Еврей выходит из ОВИРа, заходит в магазин, берёт в руки глобус.
Повертев его в руках, спрашивает:
– А нет ли у вас другого глобуса?
Да, непросто выполнить в этот раз гражданский долг в Израиле. Это вам не голосование за нерушимый блок коммунистов и беспартийных. После Большого взрыва, которого так долго ждали политические комментаторы, всё покрыто пеленой неизвестности. Что совершенно естественно: за Большим взрывом следует Хаос.
А вот куда податься бедному еврею?
Хочу поделиться с товарищами по гражданскому долгу кое-какими соображениями, ни к чему, разумеется, не обязывающими ни автора, ни читателя.
Для начала, посмотрим, что есть на прилавке за несколько дней до выборов. Что мы имеем? Подведем невесёлые итоги.
На совсем несерьёзные партии, типа АЛЕ ЯРОК (экологически чистые любители марихуаны) или ЦОМЕТ и ЦЕДЕК ле-КОЛЬ (почти психиатрические случаи) мы тратить драгоценное время, оставшееся до 28.03.06, не будем.
Итак, начнём, как и опросы, с КАДИМА.
Чем настораживает эта бодрая команда? Абсолютной неадекватностью. Их совсем не интересует то, что происходит вокруг.
А это всем нам опасно. Ну, может, самому Ольмерту легче – его-то дети за границей давно живут. Может позволить себе поэкспериментировать. Ну, попробовали вы освобождать родные палестины, ну сломали жизнь восьми тысяч евреев. Хорошо, я понимаю: понравилось. Не так, оказалось, страшен поселенец, как его малютка…
Но осмотритесь вокруг: что происходит. Не стоит же мир на месте. Ракеты в Ашкелоне падают! А там главная электростанция, и вообще много нашего мирного населения.
Между прочим, ХАМАС в результате размежевания пришёл к власти.
Да чего тут считать – в результате, не в результате… Факт: ХАМАС к власти пришёл, у наших соседей всё более воинственное настроение. Израиль они уже не признают, на мирные договоры – с высокой вышки…. А у Ольмерта и Переса со товарищами – семь бед, один ответ: продолжаем мирный процесс. Я серьёзно пытаюсь посмотреть на картину глазами среднего израильского избирателя и понять логику партии, которая претендует на руководящую роль в государстве.
И, честно говоря, не понимаю.
Как можно продолжать ту же самую политику, если она уже принесла столько бед? И как можно продолжать ту же политику, если обстоятельства настолько изменились?
Следующая на прилавке – АВОДА, которая сегодня, как никогда, близка к социалистическим идеалам отцов-основателей. Только как мы, пережившие развитой, военный и прочий социализм, можем в эти идеалы ещё раз поверить?
На прошлой неделе я видел занятную наклейку. Но тут была даже не литература, а прямо-таки наскальное народное творчество. Наклейка включала английскую букву Ай (в смысле Я), алое сердце, означающее страстные чувства, и характерные незабываемые усы. В переводе с наскального на русский это должно звучать как "Я люблю Амира Переца". С одной стороны, я, конечно, поразился находчивости автора шедевра. С другой, чисто автоматически, стал вспоминать, где эти усы я уже видел. И вспомнил. У великого вождя трудящихся, корифея всех наук. Как это мило, что подрастающее поколение лидеров рабочей партии перенимает идеалы ветеранов! И отращивает соответствующие усы. Так что, как следует из наклейки, Авода – это на любителя.
Продолжим далее.
Далее следует МЕРЕЦ – ЯХАД.
Тут-то хотя бы нет никаких неожиданностей. Здесь сидят настоящие идеологи, своих идей эти ребята на ветер не бросают. Они их постепенно насаждают в каменистой израильской почве. Долгое и настойчивое разрыхление политической и судебной системы средствами массовой информации дало свои результаты. В конце концов, правительства и Аводы, и Ликуда уже второе десятилетие толкают их идеи. Так что если вам близки эти идеалы – имеет смысл поддержать их авторов. А то они могут электоральный барьер не преодолеть случайно.
Если кто ищет чего-то: настоящей недорогой любви, высоких идеалов гуманизма, а также интернациональной дружбы не взирая на пол и цвет, вообще ни на что не обращая внимания, – это здесь.
Не больше причин для оптимизма оставляет правый лагерь.
ЛИКУД
Да. Мы уже где-то встречали этого лидера. Мы знакомы с его принципиальностью и способностью противостоять давлению. Мы знаем его экономические взгляды – он так успешно капитализировал израильскую экономику, что поговаривали даже, что Италия звала его к себе в министры финансов. Мы знаем и то, что ради того, чтобы реализовать свою чрезвычайно важную программу реформ, он дал возможность Шарону беспрепятственно осуществлять его программу депортации. Хотелось бы найти какие-нибудь уважительные причины его беспринципности (ну должна же быть какая-то надежда), но не получается.
Единственно, что можно сказать про Нетаниягу положительного, что если на него не будут оказывать сильного давления, он вреда не принесёт, а может даже и принести пользу. Потому что, в принципе, человек сообразительный и невредный. И ещё: просто в силу его глубокой личной вражды с Ольмертом и его компанией шансы на вхождение Ликуда в правительство с Кадимой равны нулю.
Наш Дом Израиль
Либерман. Тоже ничего определенного. Вроде бы сильный лидер. Судя по рекламным роликам, работает даже над столь импонирующим русской публике имиджем бульдозера. Вопрос только, куда эта сила направлена. Изначально готовый на совместную работу с Ольмертом, с одной стороны, с весьма экзотической программой обмена территориями – с другой. Собрал команду со вполне левыми взглядами – тоже о чем-то говорит. Хотя, конечно, нет никаких сомнений, что интересы репатриантов партия «Наш Дом» будет отстаивать как может.
ИХУД ЛЕУМИ – МАФДАЛ
Поскольку среди потенциальных избирателей этого списка много идеалистов, сразу нужно сказать: этот список – не идеальный. Далеко.
Зато ничего лучшего на эту тему на нашем прилавке нет.
ЯАДУТ А-ТОРА
Тут, казалось бы, объяснять нечего. С уходом из этого мира партии ШИНУЙ, преследовавшей «пейсатых» даже во сне, для этой партии наступило приволье. Поскольку главная её цель – контроль над финансовой комиссией Кнессета и социальными выплатами, а все остальные вопросы жизни Израиля их волнуют в гораздо меньшей степени, то её естественное место в любом правительстве. Стоит напомнить читателю, что на данный момент это единственная, кроме «Кадимы», партия, составляющая правительственную коалицию. Причем присоединилась она к нему как раз в разгар подготовки к размежеванию. Так что, если вы считаете, что о будущем Израиля должны заботиться только Всевышний и сионисты, а наше дело – учить Талмуд, то эта партия вам подойдёт.
ШАС
В этой кампании несколько шире работает на русскоязычного избирателя. Так что имеет смысл сказать и про неё несколько слов.
В прошлом эта партия выступала в отношении главных израильских проблем как в целом правая партия. В правительство Рабина она поначалу не вошла, но затем именно благодаря их поддержке знаменитый договор в Осло был проведен через Кнессет. То, что ШАС не было в правительстве Шарона – это вовсе не потому, что у неё были проблемы с размежеванием, а из-за категорического протеста партии ШИНУЙ. Но теперь ШИНУЙ приказал долго жить – и мосты между Ольмертом и ШАС уже наведены с помощью небезызвестного Арье Дери. Хотя её председатель и высказался о том, что в правительство правого блока он войдёт с большим удовольствием. Но может обойтись и меньшим удовольствием….
ХАЗИТ ЛЕУМИТ
Судя по всем прогнозам, я уже написал про эту партию слишком много…
Ничего страшного.
Ну что, скажет утомлённый и отчаявшийся читатель, пойдём искать другой прилавок? Или другой глобус, как в анекдоте из эпиграфа.
Я предлагаю более прагматичное решение.
Для того, чтобы объяснить, о чём идёт речь, я добавлю ещё несколько штрихов к той картине, которая у нас получилась. Дело в том, что мы, идя на выборы, опуская листочек в конвертик, пытаемся представить себе, а что мы, собственно, этим изменяем. К каким результатам приведёт это наше решение (если, конечно, учитывать, что нас будет достаточно много)? И тут-то нас и ждёт ещё одна трудность.
Не получается никаким образом себе представить даже то, как поведёт себя каждая из имеющихся партий сразу после выборов. Не говоря уже о том, как они поведут себя во взаимодействии друг с другом. Назовём это первым принципом неопределённости.
Да, та же самая КАДИМА. Она же состоит из совершенно разных людей с совершенно разными политическими взглядами. От МЕРЕЦА до даже вроде как борцов за неделимый Израиль. При отсутствии отца-основателя, с его известными практическими способностями, совсем не так очевидно, что из разрекламированных целей нынешние его наследники смогут реализовать.
Кроме того, неясно, с кем КАДИМА, если и получит необходимое число мандатов, войдёт в коалицию.
То же самое и со всеми остальными партиями. Войдёт Ликуд в коалицию с КАДИМА или нет? Что произойдёт с ИХУД ЛЕУМИ – МАФДАЛ? Останется ли целым, или часть пойдёт на компромисс? И так далее.
Однако и это не всё. Посмотрите, сколько всего интересного и неожиданного произошло в последние три месяца в Израиле. А как изменилась ситуация в мире, да хотя бы в последние пять лет!
Кто-то может сказать, как повернётся всё через неделю после того, как мы после долгих сомнений примем, наконец, судьбоносное решение у избирательной урны?
Что же делать? – спросил я себя после всех вышеприведенных размышлений.
«А чуть скромнее быть», – ответил внутренний голос. Оставь свои расчеты. Как сказал классик: "Делай, что должно, и будь, что будет".
– Так я же не знаю, что должно. Всё как в тумане.
– Знаешь ты всё. Разве не понятно, что между двумя беспринципными политиками нужно выбрать того, который хотя бы внешне сохраняет впечатление порядочности – это свидетельствует об остатках совести.
А из двух партий, которые ставят своей целью борьбу за землю Израиля, имеет смысл выбрать ту, которая более серьёзна и ответственна, а не ту, которая громче кричит.
А потом, посмотри на лица, на то, насколько они обезображены интеллектом и прямотой. Ведь не случайно некоторые предпочитают вообще не светиться перед выборами.
Так что не верьте тем, кто говорит, что делать нечего. Они не совсем правы. Всегда можно попробовать. Есть такое понятие у евреев – ИШТАДЛУТ, старание. В том как раз смысле, в котором сказал классик.
Наш выбор – он в том, чтобы постараться или не постараться. А из любой ситуации есть выход. Даже два – как в известном анекдоте.
Однажды очень крупного религиозного авторитета Хазон Иша спросили, что он думает по поводу участия в выборах. Он ответил: это – мицва.
– Но как же, позвольте! Ведь вся эта грязная политика, всё это безобразие – от этого же лучше держаться в стороне. Запачкаться можно.
– Пока есть возможность хоть как-то положительно повлиять, это необходимо делать.
– Ну вот Вы говорите: это – мицва. Это что же, буквально? Как мицва – есть мацу?
– Нет. Как есть марор, – ответил Хазон Иш.
(Необходимо напомнить, что марор – это горькая зелень, которую мы едим в Песах в память о египетском рабстве).