Община острова Джерба – это одна из наиболее древних еврейских общин в мире. Ее истоки опутаны легендами и сказаниями, в нее имеется древнейшая синагога, она уверенно смотрит в будущее, а в настоящем в ней идет кипучая еврейская жизнь. Но прежде всего, это община, сумевшая сохранить свою древнюю культуру. В то время как все еврейские общины мира подверглись модернизации и отдалились от своей религии, эта община осталась в стороне от процессов современности, и сегодня все евреи Джербы по-прежнему верны древней традиции Израиля, храня ее непреложно и самоотверженно. Посещение Джербы оставляет в душе каждого человека незабываемые впечатления. Всякому, кто побывал на Джербе, кажется, что он сел в машину времени и возвратился на сотни лет назад по маршруту еврейской истории. Хотя евреи Джербы имеют доступ к новейшим достижениям технологии, общественный уклад общины в точности воссоздает еврейскую жизнь в диаспоре во времена наивысшего расцвета.
Джерба – это небольшой остров в Средиземном море, у берегов Северной Африки. Он расположен на территории Туниса, принадлежащего к странам Магриба («Магриб» – по-арабски «восток». К странам Магриба принадлежат Марокко, Тунис, Алжир и Ливия). Остров застроен городскими районами, которые перемежаются с сельскохозяйственными угодьями; его прекрасные пляжи и роскошные рынки притягивают многочисленных туристов, особенно франкоязычных.
Отголоски финикийской эпохи
Нет никакого сомнения в том, что еврейская община Джербы уходит своими корнями в глубокую древность. Некоторые исследователи относят возникновение общины к финикийскому периоду или к эпохе разрушения Первого Храма, а некоторые называют более позднее время – эпоху Второго Храма. Вот что писал один из величайших раввинов Джербы, рав Моше ѓа-Коѓен Кальфон (1874-1950):
«Наш город на острове Джерба очень древний. Впервые наши братья, сыны Израиля, поселились здесь, по мнению моего святого учителя рабби Шломо ѓа-Коѓена, после разрушения Первого Храма, а по мнению рабби Шмуэля-Элиэзера Эйдельса – после разрушения Второго Храма. А один из ученых-инородцев написал, что наши братья поселились в Тунисе за 70 лет до новой эры, согласно христианскому летоисчислению. Получается, что предположения вышеупомянутых раввинов недалеки от истины… Евреи попали в Тунис за триста лет до рождения Иисуса, а потом, после разрушения Второго Храма, в 70 году по христианскому летоисчислению, евреи были рассеяны по всему миру, и часть их попала в Африку, в частности, в Тунис».
У евреев Джербы есть традиция, согласно которой еврейские жители острова, которые не являются коѓенами, происходят из колена Звулуна. Распространенное мнение гласит, что колено Звулуна овладело всей землей цидонян (см. Берешит, 49:13: «Звулун у брега морей будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Цидона») и попало в Северную Африку вместе с финикийцами. Как известно, финикийцы еще в 9 веке основали город Карфаген на территории современного Туниса. В Талмуде упоминается рав Аба Карфагения, аморай третьего или четвертого поколения, который, по всей вероятности, был уроженцем Карфагена. Рабби Авраам Эвен Эзра пишет в своем комментарии к книге Йоны: «Йона, сын Амитая, происходил из колена Звулуна, а когда хотел бежать, направился в Таршиш. А почему именно туда? Потому, что Таршиш – это город в Тунисе, в Африке».
Еще одно мнение о происхождении евреев Джербы приводит рав Шауль Коѓен, автор труда «Лехем бикурим». Вот что он пишет:
«А может быть, евреи, живущие в этих местах, попали туда еще после разрушения Первого Храма, ибо за Навуходоносором, разрушившим Иерусалим, последовали и правители Испании, и каждый из них забрал себе часть изгнанников, а Джерба была одним из городов Испании, как написал рав Цемах Цедек».
Согласно этой версии, евреи попали на Джербу после того, как Навуходоносор разрушил Иерусалим. Поскольку среди его союзников были и испанцы, возможно, они прихватили с собой евреев, и те обосновались в испанском поселении на Джербе. И в самом деле, согласно традиции евреев общины, группа коѓенов Иерусалимского Храма основала еврейское поселение на Джербе и возвела там синагогу сразу после разрушения Первого Храма (в 586 г. до н.э.).
Достоверные исторические свидетельства относительно евреев Джербы датируются гораздо более поздним, и все же достаточно древним периодом: в документах от 10 и 11 в.в. н.э., найденных в Каирской генизе, упоминаются евреи с Джербы. В 12 веке они подвергались жестоким гонениям, но не оставили острова. В послании, авторство которого приписывается Рамбаму, сказано, что в некоторых законах евреи Джербы ведут себя как караимы, и эти обычаи сохранились в общине вплоть до сегодняшнего дня, даже после того, как многие раввины наложили на них запрет.
И действительно, даже сегодня на Джербе существуют обычаи, не имеющие аналогов ни в одной другой еврейской общине. Эти обычаи свидетельствуют о древнем происхождении общины. Например, у евреев Джербы принято произносить в ночь Пасхального Седера «длинный кидуш», сочиненный Саадьей Гаоном, а не обычный кидуш, принятый повсеместно в еврейском мире. Две субботы в году они читают Ѓафтару в ином порядке, нежели евреи всего мира, и в общине рассказывают, что когда их обычай читать Ѓафтару был представлен перед рабби Йосефом Каро, тот постановил, что поскольку община Джербы возникла еще до разрушения Храма, не следует менять порядок, установленный мудрецами древности. Джерба является также единственным местом еврейской диаспоры, где молитву о дожде начинают читать 7 хешвана, как в Земле Израиля, а не 5 декабря по солнечному календарю, как принято за ее пределами. Из этого можно заключить, что евреи Джербы устанавливали свои обычаи согласно обычаям, принятым в Земле Израиля.
Одним из самых впечатляющих обычаев общины является трубление в шофар накануне субботы. Мне посчастливилось побывать во многих еврейских общинах в канун субботы, но лишь на Джербе я стал свидетелем этого удивительного обычая в сумерки перед наступлением субботы. Еще в пятницу днем, когда я проходил по еврейскому кварталу, я видел, с каким радостным волнением евреи готовятся к субботе. Один еврей сказал мне: «Рабби, если ты приехал из Иерусалима, чтобы провести с нами субботу, ты обязан увидеть наш обычай трубления в шофар накануне субботы. Так мы готовимся к пришествию Машиаха». И в самом деле, в назначенный час я стоял на крыше высокого дома, расположенного в еврейском квартале, и минута в минуту на крышу поднялся еврей, чья обязанность – трубить в шофар. Он протрубил дважды по девять трублений на четыре стороны света, чтобы объявить о наступлении субботы и запрете совершать работу. Если я не ошибаюсь, Джерба – это одно из единственных мест, если не единственное, где сохранился этот обычай, упомянутый еще в литературе танаев и принятый в Земле Израиля в эпоху существования Храма.
В книге рабби Моше Кальфона «Брит кеѓуна» также говорится о важности этого обычая и о его истоках:
«Здесь принято накануне субботы трубить в шофар дважды. В первый раз для того, чтобы люди перестали продавать и покупать и закрыли магазины, а во второй раз – чтобы сообщить людям, что пришла пора зажигать субботние свечи… Этот обычай возник в святых горах (то есть в Земле Израиля – прим. пер.)… А за пределами Земли Израиля он был упразднен из-за страха перед инородцами; теперь же, когда этот страх уже не так силен, как в прошедшие годы, можно в каждом городе возродить этот древний обычай. И потому в нашем поселении, где живут одни сыны Израиля, мы возродили его. Вполне вероятно, что мудрецы-изгнанники, будь то поколения Первого или Второго Храма, учредили здесь этот обычай, и он продолжает существовать и в наши дни».
Город коѓенов
На протяжении веков евреи Джербы проживали только в двух кварталах, называемых Большой и Малый. Эти кварталы расположены в восьми километрах друг от друга, и в них испокон веков жили одни лишь евреи. Никогда ни одни еврей не селился за пределами этих кварталов. Между двумя кварталами существовала связь, но каждый из них должен был самостоятельно позаботиться о своих религиозных и общественных нуждах. Самостоятельность была настолько полной, что существовало постановление, что раввины одного квартала не имеют права вмешиваться в жизнь другого.
В противовес распространенному мифу, не все евреи Джербы – коѓены. Коѓены жили в Малом квартале, а в Большом – исключительно исраэлиты. С течением лет они смешались друг с другом, но изначально это были две отдельные общины.
Во время моего посещения острова я исследовал традицию о высоком проценте коѓенов в общине, и она кажется мне исторически достоверной. В самом деле, во многие исторические периоды синагоги Джербы были полны коѓенов, и среди молящихся не было ни единого исраэлита, который мог бы взойти к Торе. Порой, когда во время молитвы коѓены благословляли народ, в зале не оставалось ни одного человека, который принял бы благословение. В таких случаях коѓены не поворачивались лицом к залу, а возносили руки по направлению к ковчегу со свитками Торы, чтобы благословить весь народ, находящийся вне стен синагоги.
Между тем, на Джербе испокон веков не было левитов. Об этом также существует любопытная легенда. Когда Эзра-книжник не нашел левитов среди евреев, возвратившихся вместе с ним в Землю Израиля (см. Эзра, 8:15), он обратился к левитам Джербы с просьбой взойти с ним в Святую Землю. Левиты отказались, и тогда Эзра проклял их, чтобы они не прожили на Джербе и года. Они, со своей стороны, прокляли Эзру, чтобы тот не удостоился быть похороненным в Земле Израиля. Оба проклятия сбылись… И в самом деле, вплоть до сегодняшнего дня на Джербе нет ни одного левита. Левиты боялись селиться на Джербе, опасаясь, что проклятие Эзры коснется всех левитов, живущих на острове.
Традиция и кризис
Представляется, что одним из важнейших этапов истории евреев Джербы была попытка открыть в общине светскую школу. В 1878 году в Тунисе была основана первая светская еврейская школа, принадлежащая движению «Альянс» («Коль исраэль хаверим»), однако когда активисты движения хотели открыть подобную школу на Джербе, они столкнулись с решительным и всеобщим сопротивлением. Местные евреи просто игнорировали школу, и в конце концов здание перешло к мусульманам. Евреи Джербы противились модернизации. Они не хотели менять свой мир, в котором религии отводилось центральное место. Они понимали, что изучение французского языка не только поможет молодежи влиться в современную экономику, но и даст ей возможность наладить связь с нееврейским населением, что в конечном итоге будет способствовать ассимиляции. Старейшины общины всеми силами противились влиянию «Альянса» и даже наложили «херем» на открытие новой школы. Под постановлением подписаны семь ведущих раввинов общины «и прочие авторитеты Торы, а также общинные деятели» (см. рав Моше Кальфон, «Хукат Моше»).
Профессор Нахум Слошиц, первый антрополог, который занялся исследованием евреев Джербы, прибыл на остров впервые в 1906 году (впоследствии он посетил Джербу еще раз в 1928 году). Он обстоятельно описывает настойчивость глав еврейской общины во всем, что касается открытия на острове школы, не соответствующей духу общины. Вот что он пишет:
«Я знал, что сделало нашему народу то поверхностное образование, вся цель которого – имитировать то, что изучает молодежь в просвещенных странах. Я ни в коем случае не склонен вынуждать общину, знаменитую своей верностью и любовью к Торе, открыть школу, которая в конце концов расшатает основы их связи с живыми источниками иудаизма».
Такая настойчивость евреев Джербы вызвала к жизни все углубляющееся противоречие между ними и их братьями – евреями Туниса. Школы «Альянса» привели к тому, что у евреев Туниса – как и во многих других общинах еврейского мира – возникла новая, более современная национальная самоидентификация, что-то вроде «французов, исповедующих религию Моисея». Евреи Джербы и сегодня гордятся тем, что не позволили открыть у себя на острове светскую школу, и обвиняют евреев Туниса в том, что они стали изучать французский язык, ставший символом тлетворного влияния инородцев. В самом деле, еврейство Джербы является редким музейным экспонатом: хотя евреи общины располагают всеми достижениями современной технологии, они, по сути, никогда не сталкивались с модернизацией в ее воспитательном и религиозном аспектах. В то время как в Тунисе просвещение и модернизация заняли почетное место в еврейском обществе, на Джербе становилось все больше и больше мудрецов Торы; изучение Торы и религиозный образ жизни продолжали занимать главное место в жизни общины.
Печь для чолнта
Быть может, тайна преемственности общины сокрыта в общинной печи для чолнта.
Сегодня все евреи Джербы проживают в одном квартале. Это не гетто в классическом понимании – ведь слово «гетто» ассоциируется с вынужденной изоляцией. На Джербе евреи живут в добровольном гетто – такой образ жизни избрала для себя сама община. Еврейский квартал не отличается роскошью. Незаасфальтированные дороги, скромные дома, очень тесно, и порой возникает ассоциация с лагерем беженцев. Но в центре квартала, раскинувшегося на территории размером в квадратный километр, расположена «субботняя печь» – большая дровяная печь, предназначенная для приготовления пищи, как было заведено в древнем Иерусалиме и во многих еврейских общинах еще несколько поколений назад.
Каждую пятницу утром один из местных евреев начинает день с растопки печи. Позднее приходит сосед-мусульманин и добавляет дров, чтобы печь оставалась горячей в течение всего дня вплоть до наступления субботы. В пятницу днем члены общины приходят к печи целыми семьями и приносят тесто для субботних хал, которое они приготовили дома. Они кладут свои халы все вместе на огромные противни. Сначала я не понял: как каждая семья узнает свои халы после выпечки? Мне объяснили, что у каждой семьи есть своя особенная форма хал. И хотя в печи выпекаются вместе сотни хал, каждая хала находит путь к семье, которой она принадлежит.
Разумеется, это только начало. Когда суббота уже близко, у печи собираются мужчины, женщины и дети, в руках у которых – кастрюли с чолнтом. Они ставят кастрюли в горячую печь. Кастрюли останутся там до субботнего утра, когда каждая семья пришлет своего посланника, чтобы принести сокровище, спрятанное в печи. Улицы наполняются ароматом чолнта. Тунисский чолнт, именуемый «ариса», знаменит своим великолепным вкусом. Однако когда ариса томится в дровяной печи, а не на электрической субботней плате, тот, кто пробует его, ощущает поистине райский вкус.
Все евреи Джербы живут неподалеку от субботней печи и ни под каким предлогом не откажутся от приготовления в ней традиционных субботних блюд. Еженедельное приготовление традиционной арисы и водружение ее в общую печь служит сплочению общины. Ни одна еврейская семья не откажется от проживания вместе с другими евреями и от использования субботней печи. Даже если финансовое положение позволяет многим семьям перебраться в более престижный район, и даже если у всех дома есть современное кухонное оборудование, традиция субботней печи заставляет евреев оставаться в старом квартале.
Кажется, что секрет существования евреев Джербы заложен во внутреннем тепле субботней печи, которая распространяет это тепло на всю общину. Еврейская жизнь, сосредоточенная вокруг печи, олицетворяет собой старый еврейский мир, который мы уже давно предали забвению.
Можно сказать, что еврейская жизнь на Джербе напоминает жизнь в еврейском местечке несколько столетий назад. Все без исключения евреи соблюдают субботу и кашрут. Еврейский квартал обнесен эрувом, что позволяет переносить в субботу из одного владения в другое различные предметы, в том числе, кастрюли с чолнтом. Мужчины старшего возраста одеты в традиционную арабскую одежду, мужчины помоложе – в обычную современную, все женщины одеты скромно, дети носят кипы на голове, и все – от детей до стариков – говорят на иврите. Местные евреи почти не говорят по-французски, а только на иврите и по-арабски. В местной школе преподают иврит, и молитвы во всей общине ведутся исключительно на святом языке.
Изучение Торы только для мужчин
Ешивы Джербы воспитывают творческих и думающих мудрецов Торы. Здесь острый ум сочетается с великой консервативностью, а еврейские мамы не мечтают о том, чтобы их дети стали врачами или адвокатами.
В Малом квартале всегда кипела еврейская жизнь, однако в результате обширной эмиграции в Израиль и другие страны квартал изменился, и сегодня в нем живут в основном мусульмане. Подавляющее большинство евреев Джербы сосредоточены в Большом квартале, о котором мы рассказывали выше.
Перед Катастрофой в Тунисе проживали около 100 тыс. евреев, большая часть – в столице. На Джербе в то время жили около 6 тыс. евреев. После Шестидневной войны началась большая волна алии в Израиль, а также эмиграции в другие страны, главным образом, во Францию и в Канаду. Сегодня на Джербе проживают около 1200 евреев, в столице – менее тысячи, и около 120 евреев в Зарзифе – небольшой деревне около Джербы.
Без удостоверения о кошерности
Процветание общины несмотря на обширную эмиграцию можно объяснить высоким естественным приростом: почти все семьи многодетные – от 6 до 10 детей, и поскольку молодое поколение создает новые семьи, в квартале становится все теснее. Таким образом, Джерба является единственной еврейской общиной в мусульманских странах, численность которой растет, и это несмотря на то, что все евреи общины наслаждаются полной свободой передвижения и эмиграции.
На сегодняшний день на Джербе имеется 12 действующих синагог. Десять из них расположены в Большом квартале, одна – на рынке (в ней проходит ежедневная полуденная молитва минха), и кроме того, синагога Эль-Гриба, расположенная в Малом квартале. О ней пойдет речь ниже. На острове есть два магазина кошерного мяса, две миквы, четыре магазина кошерных продуктов, фабрика мацы, небольшая винодельня, резник, моэль, школы и ешивы.
Нигде на острове нет удостоверения о кошерности, даже в мясных магазинах: все просто полагаются на владельцев магазинов и на раввина, проверяющего кошерность продуктов. Община обеспечивает все свои религиозные нужды самостоятельно и не зависит от товаров, ввозимых извне. Когда я, еще будучи в Израиле, спросил у моих гостеприимных хозяев, что им привезти, они сказали, что им ничего не нужно, но дети будут рады, если им привезут немного сладостей из Израиля.
Синагога Эль-Гриба
В Малом квартале, который до недавнего времени был населен исключительно коѓенами, расположена самая знаменитая синагога в Северной Африке: синагога Эль-Гриба. Она окутана тайной, и о ее создании сложено множество легенд. С этой синагогой связано предание о первых еврейских жителях Джербы, коѓенах из Земли Израиля, которые привезли с собой дверь от Иерусалимского Храма. Данная версия связывает начало еврейского поселения на Джербе с периодом разрушения Первого Храма в 586 г. до н.э. Она повествует о коѓенах-служителях Храма, которым удалось бежать из Иерусалима, когда на город напали воины Навуходоносора. Коѓены прибыли на Джербу на кораблях, привезя с собой дверь и несколько камней из здания Храма. Впоследствии дверь и камни были использованы при постройке синагоги. Над входом в синагогу написано: «Это место, малый Храм (общепринятое название синагог в еврейских общинах – прим. пер.), основано в то лето, когда был разрушен Первый Храм, да будет он отстроен и возрожден в скором времени». Староста, сидящий у входа, указывает всем входящим на камень, привезенный из Храма.
Возможно, именно отсюда произошел обычай разуваться перед входом в синагогу, как это делали все, кто приходил в Храм. Следует отметить, что в других синагогах Джербы такого обычая нет.
Поскольку в Малом квартале сегодня проживают не более 30 взрослых евреев, да и те живут в отдалении от синагоги, молитвы проходят в ней лишь раз в неделю: субботним утром. Древнее постановление способствует сохранению значимости этой синагоги: в далеком прошлом раввины Джербы постановили, чтобы ни одна из синагог Малого квартала не держала свитков Торы, кроме синагоги Эль-Гриба. Это было сделано для того, чтобы вся община трижды в неделю (в понедельник, четверг и субботу – дни, когда во всех синагогах мира читают Тору) собиралась в Эль-Грибе – благодаря этому община оставалась сплоченной в течение многих веков.
Раз в году, в Лаг ба-омер, в Эль-Грибу съезжаются евреи со всего мира и устраивают там великое празднество в память о рабби Шимоне бар Йохае. Любопытно, что в летописях Джербы нет ни единого упоминания об этом обычае, и представляется, что он возник не в древности, а сравнительно недавно. Празднования Лаг ба-омера особенно расширились в последние несколько десятков лет. Из того обстоятельства, что рав Моше Кальфон, главный раввин Джербы, не принимал участия в празднествах, можно заключить, что он был не слишком доволен этим обычаем. Возможно, он опирался на мнение Хатам Софера, который писал о праздновании Лаг ба-омера на горе Мерон в Земле Израиля: «Не следует устанавливать праздник в день, в который не произошло никакого чуда и который не упомянут ни в Талмуде, ни в трудах ѓалахических авторитетов… Я не знаю, позволяется ли превращать его в день веселья и зажигания костров».
Уникальное еврейское воспитание
Одной из особенностей еврейской общины Джербы является уникальная система еврейского воспитания. Сегодня на острове есть две ешивы: «Ор Тора» и «Рабби Авраам», предназначенная для особо одаренных учеников. На острове также существует частная еврейская школа, в которой учеба проводится в будние дни в течение всего одного часа, во время обеденного перерыва в обеих ешивах. В школе изучают в основном иврит и историю еврейского народа.
Несмотря на историческое противостояние светской школе движения «Альянс», о чем мы рассказывали выше, в наши дни большинство еврейских детей Джербы учатся в местной государственной школе, где преподавание ведется на арабском языке. Еврейское образование они получают тогда, когда их товарищи-мусульмане отдыхают: время ежедневного полуденного отдыха, который продолжается около двух с половиной часов, а также в воскресенье – выходной день, большинство еврейских детей проводят в ешиве «Ор Тора» (ешива «Рабби Авраам» не принимает учеников, записанных в государственную школу). Дети продолжают учиться в ешиве и после окончания занятий в школе: вплоть до вечерней молитвы они прилежно изучают еврейские науки. В субботу государственная школа освобождает еврейских учеников от занятий, и в этот день они снова идут в ешиву – но лишь на один час, в течение которого они изучают Тору.
В обеих ешивах, помимо классических еврейских дисциплин: Пятикнижия, Талмуда и Ѓалахи, изучают также древний перевод Пятикнижия на джербский диалект еврейско-арабского языка, записанный лишь в последних поколениях. В пятницу я посетил школу и услышал, как в каждом классе дети читают недельный раздел Торы нараспев согласно традиции евреев Джербы.
В прошлом Джерба славилась как город мудрецов и средоточие Торы и мудрости. Но это качество общины не стало лишь достоянием истории. Я побывал во многих учебных заведениях Джербы и слышал собственными ушами, как громкий голос Торы раздается во всех классах и учебных залах. Изучение Торы на Джербе – это дело само собой разумеющееся. Во время прогулки по рынку я видел, как еврейские продавцы и владельцы магазинов изучают Тору прямо в разгаре торгового дня. Изучение Торы – удел не только раввинов и студентов ешив; каждый еврей посвящает ему несколько часов в день.
Великолепная традиция изучения Торы
Во время посещения Джербы я стал свидетелем великолепной традиции изучения Торы, которая передается на острове из поколения в поколение. Именно с ее помощью в общине воспитывают множество блестящих знатоков Торы. В ешиве учатся дети и подростки самых разных возрастов. Классы разделены не по возрасту учеников, а по их уровню: одаренные восьмилетние ученики учатся вместе с пятнадцатилетними подростками. Много времени посвящается изучению Талмуда, но основная часть учебы посвящена области, совершенно неизвестной в ешивах Израиля и Европы: вопросы и ответы.
Все ученики – в том числе, и десятилетние – получают вопросы. Они должны вынести ѓалахическое постановление и написать ответ. Так детей учат выносить ѓалахические постановления на основе изученного в Талмуде материала. Это становится для них обычным делом. Я видел тетради учеников: каждый из них излагает свои ответы красивым и ясным языком, четким почерком. После этого каждый ученик представляет свой ответ на суд товарищей по классу. Выслушав замечания товарищей, он передает ответ учителю и раввину, чтобы те сделали свои замечания.
Женщины остаются дома
Подавляющее большинство евреев Джербы – по сути, практически все они – занимаются ювелирным ремеслом. Это очень выгодное занятие в стране, где процветает туристический бизнес. В общине нет врачей, адвокатов или крупных бизнесменов. Нет в ней и профессиональных раввинов: тот, кто занимается «священным ремеслом», таким как преподавание Торы, управление синагогой, обрезание, не превращает свое занятие в источник дохода, а занимается параллельно с этим ювелирным ремеслом.
Семья является основой общины Джербы. Семейная структура увековечивает патриархальный общественный уклад, характерный для всего Ближнего Востока. Жизнь протекает в общем семейном дворе, и молодые семьи присоединяются к семейному клану. Мужчины зарабатывают на жизнь, а женщины не работают и не учатся. Они всегда остаются дома, и в местных синагогах даже нет женской галереи. Несмотря на это, все женщины умеют молиться. Они регулярно молятся дома или в так называемом «женском доме», где собираются для общей молитвы.
Сватовство в общине также происходит в традиционном стиле. Инициатива всегда исходит от жениха, однако он обращается не к самой девушке с предложением руки и сердца, а сообщает о выборе своей матери. Мать жениха обращается к матери невесты, и если невеста отвечает согласием, назначают день свадьбы. Молодая пара не встречается до свадьбы ни единого раза. Разумеется, нужно помнить, что речь идет об очень маленькой общине, в которой молодежь хорошо знакома друг с другом.
Джерба является государством в государстве: государство еврейское внутри мусульманского, традиционное внутри современного. Община, добровольно закрывшаяся сама в себе и сохраняющая древние обычаи и традиции. Община, которая сохраняет свою внутреннюю сущность без особого церемониала и внешних эффектов. Несмотря на огромные культурные различия, пребывание в мусульманской стране, особые обычаи и непривычную еду, я почувствовал себя на Джербе как дома – в настоящем еврейском доме.