Исход из Египта – это не только время чудес, но и момент изменения принципов управления миром. До начала египетских наказаний человеку отводилась в значительной степени пассивная роль – он должен был пройти по жизни, не нарушая законов природы и законов взаимоотношений между людьми. Исход из Египта превратил сынов Израиля в тех, кто способен быть сильнее природы и изменять даже ее основные законы. Все чудеса в Египте Всевышний мог сделать Сам, но Он поручил Моше и Аарону совершить те действия, которые повлекли за собой явления, не объяснимые с точки зрения природы известных человеку сил: Аарон ударил посохом по воде – и она превратилась в кровь; Моше простер посох – и появились лягушки; он бросил прах земной в воздух – и из него возникли насекомые… Природа отступила перед силой духа человека. Освобождение из Египта – не только освобождение из рабства, но и освобождение от власти сил природы. Но настоящий поворотный момент истории, после которого духовные усилия людей стали играть решающую роль, а Вс-вышний отвел Самому Себе роль помощника праведников и самоотверженных людей – это переход через море. Сказал Всевышний Моше: "А ты подними твой посох, и простри твою руку на море, и расколи его" (Шмот, 14:15). Моше сам должен расколоть море! В Египте, когда он давал знак, природа вещей менялась сама, как сказано: "…и ударил по воде … и превратилась вода, которая в Ниле, в кровь". А сейчас ему велено: "Расколи!" Расколи сам!" – море должно расступиться непосредственно под воздействием его силы, а Вс-вышний лишь поможет ему. Ответил Моше: "Ты говоришь, чтобы я расколол воды моря, но Ты же Сам сказал: "Положил Я границу морю" (Ирмеяу, 5:22). Как же теперь проложить дорогу посуху посередине моря – там, где отведено место для воды?" Ответил Всевышний: "Когда при сотворении мира Я собирал воды в одно место, Я поставил им условие: "Будет вам отведено место в мире, только если расступитесь перед еврейским народом, когда придет время". Услышав это, Моше тут же пошел приказать водам моря расступиться, но они не захотели подчиниться ему. Сказали воды: "Мы не будем слушать тебя – ведь мы были сотворены во второй день, а человек появился на свет после нас – в шестой день творения". У Моше не хватило сил проложить дорогу через воды. Но упрямство воды длилось недолго. "И увидело море, и убежало" (Те’илим, 114:3). Говорят наши мудрецы: "Что же увидело море, что заставило его расступиться? – Ковчег с останками Йосефа" (Мидраш Те’илим, 114). И еврейский народ, который начал двигаться, преисполненный веры и готовый идти прямо в воды, и Нахшон бен Аминадав, который бросился в воды раньше других, – все это сыграло свою роль, но если бы Моше не вынес из Египта останки Йосефа, воды не раскололись бы по середине, образуя спасительный проход. Чем же отличался Йосеф от Моше, от Нахшона бен Аминадав? Чем он превзошел всех евреев? Что особенного было в нем? Чего не хватало другим? Никто другой не сумел в полной мере преодолеть силы природы, действующие во внутреннем мире человека и находящие свое выражение как влечение к физическим удовольствиям, приводящее к пренебрежению заповедями. Изо дня в день Йосеф преодолевал дурные желания и тем самым возвышал самого себя: и в доме Потифара, когда жена хозяина изо дня в день уговаривала его быть с ней, и в темнице, и в то время, когда он стал вторым лицом в государстве и жил в роскоши. "Сказал Вс-вышний Йосефу: "Ты бросился бежать и выбежал наружу, когда жена Потифара схватилась за его одежды – за это море разбежится в разные стороны перед ковчегом, в котором вынесут твои останки из Египта". (Текст обработан и дополнен для удобства русскоязычных читателей.) Перевод: Рав Зеев Мешков