Страна фараонов
Возникновение Египта относят к 4 тысячелетию до н. э. Возле обильных вод Нила сложились два государства: Верхний (южный) и Нижний (северный) Египет. Цвет короны южных царей был белым (как бурные воды Нила, несущиеся по горным ущельям), а цвет короны северных царей – красным (как цвет восходящего солнца). Около 3100 г. до н. э. южное царство завоевало северное, и они стали одним государством. Цари объединенной империи именовались царями двух государств и в своей короне сохранили два цвета – белый и красный. Название Мицраим (Египет) ("два узких прохода" -двойственное число) указывает на две похожие страны, превратившиеся в одну. (По всей видимости, "узкий" в названии страны появляется из-за того, что все города и все население было сосредоточено на узкой полосе возле Нила. Сегодня более 90 процентов населения Египта проживает на территории, возле основного источника воды.) Титул царей паро происходит от названия дворца властителей Египта (Пар О – "большой дом"). Царь считался сыном богов и земным представителем Азириса, божества – властителя потустороннего мира.
Хронология Древнего Египта
Историю Древнего Египта принято делить на три периода: Древнее царство – десять династий строителей пирамид (до 2500 до н. э.) Среднее царство – 11-18 династии до 1587 г до н. э. (среди ученых существуют разные мнения относительно этой даты). Это эпоха больших перемен. В период Среднего царства в страну вторглись племена гиксосов. В 1587 году, после долгого правления, они были изгнаны основателями 18 династии. С этого момента начинается период Нового царства, продолжавшийся до 1100 до н. э., когда Египет в значительной степени теряет свою мощь. Следует отметить, что хронология событий древнего мира – вопрос, остающийся открытым. Многие даты устанавливаются на основе предположений или оценок. Разные научные источники приводят разные даты одних и тех же событий, чаще всего ни на что не ссылаясь.
Проблемы датировки
Отсчет лет от сотворения мира был известен еще праотцам, обретшим многие принципиальные сведения у Шема (сына Ноаха) и его правнука Эвера, которые, в свою очередь, были носителями знаний, полученных у людей, живших до потопа. Это летоисчисление стало одной из составляющих, положенных в основу законов Торы, связанных с годовыми циклами, начиная с момента выхода из Египта Закон Торы, определяющий порядок отсчета времени был дан свыше через Моше еще в Египте вместе с повелением считать месяц исхода первым месяцем года. У евреев сведения о хронологической последовательности событий никогда не передавались из поколения в поколение как обязательные знания.Само понятие истории не существовало у древних народов – оно было им не нужно, потому что идеи неслучайности и взаимосвязи событий не было ни у кого. Примером могут служить древние мифологии, которые всегда вневременные и не соотносятся с каким-либо периодом времени. Попытки представить себе хронологию мировой истории в нееврейском мире были предприняты только в 5-м веке: в 435 году скончался последний император Западной Римской империи и возникла проблема с дальнейшим отсчетом лет. Монах Дирнисий Егзиус рассчитал ретроактивно дату рождения основателя христианской религии, и несмотря на то, что впоследствии было признано, что его расчет ошибочен (ошибка составляет минимум четыре и максимум семь лет), на него долгое время опирались. И хотя в дальнейшем были использованы методы сравнения археологических находок, изначальная путаница стала непреодолимой.
Йосеф в Египте
Некоторые современные исследователи относят время пребывания Йосефа в Египте ко времени правления гиксосов (закончилось в 1587 до н. э.). По еврейской традиции, Йосеф стал министром в 1531 г. до н. э. – после изгнания этих племен. Исход состоялся в 1312 году. Время исхода подтверждается археологическими раскопками: следы разрушения ханаанских городов войсками Йеошуа (через 40 лет после исхода) датируют началом 13 века до н. э. В 1379 году (за 66 лет до исхода) на престол Египта поднимается Эхнатон – фараон, неожиданно решивший ввести в Египте служение только одному богу – богу солнца. Это приближение к монотеизму, сопровождавшееся многими реформами и расправами над жрецами, не пожелавшими отказаться от старых культов, не могло быть случайным. И многие историки, игнорируя свидетельство раскопок о завоевании евреями земли Кнаан начиная с 1272 гг., решили, что в это время (ок. 1379) состоялся исход из Египта, произведший на правящего фараона большое впечатление и приблизивший его к монотеизму. "Ну что же, – говорят они, – значит евреи в пустыне были гораздо дольше, чем сорок лет". На таких необоснованных догадках строится вся хронология. В год исхода (1312) Моше исполнилось 80 лет (род. 1392). Если считать дату начала правления Эхнатона правильной, то он как раз и есть тот наследный принц, вместе с которым во дворце фараона воспитывался Моше. Тогда легко предположить, что не исход, а личность Моше, которого он знал с детства, повлияли на фараона-реформатора. Он не перестал быть идолопоклонником, но получил какие-то представления о единстве мироздания и одной общей управляющей им силе. Но все это догадки. Датировки историков расходятся, нет конца предположениям. Велиховский подверг критике все системы датировки и предложил свою новую, совершенно революционную концепцию хронологии событий древнего мира. Она основывается на еврейской датировке и с убедительностью доказывает ее справедливость. Велиховский идентифицирует гиксосов с племенами Амалека, проживавшими в южной части Израиля. Начало их правления он относит ко времени исхода из Египта и считает, что война с племенами Амалека это столкновение сынов Израиля с племенами гиксосов, двигавшихся на завоевание Египта. Изгнание гиксосов из Египта он связывает с войной Шауля с племенами Амалека в районах современного Эль Ариша (реки египетской), подорвавшей их силу. (Гиксосы отстроили укрепления на юге Израиля, помогавшие им держать под контролем Египет, однако Шауль уничтожил их города, и тем самым ослабил их, и лишил возможности удерживать власть на большой территории).