Перед 9 ава, днем поста и траура, когда мы вспоминаем о разрушении Храма, стараемся преодолеть разрозненность в еврейском народе (ставшей причиной его разрушения) и устранить корень всех бед – пренебрежение к Земле Израиля, не могло быть более важного действия – взяться за руки, защищая своими телами Землю, заботясь о единстве народа и о судьбе каждого еврея. Цепочка протянулась до Стены плача, и в нее была вложена записка. Но при этом трубили трубы, изготовленные в Институте Храма рава Исраэля Ариэля, провозглашая, что мы не остановимся там, куда приходили молиться евреи на протяжении 2000 летнего изгнания. Защищая завоеванное, сохраняя достигнутое, мы смотрим вперед и вверх. Наши взоры устремлены не к стене слез, а к месту Храма, и мы молим Вс-вышнего о его восстановлении. Про цепочку можно сказать, воспользовавшись стихами из главы "Нецавим": "Вы стоите все сегодня перед Б-гом Всесильным вашим: главы колен ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши, каждый человек в Израиле. Дети ваши, жены ваши и пришелец твой, который в среде стана твоего, от дровосека твоего до черпающего воду для тебя… И не с вами одними Я заключаю союз этот и строгое заклятие это, но и с теми, кто с нами стоит здесь сегодня перед Б-гом Всесильным нашим, и с теми, кого нет здесь с нами сегодня… (Дварим, 29:9-15). Кто же с нами сегодня? Прежде всего – народ. Он решает все, без него не соединить юг с центром страны, без него не заселить эту землю и не преобразовать ее. С нами мудрецы Торы. Рав Авраам Шапиро, глава йешивы Мерказ а-рав, пришел и занял свое место напротив Шаарей Цедек а-яшан, недалеко от телевизионного центра. С нами политики и общественные деятели, не утратившие своего еврейства: в последних звеньях цепи, недалеко от Котеля, – Председатель Кнессета Рэувен Ривлин. Кого же нет здесь с нами сегодня? Тора имеет в виду, что в тот момент, когда собрались сыновья Израиля для принятия клятвы перед Б-гом, в общем собрании находились и все души – даже те, которые еще не пришли в мир и должны появиться только в будущем. А, мы, произнося эти стихи из книги Дварим, прежде всего вспоминаем о Йонатане Поларде, которого представляла его жена, и обо всех солдатах Израиля, пропадающих во вражеском плену. Но, может быть, их можно отнести к тем, кто навсегда уехал из страны и поселился в Нью-Йорке, Париже или Берлине? Не думаю. Они отсекли себя от общества Израиля, не захотели взяться за руки со своими братьями, не хотят устраниться от нарушения запрета "не стой на крови ближнего твоего" – предотврати трагедию, нависшую над жителями Гуш Катифа и всем народом. Не нужны их деньги, не нужна их забота о нас, нужны их братские руки… А их нет. Какой маленькой становится Земля Израиля, когда ее нужно защитить, и какая она огромная, когда цветет, наполняется красивыми домами и детскими садами! Это напоминает тот момент, когда Всевышний свернул всю Землю под Яаковом, заснувшим на Храмовой горе, и сказал ему: "Землю, на которой ты лежишь, – тебе отдам ее и потомству твоему" (Берешит, 14:13). Когда говорят о важности единства народа, о взаимной любви, истреблении из нашей среды ненависти и разобщенности, нужно помнить, что единство не строится на пустом месте. Людей должна объединять общая идея, которую они все вместе претворяют в жизнь. Любовь может быть беспричинной, но она похожа на тоску и страдания, пока рука не протягивается к руке, не чувствует взаимопонимание, забота друг о друге и устремленность к общей цели. Что бы там ни произошло в дальнейшем, подобное действие имеет самостоятельную ценность, так же как молитва – был ли на нее ответ, или нет – в любом случае она услышана и похожа на драгоценную жемчужину перед глазами Вс-вышнего. Сыновья Израиля, отказавшиеся войти в Землю Израиля, произнесли страшные слова: "Зачем Б-г ведет нас в страну эту? Чтобы пали мы от меча, чтобы жены наши и малые дети наши стали добычей?" (Бемидбар, 14:3); "по ненависти Б-га к нам вывел Он нас из страны египетской, чтобы предать нас в руки эморейцев на истребление" (Дварим, 1:27). Отголоски этих слов слышны и сегодня, когда некоторые евреи говорят: "В Израиле опасно, в Израиле нужно служить в армии, посылать в армию детей… в Израиле не тот уровень жизни". Какой смысл всех этих высказываний? Только один: "Б-г нам велел жить в месте, не пригодном для проживания, где мы должны постоянно рисковать и тяжело зарабатывать кусок хлеба!" Иными словами: "Не любит Он нас, потому что хочет забрать из удобных для проживания безопасных мест и привести в самое пекло мировых конфликтов. Ну а мы, естественно, против и никуда не поедем". Этому греху есть только одно исправление: приехать, взяться за руки, вместе со всем народом составить живую цепь, которая соединит нас друг с другом, с Землей Израиля и с Б-гом. Другого единства не бывает. У кого нет связи с Землей, нет связи с Б-гом, а любовь к еврейскому народу без Б-га – абсурд: нет еврея без Б-га. Круг замкнулся.