и менять программу, выбирая для иллюстрации фильмы разных жанров, разных стилей, разных авторов, постоянно удерживая публику в диапазоне неиссякающего интереса. К безусловным преимуществам проекта следует отнести также «тиражируемость» моделей изложения и иллюстраций, что позволяет «передать» отлаженную лекцию для «проката» в малочисленных провинциальных аудиториях, что очень рентабельно.
Вывод. Таким образом, прямо или косвенно, рассмотренный и «просмотренный» ряд фильмов, работает на идею еврейского самосознания.