Когда только 42 тысячи из миллионного еврейского населения Персии откликнулись на призыв Творца и вернулись в 352 г. до н.э.из изгнания для того, чтобы отстроить страну, Йерушалаим и Храм, то были это люди не самой большой мудрости и не самой высокой праведности – большая часть из них убегала от долгов и других проблем.
Мужи Великого Собрания, желая духовно возвысить тех, кто начал новую эпоху – эпоху Второго Храма – решили изменить существовавшее до тех пор правило (согласно которому высокие уровни постижения Торы раскрывали не всем) и сделать изучение Торы доступным для каждого.
120 Мудрецов объявили о начале нового времени, произнеся: "Поднимите как можно больше учеников".
Через четыреста лет после этого ученики Гилеля и Шамая, продолжая спор о Небе и Земле, решили выяснить, что же все-таки имели в виду мужи Великого Собрания и можно ли, несмотря ни на что, любого обучать Торе.
Заботясь прежде всего о чистоте небесного света ученики Шамая утверждали: "Нельзя обучать людей, которые не наделены мудростью и скромностью, не могут восстановить свою родословную и не богаты настолько, чтобы иметь возможность спокойно учиться.
Ученики же Гилеля считали, что когда гаснет свет Небес, необходимо прежде всего попытаться достать искру, которая теплится в душе человека – другого источника в мире не будет.
Свет рассыпан на земле! Они говорили: "Следует учить каждого, ибо было много преступников среди народа Израиля, которые, приблизившись к изучению Торы, стали праведниками и людьми прилежными и правильного поведения".
-Но ведь Небеса отдаляются от земли, когда свет Торы раскрывается людям недостойным и они, взяв его крупицы, извращают учение, – возражают ученики Шамая.
– Тора дает силы, и чтобы злодеи не разрушили мир, Небеса забирают свой свет, если Мудрецы не умеют сохранить его и он расплескивается из драгоценных сосудов и уходит к злодеям".
Что важнее? Не уронить величие Торы, дав ее недостойному, или попытаться достать искру…
Галаху постановили как учили в доме Гилеля – "Бейт Гилель", – достать искру важнее!